Класс:10
Тема: Гражданское общество и правовое государство
Цели: подвести учащихся к пониманию значения существования гражданского общества и важности деятельности местного самоуправления; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся понимания необходимости создания гражданского общества, ответственности каждого человека за развитие общества.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (гражданское общество, государство, государственный чиновник, местное самоуправление, муниципальная собственность, территориальное общественное самоуправление, референдум), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Правовое государство: право выше власти»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам
КАРТОЧКА № 1
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Зачем соединять силу и право?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- В чем сила государства?
- Приведите примеры справедливых и несправедливых законов.
- Кто из древнегреческих философов заложил основы учения о правовом государстве?
- Где находится источник права?
- Почему право должно принадлежать человеку?
- Как соотносятся право и власть?
- Почему общество и государство должны подчиняться праву?
- Что такое демократия?
- Должна ли демократия опираться на законы?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 2
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Почему нужно разделять власть в государстве?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Как родилась теория разделения властей?
- Какие ветви власти существуют в государстве?
- Какой вклад в развитие теории правового государства внесли Аристотель, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Дж. Локк и И. Кант?
- Как должны строиться отношения между различными ветвями власти?
- Что такое категорический императив?
- Каковы признаки правового государства?
3. Сделайте вывод.
III. Изучение новой темы
План
1. Что такое гражданское общество?
2. Местное самоуправление.
Задача для учащихся: Выяснить, почему становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства? Может ли жизнь общества происходить без участия государства?
1. Беседа по вопросам
- Что такое общество?
- Как связаны между собой государство и общество?
- Каковы сферы жизни общества?
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 200-201) или учебник 2 (с. 46-50).
Задание для учащихся: выяснить основные черты гражданского общества. (Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества. Основные его черты: добровольность объединений; защита и реализация частных интересов; надежда на взаимодействие, взаимопомощь и взаимовыручку.) Заполнить таблицу.
Сферы жизни общества |
Примеры |
Экономическая сфера |
|
Социальная сфера |
|
Сфера духовной культуры |
|
Политическая сфера |
|
3. Задание для учащихся: какую роль в жизни государства и общества играет местное самоуправление?
Глава 8. Местное самоуправление
Статья 130
1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 133
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. [29]
4. Беседа по прочитанному тексту
- Как формируются органы местного самоуправления? (Органы местного самоуправления формируются через систему всеобщих выборов.)
- Почему государство передает часть своих функций органам местного самоуправления? (Центральным органам власти трудно решать вопросы местного значения, учитывать потребности каждого муниципального образования.)
- Какие вопросы легче решить местным властям, а не федеральному правительству? (Например: ремонт дорог, освещение улиц, вывоз мусора и т. Э.)
IV. Закрепление изученного на уроке
- Почему люди стремятся объединить свои усилия в отстаивании своих прав и свобод?
- Как связаны органы местного самоуправления и гражданское общество?
- Какие органы самоуправления существуют в вашем муниципальном образовании?
V. Подведение итогов урока
- Почему становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства?
- Может ли жизнь общества происходить без участия государства?
Домашнее задание
1. Прочитать § 22 учебника).
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Что такое гражданское общество?
- Какую роль в жизни общества играет местное самоуправление?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.