Конспект урока истории Ставрополья в 6 классе Тема: Развитие курортных поселений у минеральных источников нашего региона.

  • docx
  • 16.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с историей развития курортов Кавказских минеральных Вод, их значением для региона и людей. 2. Пробудить интерес к географии и истории родного края. 3. Формирование у учащихся чувства гордости и любви к родному краю посредством изучения уникальных природных богатств региона, представленных минеральными источниками, понимания их значимости для здоровья населения и культурного наследия края.
Иконка файла материала Конспект.docx

Конспект урока истории Ставрополья в 6 классе

 

Тема: Развитие курортных поселений у минеральных источников нашего региона.

 

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с историей развития курортов Кавказских минеральных Вод, их значением для региона и людей.

2. Пробудить интерес к географии и истории родного края.

3. Формирование у учащихся чувства гордости и любви к родному краю посредством изучения уникальных природных богатств региона, представленных минеральными источниками, понимания их значимости для здоровья населения и культурного наследия края.

 

Задачи урока:

Образовательные:

1.       Рассказать о истории возникновения первых курортов на Кавказе.

2.       Познакомить с наиболее известными минеральными источниками и их целебными свойствами.

3.       Раскрыть роль минеральных вод в развитии поселений и экономики региона.

Развивающие:

1.   Развивать навыки анализа информации, работы с картой и историческими источниками.

2.   Формировать умение делать выводы и аргументировать свою точку зрения.

3.   Стимулировать любознательность и познавательный интерес.

Воспитательные:

1.   Воспитывать бережное отношение к природным богатствам и историческому наследию.

2.   Формировать чувство гордости за свой край.

 

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы: фронтальная, групповая.

Оборудование:

·  Карта Кавказского региона.

·  Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

·  Презентация с иллюстрациями (фотографии курортов, источников, исторических гравюр, карты).

·  Раздаточный материал: карточки с заданиями, схемы.

·  Небольшие образцы (имитация) лечебной грязи или минеральных солей (по возможности).

·  Аудиозапись звуков природы (шум воды, пение птиц).

 

Ход урока

 

I.                      Организационный момент

Включение аудиозаписи звуков природы.

 

Учитель: Ребята, добрый день, прислушайтесь! Что вы слышите? Куда эти звуки могут нас перенести? (Ответы детей: лес, горы, водопад, ручей...)

Каждый уголок нашей родины неповторим, я приехала к вам из города, стоящего у истоков истории нашего края — Георгиевска. Вместе мы отправимся в увлекательное путешествие по курортному региону нашего края.

Учитель: Представьте, что вы – путешественник из давних времен. Вы устали. И вдруг вы находите место, где вода, бьющая из земли, помогает вам почувствовать себя лучше. Что это за место? (Ответы: источник, родник, колодец).

О чем мы будем говорить с вами сегодня?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Формулируют тему урока.

Учитель: Тема нашего занятия: «Развитие курортных поселений у минеральных источников нашего региона». Сегодня мы узнаем о скрытых сокровищах Кавказских Минеральных вод и о том, как они помогали людям, меняли жизнь целых поселений.

 

II. Актуализация знаний. Введение в проблему

 

Проблемный вопрос: Как минеральные источники влияли на развитие городов и мест проживания людей? (Мотивирует к изучению темы).

 

III. Изучение нового материала

 

Учитель: Сегодня мы не просто ученики, мы – настоящие исследователи! Перед нами – целый край, полный загадок и открытий.

Сегодня мы будем работать в командах, роли вы должны определить самостоятельно в процессе выполнения заданий. За выполнение заданий вы будете получать каплю воды, команда, собравшая наибольшее количество капель, будет победителем в нашем соревновании.

Наши команды: «Курортные исследователи», «Машукские следопыты» и «Бештаугорские искатели». Кто может объяснить названия своей команды?

 

Итак, наши команды готовы! Первая остановка – город, где горы дышат тайной…

 

СТАНЦИЯ 1 «ПЯТИГОРСК – СЕРДЦЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ТАЙН»

(Учитель ведет учеников к точке на карте, ставит метку геолокации)

 

Учитель Это город Пятигорск!

Какие факты об этом городе вам известны?

Почему у него такое название?  («Пятигорск» — это «город у пяти гор». Такое название он получил благодаря пяти горам, которые окружают его и придают местности уникальный рельеф и климат )

Кто может перечислить эти горы? (Бештау. Машук. Железная гора. Развалка. Змейка)

(награждаются каплями)

 

Учитель: Пятигорск один из старейших бальнеологических курортов России, известный разнообразием минеральных вод. Здесь насчитывается более 40 источников с разным химическим составом, температурой и лечебным действием.

