УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2 класс
УМК «Школа России»
Тема: И.А.Крылов и его басня «Лебедь, Щука и Рак».
Тип урока: ОНЗ (технология развитие критического мышления)
Цели:
Развивающий аспект
-развитие речи учащихся
-развитие умений анализировать произведение в жанре басни, находить способы изображения событий и характеров героев, составлять модель басни
Познавательный аспект
-формирование умения осознанного, правильного, выразительного чтения басни
-формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристики действующих лиц
Воспитательный аспект
-воспитание внимательного отношения к мнению другого человека
-воспитание совместной работы в группе, радости сопереживания успехам собеседника
Оборудование урока:
-концептуальное колесо и карточки – предположения, кроссворд ( в каждой группе), листы с текстом об авторе, карточки с действиями героев, листы с изображением героев для написания синквейнов.
Ход урока:
1.Фаза вызова.
а) Вступление.
Ребята, наверное, вы согласитесь, что литература-это необыкновенная волшебная страна. Авторы - это волшебники. А у каждого волшебника есть волшебная палочка. У автора-это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово - не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен разгадать его. А вы внимательные читатели?
СЛАЙД №2
б) Решение кроссворда.
Предлагаю вам решить небольшой кроссворд, вспомнить разные жанры устного народного творчества, чтобы самим определить тему нашего сегодняшнего урока. Во время вашей работы я буду «хранителем времени», буду предупреждать вас о приближении окончания работы. А чтобы работа ладилась, скажите друг другу доброе слово – комплимент.
Разгадывание кроссворда (работа в группах).
|
П |
Р |
И |
Б |
А |
У |
Т |
К |
А |
|
||||
|
З |
А |
Г |
А |
Д |
К |
А |
|
||||||
|
С |
Ч |
И |
Т |
А |
Л |
К |
А |
||||||
|
Н |
Е |
Б |
Ы |
Л |
И |
Ц |
А |
||||||
П |
Е |
С |
Н |
Я |
|
|||||||||
1.Этот жанр содержит шутку, вопрос – ответ, является небольшой сказкой.
2.Вы очень любите их отгадывать.
3.С нее начинают игру.
4.В этом стихотворном жанре происходит то, чего не может быть на самом деле.
5.Мама с ней укладывает малыша спать.
Группа, готовая к презентации, сначала говорит ответ тихо только учителю.
Какое слово у вас получилось? С каким новым литературным жанром мы сегодня познакомимся?
в) Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром –басней и с известным автором басен. Автор басен по-другому называется… А попробуйте сами мне дать определение. Это человек, который басни пишет (баснописец).
СЛАЙД №3 ( Коротко перечислить авторов басен.)
А кто из вас знает, что такое басня? (высказывания детей). У вас были разные предположения, а кто из вас прав, узнаем по ходу урока.
г) Работа с концептуальным колесом.
Возьмите, пожалуйста, «колесо предсказаний» и разложите на нем карточки, те, которые, как вы думаете, относятся к понятию «басня» . Эксперты групп зачитывают карточки. В группах происходит обсуждение, при выработанном решении группа показывает готовность.
Презентация групп. (выслушивание мнений учащихся, ничего не исправляется).
Я внимательно вас выслушала, а верно у вас или нет, вы определите, прочитав текст.
2.Фаза осмысления.
а) Работа с информационным текстом об авторе.
У вас на столах листы с текстом. Возьмите каждый по листу. Прочитайте текст самостоятельно (индивидуальная работа), очень внимательно, выполняя работу «литературного разведчика», расставляя на полях знаки:
СЛАЙД №4
«V» -я это уже знал
«+» -это для меня новое
«?» -у меня вопрос (я не понял)
После окончания работы обсудите в группах полученные результаты. Постарайтесь помочь друзьям, если у них возникли вопросы. (если остались вопросы без ответов, учитель отвечает)
б) Работа с концептуальным колесом.
