Конспект урока истории 5 класс "Пунические войны"
Оценка 5

Конспект урока истории 5 класс "Пунические войны"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
10 кл—11 кл
31.01.2020
Конспект урока истории 5 класс "Пунические войны"
Пунические войны.doc

Конспект урока истории 5 класс

Тема: Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н.э.)

 

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: познакомиться с основными событиями и итогами Пунических войн, выяснить причины , ход военных событий,учиться рассуждать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: учебник, карта, атласы, иллюстрации.

Планируемый результат: уметь работать с картой, выводить основную мысль урока, извлечь нужное из параграфа

Ход урока:

Организационный момент

Актуализация знаний.

- В каком году установлена республика в Риме? (509 г до н.э.)

- Кто такие патриции и плебеи?

- Сколько лет понадобилось для того, чтобы плебеи стали полноправными гражданами Рима? (200)

- Какую роль играл Сенат? (ведал казной, разрабатывал план     ведения войны, вел переговоры с другими государствами)

- Расскажите о римском войске. ( легионеры, вооружение)

III.        Изучение нового материала.

План:

1.Войска Ганнибала вторгаются в Италию.

2. Битва при Каннах.

3. Окончание войны.

1.После того, как римляне подчинили Италию, они ставили готовиться к захвату плодородного острова Сицилия. Их попыткам захватить этот остров воспротивился город Карфаген.

- В начале нашей работы предлагаю рассмотреть карту (учебник стр. 227)  и, проанализировав ее, ответь на вопросы.

Перед вами большое море. Как оно называется? (Средиземное)

Страны, расположенные вокруг этого моря, называются средиземноморскими. Учитель прикладывает указку плашмя к карте.

Я делю Средиземное море примерно пополам. Всё, что расположено слева от указки, т.е. западная сторона называется Западным Средиземноморьем, а то, что расположено справа, т.е. восточная сторона – Восточным Средиземноморьем.

Глядя на карту, можно определить явного лидера положения в Средиземноморье? (Карфаген и Рим) Оба государства, Рим и Карфаген, начали войну за обладание новыми территориями на побережье Западного Средиземноморья. Это были неравные войны.  Карфаген имел большой военный флот, а  у римлян его не было.  Зато у римлян была большая армия, состоявшая из граждан государства, а Карфаген располагал небольшой армией из наёмников (греков, африканцев, испанцев).

-Какие территории принадлежали данным державам?

Север Африки и Пиренейский полуостров – Карфагену. Апеннинский полуостров и крупные острова – Риму. Рим и Карфаген – соперники.

- Именно соперничество этих мощных держав становится темой нашего урока. Предложите формулировку темы. (Дети предлагают и записывают тему в тетрадь).

-Исходя из названия темы, можете ли вы предположить, о чем пойдет речь на уроке? (О войне) . Постановка цели задачи урока.

 Карфаген (в Северной Африке) – могучая держава Западного Средиземноморья. (в тетрадь)  Некогда основанная финикийцами колония находилась на пересечении главных морских путей. Кроме того Карфаген имел обширные земли в Северной Африке, он владел частью Испании и островами в Средиземном море (Корсика и Сардиния). (карта стр. 227) Являлся центром обмена ремесленных изделий. Карфагеняне вывозили для продажи пурпур, слоновую кость, рабов, страусовое перо, золотой песок, а из Испании привозили серебро и солёную рыбу, из Сардинии – хлеб, из Сицилии – оливковое масло, греческие художественные изделия, из Египта – керамику и ковры. Карфагеняне имели большую армию. Которая состояла из наёмников и сильный военный флот, в котором было много пентер– больших быстроходных кораблей с пятью рядами вёсел с каждой стороны. И Рим и Карфаген стремились подчинить себе о. Сицилию, на котором находились богатые греческие города-государства.

Римляне называли карфагенян пунами.

Пуны – жители Карфагена (в тетрадь).

Войны между Римом и Карфагеном – Пунические.

Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника на с. 220-221, и

- Сколько лет длилась первая Пуническая война?