Учитель: Представьте себе, что земля под нашими ногами – это огромная природная лаборатория! В Пятигорске, у подножия горы Машук, скрываются настоящие чудеса – минеральные источники. Они появляются на поверхности благодаря тому, что вода проходит глубоко под землей, нагревается и собирает в себя разные полезные вещества из горных пород.

В Пятигорске можно найти разные виды таких источников, и каждый из них – словно свой собственный эликсир здоровья.

 

Работа в командах

У вас на столах есть выпуски газет, ваша задача изучить их и ответить на вопросы. На эту работу вам 3 минуты.

(изучают газеты, отвечают на вопросы)

 

Вопросы для группы

 

1.     Какие воды Пятигорска изучила ваша группа?

2.     Каким лечебным эффектом она обладает?

 

Учитель: Спасибо командам, вы справились со своими заданиями и заслуженно получаете «Каплю»

 


 

СТАНЦИЯ 2 «ЕССЕНТУКИ–ЦЕЛЕБНЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ»

(Учитель ведет учеников к точке на карте, ставит метку геолокации)

Учитель: Добро пожаловать на нашу вторую станцию! Мы узнаем о городе, которые тесно связаны с целительными силами природы: Ессентуки.

Какие факты об этом городе вам известны? (награждаются каплями)

 

«Бальнеологическая карта».

Учитель: Вы наверняка слышали о минеральной воде «Ессентуки». Есть два основных типа: «Ессентуки-4» и «Ессентуки-17». Каждая из них обладает уникальным составом и помогает при разных заболеваниях. На Кавказских Минеральных Водах лечат не только водой, но и знаменитыми целебными грязями! Вот, например, грязи Тамбуканского озера. Их используют для аппликаций. Это настоящая природная аптека!

 

Работа в группах

Юные исследователи, предлагаю вам провести свой анализ химических свойств, состава и  пользы наших объектов. Они находятся на ваших столах, как и листы с заданиями. Их можно понюхать, попробовать (на столах имеется все необходимое). Напоминаю о противопоказаниях к применению и индивидуальной непереносимости.

Ваша задача в карте исследования отметить пункты, подходящие под ваш предмет исследования. Кто из группы читает, кто-то отмечает, затем 1 представитель озвучивает результаты.

Время на работу вам 3 минуты

 

Группа исследователей

Ессентуки 4

1.        

Группа исследователей

Ессентуки 17

1.        

Группа исследователей

Грязь Тамбуканского озера

1.        

 

Учитель: Вы отлично справились с заданиями на этой станции! Вы узнали о целебных водах и грязях. Ваша награда (награждаются каплями)

 

Физминутка

Устали, засиделись, давайте чуть встряхнемся. Встаем. (Дети стоят, медленно поднимают руки вверх, тянутся, как будто набирают воду из земли)

Мы, как нарзан, из глубины,

Набираем силу мы!

Тянем руки к небесам,

Здоровье дарим всем и вам!

СТАНЦИЯ 3 «КИСЛОВОДСК  ГОРОД-ГОСПИТАЛЬ»

(Учитель ведет учеников к точке на карте, ставит метку геолокации)

 

Учитель: Ессентуки показали нам, насколько богата и щедра природа. Но наше путешествие еще не закончено! Следующая остановка – место, где история города тесно связана с его оборонительным прошлым…

 

Учитель: Это Кисловодск!

Ребята, какие факты о городе вам известны? (награждаются каплями)

 

Кисловодск старинный город. До 1803 года территория современного Кисловодска была заселена местными племенами, которые высоко ценили целебные свойства Нарзана. Существуют предания, что воды использовались для исцеления ран и лечения болезней.

С началом Великой Отечественной войны все санатории и дома отдыха Кисловодска были переоборудованы в госпитали, город стал одной из главных госпитальных баз страны.

По данным военно-медицинского музея Министерства Обороны СССР, за годы войны Кисловодские госпитали приняли более 600 тысяч воинов, из которых более 450 тысяч были возвращены в строй. 

 

"Собери фразу" (Логическое задание)

Учитель: Ребята перед вами приведены слова из важного высказывания о Кисловодске. Разместите их в правильном порядке, чтобы получилась законченная мысль. Команда, которая справится первой и сможет передать смысл высказывания побеждает.

Слова:

* подвиг * самоотверженности * защиты * и * несгибаемой

* – * это * Кисловодска * героический * воли * спасения

 

Правильный порядок: Кисловодска героический подвиг – это подвиг защиты, спасения и несгибаемой воли!

Как вы понимаете, что такое «несгибаемая воля»?

Можете ли вы привести примеры из жизни (не только из войны), когда человек проявлял несгибаемую волю?

