Конспект урока по географии 5 класс.
Тема урока: Земля-планета Солнечной системы.
Цель: Доказать уникальность Земли среди других планет Солнечной системы, сформировать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной
Задачи:
образовательные:
1. Повторить строение Солнечной системы.
2. Сформировать у обучающихся представление об особенностях планет Солнечной системы.
3. Сформировать у обучающихся представление об уникальности планеты Земля.
развивающие:
1. Развивать умение выделять главные особенности;
2. Развивать умение объяснять следствия особенностей планеты Земля;
3. Формировать умение работать с различными источниками информации (карты атласа, учебник (текст параграфа и статистический материал приложений);
воспитательные: развивать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Структура и ход урока.
l.Организационный момент.
1.Приветствие.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
2.Актуализация знаний.
Загадка.
Атмосфера и вода,
Солнце, тёплые ветра,
Круглая, вращается,
Как называется?
Ребята, давайте определим , что мы должны узнать сегодня на уроке.
-Что такое космос?
-Что такое звёзды?
- А как называется наука, которая изучает Вселенную?
Астроно́мия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем. Образовано от древнегреческих слов ἀστήρ, ἄστρον (астер, астрон), «звезда» и νόμος (номос), «обычай, установление, закон.
Формулировка темы и целей урока.
ll. Изучение нового материала.
Что же такое Солнечная система? Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. Ребята , откройте атлас на с.10 и выясните , что входит в состав Солнечной системы. Итак, солнечная система включает в себя Солнце, 8 планет, более 60 спутников, свыше 5000 астероидов и множество более мелких объектов – комет, космических обломков и космическая пыль.
.Часто солнечную систему называют Вселенной. Люди по-разному представляли себе Вселенную. Очень долго великие ученые утверждали, что все небесные тела вращаются вокруг Земли. И только Николай Коперник в 1543 году создал новую модель Вселенной, где в центре находится Солнце.
Сегодня мы знаем, что все планеты вращаются вокруг Солнца. (Модель).
Светит Солнце, а вокруг
Есть планеты, девять штук.
Вам планеты по порядку
Перечислю я сейчас:
Раз! Меркурий,
Два! Венера,
Три! Земля,
Четвёртый — Марс.
Пять! Юпитер,
Шесть! Сатурн,
Семь! Уран,
Восьмой — Нептун.
Номер «девять» звать Плутон.
Тот, кто лишний, выйди вон!
На данной модели мы видим не все планеты. Здесь отсутствуют… (Уран и Нептун).К тому же, планета Плутон в 2006 году была исключена из числа планет . Теперь Плутон относится к числу малых планет. Но споры ученых по данному вопросу продолжаются.
Что вы можете сказать, наблюдая за планетами? (Вращаются с разной скоростью, находятся на разном удалении от Солнца, имеют разные размеры.)
Каждая планета движется вокруг Солнца по определенному пути. Как называется этот путь? (Орбита).
Земля относится к планетам земной группы. Её шарообразная форма и размеры имеют важное географическое значение. Давайте выясним эти географические следствия при помощи учебника.
Земля имеет постоянный спутник.
Полетели на Луну –
Руку в сторону одну.
А вторую вверх подняли,
Словно крылья замахали.
Подскочили высоко –
Вот Луна, недалеко!
Потянулись – вот она
На ладонях вся ЛУНА!
Шарообразная форма Луны и её довольно большие размеры позволяют рассматривать Землю и Луну как двойную планетную систему с общим центром вращения вблизи земной поверхности. Сила лунного притяжения и сила, возникающая при взаимном вращении Земли и Луны, приводят к образованию приливов и отливов на Земле.
lll. Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Все планеты очень разные. Давайте проведем географическое исследование. При помощи карты в атласе (с.10) «Земля во вселенной» заполним таблицу «Планеты Солнечной системы» . Внимательно изучите условные знаки карты и выпишите в таблицу нужную информацию. Отметив в последнем столбике самую уникальную особенность нашей планеты.
Земля планета, на которой мы живем. Она удивительна и уникальна. В чем же её уникальность?
Главная особенность Земли состоит в том, что это планета жизни. Именно здесь сложились все необходимые условия для существования и развития живых организмов. Атмосфера нашей планеты не столь плотная, как, например, Венеры, и пропускает достаточное количество солнечного света. В недрах Земли возникает невидимое магнитное поле, защищающее её от вредного для жизни космического излучения. Только в земных условиях возможно существование воды в трёх состояниях — газообразном, твёрдом и, конечно же, жидком. Первые живые организмы возникли на Земле практически сразу с появлением воды. Это были бактерии, в том числе и производящие кислород. С развитием жизни появлялись всё новые, более сложные организмы. Вышедшие на сушу растения изменили состав атмосферы Земли, увеличив в ней количество кислорода.
lV. Закрепление изученного материала.
Познавательные вопросы различной сложности.
Что такое Солнечная система?
Какая планета расположена ближе всех к Солнцу, какая- дальше всех от него?
Какая Планета самая маленькая, какая-самая большая?
Назовите главное отличие Земли от других планет.
V. Рефлексия.
Продолжи предложения:
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Vl. Домашнее задание.
Несколько заданий на выбор.
Рисунок ,мини-сочинение о любой планете (по желанию).
Оценка работы. Поблагодарить за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.