- Что такое вороны? (перекидные мостики с острыми крючьями на концах, которые придумали римляне)

- Какую территорию сумел захватить Рим? (Сицилию)

-Могло ли это завоевание устроить Карфаген? (Нет)

«Начав первую войну с Карфагеном, римляне не имели боевых кораблей. Вскоре они поняли, что без военного флота им не победить. Тогда  застучали топоры на верфях Италии. А на берегу установили скамьи с веслами, На них посадили будущих гребцов, из которых мало кто умел грести. Командиры с утра до ночи учили новичков одновременно поднимать и опускать весла. Ровно через год флот был спущен на воду.   На носах кораблей установили «Вороны» - перекидные мостики с крючьями на концах. Карфагенский флот смело двинулся навстречу неприятелю. Когда же суда сблизились, римляне зацепили «вороны» за борта вражеских кораблей. Вперед ринулась римская пехота, одержавшая победу. В Риме в честь победы воздвигли колонну, украшенную рострами – носами захваченных кораблей.» стр. 222 учебник.

В тетрадь:

Первая Пуническая война (264-241 гг. до н.э.) между Римом и Карфагеном (23 года) 

Причина: желание Рима и Карфагена захватить остров Сицилию

Итоги:

1) Рим одержал победу

2) Карфаген потерял свои владения в Сицилии и Сардинии

- Как вы считаете, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген?

Для Карфагена и Рима эта война носит характер соперничества, поэтому среди их правителей были талантливые полководцы. Таким полководцем в Карфагене был Ганнибал, не желавший допустить захвата свой страны Римом. Не дожидаясь нападения римлян, молодой и талантливый карфагенский полководец Ганнибал первым нанёс удар. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, его отец Гамилькар, отправляясь в поход, спросил: « Хочешь ли ты поехать со мной в Испанию? Девятилетний мальчик охотно согласился. Тогда Гамилькар подвёл сына к жертвеннику. «Протяни руку над жертвенником, - сказал его отец,- и повторяй за мной.» И мальчик произнес вслед за ним: «Клянусь, что я никогда не буду другом римлян и сделаю им столько зла, сколько смогу». Ганнибал до самой смерти был верен своему слову.

Ганнибал был образованным человеком. Римляне говорили, что он хитёр и коварен. Они никогда не смогли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками.  (работа с документом стр. 228). Ганнибал одинаково терпеливо переносил жару и холод, меру еды и питья определял природной потребностью, а не удовольствием, выбирал время для бодрствования и сна, не отличая дня от ночи. Многие часто видели, как он, завернувшись в военный плащ, спал на земле, среди воинов, стоявших на посту и в караулах. Он далеко опережал всадников и пехотинцев, первым вступал в бой, последним покидал сражение. Его армия насчитывала 80 тыс. пехотинцев, 10 тыс. всадников, 40 боевых слонов.

- Какое впечатление вызывают слова Ганнибала? Какими чертами характера обладал полководец? (Дети предполагают характера)

- Какие из них являются достойными и почему? (Дети приводят доказательства)

- Но вместе с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь. И ничто не могло быть препятствием для плана Ганнибала и выбора его стратегии. Именно он и стал предводителем нового наемного войска пунов во второй войне.

Предположите, в чём сильные и слабые стороны наёмного войска?

(+ профессиональная подготовка, опыт;

 - отсутствие патриотических качеств воина)

Работа с картой на с. 227.

- Рассмотрите карту и определите, какое направление он выбрал для нападения? (Выступил с северного направления).

- Какое преимущество давал этот маневр? (Римляне не могли предположить это направление, поэтому не ожидали)

II  Вторая  Пуническая война 218-201 г.г. до н.э.  – в тетрадь

Причины второй Пунической войны:

1) Карфаген хотел вернуть потерянные владения и былое морское могущество в Западном Средиземноморье

2) стремление к господству Рима в Западном Средиземноморье.

