Тема урока: Что изучает география ?
Цели урока:
— познакомить обучающихся с новым предметом — географией;
— раскрыть особенности содержания курса;
— показать практическое значение географии на разных этапах развития общества;
— выяснить, какие задачи решает география; — ознакомить с методами географической науки;
— познакомить обучающихся с новым учебником и требованиями учителя.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
-проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
Предметные:
формулировать определение понятия «география». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками; приводить примеры географических объектов; объяснять для чего изучают географию;
Метапредметные:
-Умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе. Высказывать свои суждения, обосновывая их.
Универсальные учебные действия:
Личностные: оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
Регулятивные:
планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать свою работу и работу одноклассников, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные:
извлекать информацию о географических объектах, процессах и явлениях, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные:
умение взаимодействовать и общаться с ребятами по классу, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства для выражения своих мыслей.
Оборудование:
физическая карта полушарий, портреты путешественников, известных географов, атласы, контурные карты, учебник, рабочая тетрадь .
Тип урока: вводный.
Структура и ход урока
l. Приветствие учащихся и представление темы занятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний первый урок будет посвящен очень интересной теме. Мы будем рассматривать, что именно изучает география и какие объекты, процессы и явления входят в ее предметную область. Вы, наверняка, уже имеете представление о том, что география занимается познанием нашей планеты Земля, ее природы, общества и взаимодействия между ними. Но сегодня мы погрузимся глубже и рассмотрим, какие именно сущности, действия и события исследует эта наука.
Информацию по географии можно взять с разных источников. Как вы думаете , что это могут быть за источники ?
Какую информацию мы можем получить с помощью этих источников? ( с. 7 учебника).
Зачем нужна география и почему её нужно изучать?
- Какие у вас будут гипотезы ?
Цель нашего занятия — расширить ваше представление о нашем предмете и показать вам, как важно понимать и анализировать эти элементы для лучшего понимания нашей планеты и влияния на нее. Уверена, что сегодняшний урок будет увлекательным и познавательным.
Постановка целей и задач. Мотивация учащихся и актуализация их предварительных знаний.
ll. Основная часть.
1. Объяснение понятий «география», «географические объекты», «географические процессы» и «географические явления».
География — это школьный предмет, который изучает нашу планету и все то, что на ней происходит. Знание географии помогает нам понять, как выглядит наш мир и как люди взаимодействуют с окружающей средой.
Географические объекты — это Географические объекты — это разные части земной поверхности. Например, горы, реки, озера, океаны, леса, пустыни, города и даже страны. Все они имеют свои особенности и важные характеристики.
Географические процессы — это Географические процессы — это преобразования, которые происходят на земной поверхности со временем. Это могут быть такие процессы, как эрозия (размывание грунта реками и ветром), денудация (разрушение горных пород), вулканическая деятельность, формирование озер и перемена климата. Географические процессы помогают нам понять, как меняется наша планета.
Географические явления — это Географические явления — это различные явления и особенности, которые мы можем наблюдать на Земле. Это могут быть такие явления, как морские течения, циклоны и антициклоны, засухи, паводки, смена растительности и многое другое. Географические явления помогают нам понять, как работает природа и как она влияет на нашу жизнь.
2.Поиск решения.
Продолжите: география-наука о…
-С чем или с кем вы связываете географию ?
-Что хотели бы узнать изучая географию ?
-Какие книги , журналы уже читали ?
-Какие видели телепередачи и кинофильмы географического характера ?
lll. Знакомство с учебником.
Учебник – ваш главный помощник в изучении географии. Наш учебник имеет символ «Полярная звезда», который будет служить ориентиром и поможет выделить самое главное. В конце каждого параграфа имеется рубрика «Запомните», в которой даны основные термины, географические названия и имена. Их необходимо знать и уметь находить на карте. Чтобы лучше усвоить материал параграфа, учащиеся должны отвечать на вопросы и выполнять задания рубрик «Это я знаю», «Это я могу», «Это мне интересно». Первая рубрика помогает усвоить текст параграфа, вторая и третья позволяют учащимся творчески подходить к делу, выполняя различные задания.
