Тема урока: Оборона Руси от врагов
Цель Дать представление об обороне Руси о врагов.
Задачи
Образовательные: выделить основные задачи Киевской Руси: защита своих земель, расширение торговых и международных связей; подчеркнуть, что русские люди не только защищали родную землю, но и преграждали путь кочевникам на запад; выделить, что именно делалось для обороны Руси.
Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения извлекать знания из исторической карты; продолжать отработку умений обуч-ся работать с текстом учебника (выделять главное, находить ответ на вопросы, составление целиком рассказа).
Воспитательные: воспитывать у обуч-ся чувство гордости за наших предков, которые храбро, смело, самоотверженно боролись за свои земли.
Основные знания
Оборона Руси от печенегов, хазаров, половцев; оборонительные сооружения — крепости, дозорная служба для охраны границ.
Основные термины и понятия Дозорная служба, каган.
Оборудование и материалы
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX— начале XII в.», картина В.В. Васнецова «Три богатыря».
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на работу Разминка «Определи век и тысячелетие» 1256 г., 2254 г., 102 г., VI век, XV век, XX век |
Повторение пройденного материала |
— Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке? — Кто был главным человеком в государстве? — Почему опасно было не слушаться князя? — Подумайте, почему князь советовался с дружиной? — Какие две главные задачи поставил перед собой князь Владимир? — Какую помощь оказывала дружина князю? |
Актуализация знаний, объявление новой темы |
Вводное слово учителя. Населению Руси не раз приходилось отражать нападения воинственных соседей: варягов, хазаров, печенегов. Князь Владимир считал главной задачей укрепление обороны страны. Сообщение темы урока: «Оборона Руси от врагов» |
Изучение нового материала |
Работа с учебником стр. 121-122 С помощью карты проследить, какую территорию занимало государство Киевская Русь; какие народы были соседями русских. |
|
Показывает на настенной карте. — Кто угрожал Руси на юге? — Какой ущерб наносили они своими набегами? — Что делалось для обороны Руси? — Что представляли собой русские крепости? — Кто принимал участие в обороне от врагов? Словарная работа: дозорная служба. — Найдите в тексте абзац, где говорится о мужественной защите своих городов русскими людьми. — Что предпринималось для охраны границ Руси? В оставшееся время разбирается материал о хазарах. (Возможно как домашнее задание.) Словарная работа: каган. В заключение урока учитель делает вывод. Русь была укреплена: построили города-крепости, установили охрану границ страны. Русские люди, отражая набеги степных кочевников, заслоняли собой от их опустошительного нашествия западную Европу |
Первичное закрепление нового материала |
Задание 1. Отметьте, с какими из названных ниже народов воевала Русь в X в.: венгры, хазары, печенеги, монголы, варяги. — Какой ущерб наносили враги Руси? — Почему русские люди боролись с врагами своей земли. — Почему князя Владимира прозвали Владимиром Красное Солнышко? |
|
— Почему печенеги не могли захватить русские города?
|
Подведение итогов |
Комментирует, объявляет оценки за работу на уроке |
Домашнее задание |
Прочитать рассказ «Хазары», составить целостный рассказ о хазарах, дать ответы на вопросы учебника стр. 124 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.