Выйдя из Испании в 218 г. до н.э. во главе отборного войска, он подошёл через пять месяцев к Альпам. Его войско ужаснулось, когда они увидели горы. Хороших дорог не было, на перевалах лежал снег. Целых 15 суток войско карабкалось вверх, потом спускалось вниз. Дул пронизывающий ветер, с неба падали хлопья снега, дорог не было. Люди, животные срывались вниз. Но Ганнибал не щадил никого. Он хотел как можно скорее покинуть эти горы. Ведь здесь было холодно даже летом, а сейчас стоял сентябрь. Он давал им несколько часов для сна, а потом снова двигались в путь. На привале оставалось только обмороженные трупы людей и животных. Когда Ганнибал перешёл Альпы, то он потерял более половины своих воинов. Из нескольких десятков слонов уцелел только один.  Карфагенское войско переправилось через Альпы и оказалось в долине реки По..

- Когда они оказались в долине реки По, то Ганнибал встретил там племена галлов. ОН объявил им: « Мы воюем только с римлянами, остальные народы – наши друзья!» Галлы ненавидели римлян, поэтому они всячески помогали Ганнибалу.

-В чем нуждалось войско Ганнибала после тяжелого перехода через Альпы? И чем могли помочь Галлы? (Галлы давали фураж, лошадей и своих воинов.)

Впереди было серьёзное сражение при Каннах в 216 г. до н.э. Как оно происходило и чем закончилось, вы узнаете в работе с учебником стр. 225-226.

- Чем закончилось сражение при Каннах? (Ганнибал выиграл)

216 г. до н.э. – битва при Каннах (победа Ганнибала) – в тетрадь

Дети называют причины победы ганнибалова войска в том, что в армии римлян среди консулов не было единства, и Ганнибал тщательно продумал тактику ведения боя)

Окончания войны.

Задание: из рассказа учителя определите причины поражения армии Ганнибала.

Казалось бы, после такой победы Ганнибала Рим должен был бы пасть, но римские военачальники сменили тактику: они перешли к изматыванию противника, не ввязываясь в большие сражения. Войско Ганнибала редело. Местные жители перестали его поддерживать, так как войны Ганнибала грабили захваченные территории. Полководец Сципион предложил высадиться в Карфагене и начать там боевые действия. Это заставило Ганнибала вернуться назад. В 202 г. до н.э. близ города Зама, к югу от Карфагена, армия Ганнибала была разбита. Могущество соперника Рима было сломлено. Рим стал хозяйничать в западном Средиземноморье.

Итоги второй Пунической войны:

1) Карфаген лишился своих владений за пределами Африки;

2) лишился военного флота;

3) должен был выплачивать Риму большую сумму денег.

Рефлексия.

Дети должны найти в тексте 4-5 причин победы Рима над Карфагеном.

 

После фронтальная проверка, а свой ответ дети начинают словами «Я считаю, что …»

-Как вы считаете, можно эти сведения считать решением проблемы урока? Почему? (Мы узнали, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген)

- Какое значение имело эта война для обеих сторон? (Карфаген в этой войне потерпел поражение, от которого он уже никогда не оправится, превратится во второстепенную страну, Рим увеличил территорию своего господства)

- Аргументируйте, почему Рим можно считать владыкой Средиземноморья?

Закрепление. ( текст у детей на партах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты

В …. году до. н.э. под руководством … войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы …, наемное войско, кони, …, …, дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой …. Следующей битвой было сражение … в 2.. году, которое закончилось победой …. Наиболее отличилась в этой битве …, которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при … в 2.. году во главу Римского войска встал …, получивший прозвище …. Впервые за … лет войны … потерпели поражение, что стало причиной того, что … стал владыкой … .

(Дети по цепочке читают предложения со «вставкам». Исправляют, обменявшись с соседом)

Информация о домашнем задании.

- Составьте кроссворд по теме «Сражения второй пунической войны». Повторить параграф 47 и записи в тетради.

Можно предложить подготовить проект о снаряжении римских воинов в период Риской республики.

Выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты.

В ……. году до. н.э. под руководством ……….… войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы ………., наемное войско, кони, …….., ………., дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой ……………. Следующей битвой было сражение …….…. в 2….. году, которое закончилось победой ……….. Наиболее отличилась в этой битве ………., которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при …… в 2…... году во главу Римского войска встал ……………. Впервые за ……. лет войны …………. потерпели поражение, что стало причиной того, что ……....… стал владыкой ……………………………. .