А теперь снова вернемся к колесу предсказаний. Посмотрите, может быть вы хотите заменить какие-нибудь карточки на другие, которые больше подходят к понятию «басня»? (работа в группах). Чья группа готова к презентации - просигнализируйте. (Презентацию начните со слов : « Мы заменили карточку такую-то на …, мы решили, что у нас все верно и не стали ничего менять» )
Подведем итоги вашей работы.
-Как зовут великого русского баснописца? СЛАЙД №5 (краткая биография)
-Названия каких басен И.А.Крылова вы узнали из текста?
СЛАЙД №6
-С какой из них вы хотели бы познакомиться на уроке? (называют разные)
Мы обязательно познакомимся на уроках со многими баснями великого мастера. Начнем же наше знакомство с басни «Лебедь, Рак и Щука». А для того, чтобы представить наших героев, давайте их « покажем».
в) Физкультминутка
г) Первичное восприятие текста.
Откройте учебники на стр.104. Я прочитаю вам басню (или аудиозапись), а вы внимательно ее слушайте и следите за моим чтением.
-Понравилась вам басня?
-Что заставило вас улыбнуться?
-Кто является персонажами басни?
-Чьи еще слова вы услышали в басне? (автора)
-На что похожа басня? (на стихотворение, на сказку в стихах, на рассказ в стихах)
В басне много слов, значение которых вы не знаете. Попробуйте самостоятельно определить, что они обозначают и запишите ваши мнения. В каждой группе по 2 карточки. Презентация.
После выступления каждой группы учитель выводит на СЛАЙД №7 толкование слов из словаря Ожегова.
д) Работа с концептуальным колесом.
Вернемся к колесу предсказаний. Если у вас есть что изменить – измените. Презентация.
е) Повторное чтение (самостоятельно)
Прочитайте текст самостоятельно. Найдите в басне описание действий каждого героя. Поделитесь своими находками с друзьями. Удостоверьтесь, что выполнили задание верно.
Прочитайте строки о лебеде. Обратите внимание на слово « рвется». Лебедь не просто хочет взлететь, он вырывается с силой, ему нужна свобода, простор. Подумайте, какой характер у лебедя? (выберите карточки, подходящие к данному описанию)
- стремительный - свободолюбивый
- быстрый - сильный
Аналогично. Найдите в тексте действия рака, щуки.
А как вы думаете, почему имена нарицательные лебедь, рак, щука, автор превратил, как по волшебству, в имена собственные и записал их в басне с большой буквы? (рассуждения детей) Роль кого играют (исполняют) животные в басне? (людей). Когда животные играют роль людей – это иносказание , т.е. сказано (передано) через образ животных.
ж) Прочитайте вслух ту часть текста, в которой описываются все действия басни.
з) Работа с концептуальным колесом.
Внесите поправки в своем колесе предсказаний, если это требуется. Презентация.
Чьи слова в басне стоят до описания действий героев? (автора)
Прочитайте слова автора.
-Как вы думаете, о чем хотел сказать нам автор, о чем хотел предупредить? Обсуждение в группах. Презентация.
Вывод. Автор поучает читателей , предупреждает их, чтобы они не попали в такую же ситуацию. Поучительный вывод в басне называется -« мораль».
А теперь внесите, если надо , последние поправки в колесе предсказаний.
3. Фаза рефлексии.
Подготовьте в группах ответ на вопрос «Что же такое басня?»
Презентация групп.
СЛАЙД №8 (определение басни)
Молодцы! Вы хорошо поработали, провели большую исследовательскую работу. А сейчас на несколько минут каждый из вас станет тоже автором. Напишите в группах синквейн о персонажах нашей басни. Найдите точные слова, которые будут характеризовать наших героев и их действия. Эксперты подойдите ко мне и выберите героя.
Итог урока. Кресло автора.
Домашнее задание по выбору.
1. Научиться выразительно читать басню, с расстановкой пауз и логических ударений на кальке.
2. Выучить басню наизусть.
3. Нарисовать героев басни, чтобы в рисунке чувствовался характер .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.