Тема: Геологическое строение и полезные ископаемые Евразии
Цели:
1. Образовательные: изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, проследить взаимосвязь тектонического строения и размещения полезных ископаемых;
2. Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии; способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру.
3. Развивающие: развивать умение работать с учебником, атласом, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами.
Задачи урока:
- Выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структур;
- Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии;
- познакомить учащихся с основными района вулканизма и землетрясений в Евразии;
- Продолжать отрабатывать умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,
- Продолжать формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка
Методы работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы контроля и самоконтроля.
Оборудование: физическая карта мира, тетради, атлас для 7 класса по географии,
Форма работы: в парах, индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний.
А) Проверка знаний
Б) Задание: расставьте цифры соответствующие морям, которые принадлежат данным океанам.
Океаны: Северный Ледовитый_________________
Атлантический______________________
Индийский_________________________
Тихий_____________________________
К каким океанам принадлежат моря:
1)Карское; 2)Берингово; 3)Аравийское; 4) Балтийское; 5) Черное; 6)Желтое; 7) Охотское, 8) Баренцево; 9) Белое; 10) Северное; 11) Средиземное; 12) Восточно-Китайское; 13) Азовское; 14) Лаптевых; 15) Японское
3. Изучение нового материала:
Вступительное слово учителя: Вы узнали о внутреннем строении Земли, о составе, строении и процессах, происходящих во внешних оболочках, путешествовали по земной поверхности с помощью карт и овладевали приёмами работы с ними. Побывали на пяти материках Земли и бороздили просторы Мирового океана. И мы сегодня с вами продолжаем изучение материка Евразия.
Вопрос: Вспоминая тему прошлого урока, скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?
Ответ: Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.
Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше?
Тектонические строение и полезные ископаемые Евразии
Для того чтобы изучить данную тему нам необходимо:
- усвоить особенности строения, и полезных ископаемых Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.
Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.
-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? (карта «Строение земной коры», «Литосферные плиты» с. 8-9, 10 атлас)
- Как образовался материк Евразия? (Пангея-Лавразия (северные)- Гондвана (южные)
Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности? Материковый тип земной коры.
- Какие участки входят в состав земной коры материкового типа? Устойчивые платформы и складчатые области.
- Что такое платформа?
- Какие формы рельефа соответствуют платформам?
- Что такое складчатая область? (тектоническая складчатая структура планетарных масштабов, отделяющая древние платформы друг от друга или от океана.)
- Как образовались складчатые области?
- Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
- От чего зависят строение, высота и облик гор?
Анализ карты строения земной коры с. 8-9, 10 атлас
- Что лежит в основании материка Евразии? (Евразийская литосферная плита)
- Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты? (неодинаковый)
- Что проходит по границе литосферных плит? (складчатые пояса). К этому вопросу мы вернемся позже
Задание 3 : Используя карту «Строение земной коры» и физическую карту Евразии, установите зависимость между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа по территории Евразии.
Какие закономерности вы заметили? (Складчатым
поясам принадлежат горы, а
платформам – равнины и плоскогорья).
- Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка? (т.к. здесь стык литосферных плит)
- С какими плитами она граничит? (На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской)
- Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой?
Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.
Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.
Сейсмически активные пояса. Землетрясения и вулканизм.
- С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?
- Чем отличаются эти части материка?
- Что происходит в таких зонах и как они называются?
- Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?
- Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне?
- Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой)
- Что еще повлияло на рельеф Евразии? Древнее оледенение.
(На рельеф материка оказало большое влияние и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Спускаясь со Скандинавских гор, лед сглаживал их поверхность. После его таяния на Восточно-Европейской равнине, к югу от Балтийского моря, на севере Азии остались многочисленные морены - скопления обломков горных пород разных размеров)
На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный –Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский или Альпийско-Гималайский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».
- Посмотрите по карте на с. 8-9 и 48-49 где проходит Тихоокеанский сейсмический пояс? (от п-ва камчатки до Больших Зондских островов). Он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов- это действующие и потухшие вулканы.
В горах Альпийско-Гималайского складчатого пояса очень часто случаются разрушительные землетрясения.
- Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).
Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо (Тихоокеанское огненное кольцо, Тихоокеанское кольцо, Тихоокеанский огненный пояс) — область по периметру Тихого океана, в которой находится большинство действующих вулканов и происходит множество землетрясений. Всего в этой зоне насчитывается 328 действующих наземных вулканов из 540 известных на Земле.
Задание 4. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя картосхему, нанесите цифры расположения вулканов:
1.Везувий (Аппенинский полуостров)
2. Этна (о. Сицилия)
3. Кракатау (Большие Зондские острова)
4. Ключевская Сопка (п-ов Камчатка)
5. Фудзияма (Японские острова)
Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) Работа с атласом стр. 48-49.
Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)
Задание 5. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:
1. Район Персидского залива
А. Драгоценные камни
2. Пол-в Малакка
Б. Железная руда
3. О-в Шри-Ланка
В. Нефть, газ
4. Горы Скандинавские
Г. Оловянные р., Д. Медные р.
5. Север Великой Китайской равнины
Е. Каменный уголь
Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б, 5.Д.
Вывод: На равнинах осадочные полезные ископаемые, а в складчатых поясах магматические и метаморфические
4. Закрепление изученного материала.
Задание 6 : Заполнить пропущенные слова.
Рельеф Евразии ….. (разнообразен)
Здесь находятся крупные … (равнины)
А также крупнейшие … (горные системы мира)
Самая высокая точка вершины ….. ( Джомолунгма (Эверест) 8848м).
Самое низкое место на материке ….(впадина Мертвого моря)
Амплитуда высот более … (9000 м)
5. Подведение итогов урока: подвести итоги темы уроки, проанализировать все ли задачи были выполнены. Работа с листом самооценки. Настроение. Итоги в баллах. Кто какие оценки получил.
6. Домашнее задание: С.5 № 2-5
Рефлексия:
1. Достигли ли мы намеченной цели?
2. Что мы сегодня нового узнали на уроке?
3. Какое значение имеют знания и умения, полученные на уроке?
4. Где ты можешь применить полученные знания в жизни?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.