 

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты.

В ……. году до. н.э. под руководством ……….… войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы ………., наемное войско, кони, …….., ………., дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой ……………. Следующей битвой было сражение …….…. в 2….. году, которое закончилось победой ……….. Наиболее отличилась в этой битве ………., которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при …… в 2…... году во главу Римского войска встал ……………. Впервые за ……. лет войны …………. потерпели поражение, что стало причиной того, что ……....… стал владыкой ……………………………. .

 

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты.

В ……. году до. н.э. под руководством ……….… войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы ………., наемное войско, кони, …….., ………., дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой ……………. Следующей битвой было сражение …….…. в 2….. году, которое закончилось победой ……….. Наиболее отличилась в этой битве ………., которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при …… в 2…... году во главу Римского войска встал ……………. Впервые за ……. лет войны …………. потерпели поражение, что стало причиной того, что ……....… стал владыкой ……………………………. .

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты.

В ……. году до. н.э. под руководством ……….… войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы ………., наемное войско, кони, …….., ………., дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой ……………. Следующей битвой было сражение …….…. в 2….. году, которое закончилось победой ……….. Наиболее отличилась в этой битве ………., которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при …… в 2…... году во главу Римского войска встал ……………. Впервые за ……. лет войны ………….потерпели поражение, что стало причиной того, что ……....… стал владыкой ……………………………. .

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты.

В ……. году до. н.э. под руководством ……….… войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы ………., наемное войско, кони, …….., ………., дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой ……………. Следующей битвой было сражение …….…. в 2….. году, которое закончилось победой ……….. Наиболее отличилась в этой битве ………., которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при …… в 2…... году во главу Римского войска встал ……………. Впервые за ……. лет войны …………. потерпели поражение, что стало причиной того, что ……....… стал владыкой ……………………………. .

 

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты.

В ……. году до. н.э. под руководством ……….… войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы ………., наемное войско, кони, …….., ………., дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой ……………. Следующей битвой было сражение …….…. в 2….. году, которое закончилось победой ……….. Наиболее отличилась в этой битве ………., которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при …… в 2…... году во главу Римского войска встал ……………. Впервые за ……. лет войны …………. потерпели поражение, что стало причиной того, что ……....… стал владыкой ……………………………. .

 

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты.

В ……. году до. н.э. под руководством ……….… войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы ………., наемное войско, кони, …….., ………., дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой ……………. Следующей битвой было сражение …….…. в 2….. году, которое закончилось победой ……….. Наиболее отличилась в этой битве ………., которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при …… в 2…... году во главу Римского войска встал ……………. Впервые за ……. лет войны …………. потерпели поражение, что стало причиной того, что ……....… стал владыкой ……………………………. .

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты.

В ……. году до. н.э. под руководством ……….… войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы ………., наемное войско, кони, …….., ………., дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой ……………. Следующей битвой было сражение …….…. в 2….. году, которое закончилось победой ……….. Наиболее отличилась в этой битве ………., которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при …… в 2…... году во главу Римского войска встал ……………. Впервые за ……. лет войны ………….потерпели поражение, что стало причиной того, что ……....… стал владыкой ……………………………. .


Конспект урока истории 5 класс

Конспект урока истории 5 класс

Зато у римлян была большая армия, состоявшая из граждан государства, а

Зато у римлян была большая армия, состоявшая из граждан государства, а

Когда же суда сблизились, римляне зацепили «вороны» за борта вражеских кораблей

Когда же суда сблизились, римляне зацепили «вороны» за борта вражеских кораблей

И ничто не могло быть препятствием для плана

И ничто не могло быть препятствием для плана

Дети называют причины победы ганнибалова войска в том, что в армии римлян среди консулов не было единства, и

Дети называют причины победы ганнибалова войска в том, что в армии римлян среди консулов не было единства, и

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты

Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020