 

Учитель: Ребята, вы не просто составили предложение, вы прочувствовали героизм, связанный с этим местом. Вот здесь, на карте Кисловодска, мы можем отметить, что вы смогли раскрыть эту важную мысль! Ваше понимание – это тоже своего рода подвиг! (награждаются каплями)

 

 

СТАНЦИЯ 4 «ЖЕЛЕЗНОВОДСК ТАЙНА ИМЕНИ»

(Учитель ведет учеников к точке на карте, ставит метку геолокации)

 

Учитель: Сейчас мы выясним является ли название города фактором для привлечения туристов и разгадаем тайну имени. На работу вам 2 минуты.

 

Работа в группах

Группа Железная гора – сердце города

Тема: Название города связано с горой Железная.

 

Задание:

Прочитайте текст-загадку:

Этот город не случайно назван «Железным»! Его имя тесно связано с одним из красивейших мест, которое находится прямо у него под боком. Эта гора, словно страж, возвышается над городом и имеет особый цвет из-за того, что в ней много железа. По сей день эта гора – символ Железноводска.

 

Вопросы

С каким природным объектом, по вашему мнению, связано название «Железноводск»? (С горой).

Как называется эта гора, и почему она "железная"? (Гора Железная, потому что в ней много железа).

 

Группа Вода с привкусом железа

Тема: Название города связано с железистыми минеральными источниками.

 

Задание:

Прочитайте текст-загадку:

Много лет назад, когда люди обнаружили источники у подножия горы, они заметили, что вода из одного из них имеет странный, немного металлический привкус. Это происходило потому, что вода, проходя через горные породы, растворяла в себе соли железа. Именно эта особенность воды и дала городу его «железное» имя!

 

Вопросы

Какая особенность минеральных источников в Железноводске помогла дать название городу? (Вода с привкусом железа, железистые источники).

Почему вода могла иметь "металлический привкус"? (Потому что в ней растворяются соли железа).

 

Группа  Собираем воедино: гора + вода = Железноводск

Тема: Объединение двух факторов – горы и источников – для полного понимания названия.

Задание:

    1.  Прочитайте два коротких факта:

Факт 1: «Рядом с городом возвышается гора, богатая железом, и называется она – Железная.»

Факт 2: «В этом месте есть минеральные источники, вода которых содержит много железа.»

 

Вопросы

Какое слово (из двух фактов) является общим и ключевым для названия города? (Железн-)

Как вы думаете, почему название города состоит именно из двух частей: «Железно» и «Вод»? (Потому что есть и «железная» гора, и «водные» источники).

Учитель: Привлекает ли город туристов? По каким признакам?

 

Вы отлично справились с заданиями. (награждаются каплями)

 

 


 

СТАНЦИЯ 5 «ГЕОРГИЕВСК – ПЕРВЫЙ ШАГ К КУРОРТНЫМ СОКРОВИЩАМ»

 

Учитель: Друзья, мы приближаемся к финалу нашего путешествия! Наша последняя, но очень важная остановка – это город, который называют «Ключом к Кавказу». Это – мой родной город Георгиевск!

 

Ребята, какие факты о городе вам известны? (награждаются каплями)

 

Он не имеет статуса курорта Кавказских Минеральных вод, однако, он является ключом к этим городам, и да, на территории этого города тоже есть источник.

В 70-е годы XX века на окраине города, на правом берегу реки Подкумок, геологи, искавшие нефть, случайно открыли горячий источник минеральной воды, залегающий на глубине 1800 метров. Анализ показал его уникальный химический состав: йод, бром, кальций, магний, железо и еще почти полтаблицы Менделеева, не имеющей прямых аналогов.

 

 

V. Подведение итогов. Рефлексия

 

Проблемный вопрос: Как минеральные источники влияли на развитие городов и мест проживания людей? (Появились крупные поселения, в годы войны на водах лечились раненные, города росли и приобрели статус курортов, приезжает много людей на лечение и оздоровление).

 

Рефлексия

 

Учитель: Ребята, какой город вам запомнился больше всего? Почему?

В какой город вы хотели бы поехать? Почему?

«Минеральные воды Кавказа – это настоящее богатство. Они не только помогают нам быть здоровыми, но и сделали наш край особенным, привлекательным для людей со всего мира. Давайте будем ценить и беречь эти природные дары!».

 

Учитель: Пришло время узнать кто победил в нашем сегодняшнем соревновании. Считают. Победители получают кубок «Юные исследователи» и дипломы «Юный краевед», 2 место дипломы «Юный краевед», 3 место медальки «Юный краевед».

 

Оценки за работу на уроке сегодня получают…

 

 

 

VI. Домашнее задание

Творческое задание

Нарисовать приглашение в город-курорт Кавказских минеральных вод, в котором вы бы хотели отдохнуть или оздоровиться.

 

Учитель: Ребята, мне было приятно сегодня работать с вами. Вы большие молодцы! Спасибо за урок.