Верный помощник, к которому учащиеся должны постоянно обращаться, — это раздел «Как лучше работать с учебником, чтобы достичь успеха?» в рубрике «Шаг за шагом» (с. 7). Изучение этого раздела знакомит с основными приёмами работы с учебником. Рубрика «Шаг за шагом» имеется во многих параграфах, она выполняет роль консультанта-помощника, объясняющего, как выполнить то или иное действие.
Учитель обращает внимание на карты, помещённые в конце учебника, раскрывает их роль и назначение. На уроке учащиеся знакомятся с рабочей тетрадью «Мой тренажёр» и её рубриками.
В учебнике есть особые страницы – Шмуцтитул.
Первоначально шмуцтитул, или «грязный титул», помещаемый перед титульным листом, должен был предохранять его от загрязнения. С течением времени шмуцтитул стал называться лист бумаги перед началом книги или отдельной ее частью, на котором помещается заглавие, иллюстрация и т. п.
Рассмотрите и самостоятельно изучите шмуцтитул.
-Введение (с.3).
lV. Изучение нового материала.
1.У истоков географии стояли великие люди:
Эратосфе́н Кире́нский ( 276 год до н. э.—194 год до н. э.) — греческий математик, астроном, географ и поэт, написавший сочинение «Географика». С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля.
Страбон, которого называли Географ. Эратосфен, написавший сочинение «Географика». С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля.
2. Обсуждаем познавательную задачу: зачем нам география?
Зачем нам география?
Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории науки географии.
История географии начиналась с путешествий и мореплавания. В результате расширялся географический кругозор людей, осваивались, а затем и заселялись новые земли, собиралась важная информация об исследованных землях.
География
Марина Вишнякова https://stihi.ru/2018/10/13/299
География – наука хоть куда.
Знать её – совсем не ерунда.
Флору, фауну, и реки и моря
Изучаем мы конечно же не зря.
Изучив подробно всю планету,
Можно путешествовать по свету.
Сделать можно множество открытий
И у нас ещё и на Таити.
Если местность, климат – лучше изучать
Катастрофы легче нам предотвращать.
Очень география нужна,
И для всех людей она важна.
V.Физминутка.
Vl.Применение полученных знаний.
1.Самостоятельная работа.
Прочитайте первый фрагмент параграфа «Зачем купцу география?» (купец — тот, кто занимается торговлей).
2. Изучив первый фрагмент параграфа, мы можем сделать вывод.
Выводы в нашем учебнике выделены особым цветом….
3. Для нас очень важна географическая карта.
Во время чтения мы встречаем различные географические объекты: страны, города,…., …. Нам нужно уметь их показывать на географических картах.
Повторим правила работы у карты.
Самостоятельная работа с географическими картами
- В учебнике есть карты на стр. 176-189. Прочитайте название карт.
- Что мы можем узнать, глядя на физическую карту полушарий?
На политической карте полушарий стр. и т. Д
Vll. Закрепление полученных знаний.
. Давайте вместе выясним, зачем нам, современным людям, география? Самостоятельная работа стр. 5
- Какое она имеет значение для людей и для каждого из нас?
- Есть ли среди ваших родных и близких люди, чья профессия связана с географией?
Вывод на стр. 5 учебника. География помогает нам видеть и раскрывать образ мира, ориентироваться в нем.
Vlll. Итог урока.
. Что нам понадобится на уроке кроме учебника?
Вывод. Изучение географии невозможно без использования географических карт, а также дополнительной литературы: материалов Интернета, периодической печати и других источников знаний.
lX. Домашнее задание.
1. Изучить § 1.
2. Ответить на вопросы 1—3.
3. Выполнить задание 4.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.