Конспект урока истории в 5 классе "Ассирийская держава"

  • docx
  • 30.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект Ассирийская держава.docx

Методическая разработка урока по теме: «Ассирийская держава», 5 класс.

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Черемшанский лицей»

 Кандрова Марина Витальевна

 

Цель: рассмотреть причины расцвета и падения могущественной Ассирийской державы.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные

Личностные

Метапредметные

Регулятивные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Научатся показывать на карте территорию Ассирийской державы, объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств и народов с наступлением железного века

Научатся давать оценку наиболее значительным событиям истории Ассирийской державы

Научатся работать по плану, сравнивая армию ассирийцев с другими армиями Древнего Востока

Научатся описывать армию ассирийцев, сопоставляя её вооружение и приёмы ведения войны с армиями других государств  Древнего Востока. Смогут характеризовать самых известных правителей Ассирии, используя текстовые и наглядные источники

Смогут рассказать от имени финикийца или египтянина о Ниневии, отразив в своем рассказе, что могло удивить приезжего в столице Ассирии

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: презентация; учебник - Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Ф.А. Михайловский; Москва , «Русское слово», 2012 год

Интернет-ресурсы: карты https://www.google.ru/maps, видеоролик «Ассирийцы. Мастера войны» - https://www.youtube.com/watch?v=yOpFjioIs-8&t=389s.

Основные понятия: таран, конница, держава, глиняные книги.

Основные даты: Х век до н.э. – освоение железа, 612 г до н.э. – разрушение Ниневии.

Персоналии: Ашшурбанапал.

Ход урока.

1.Организационный

Момент

 

2. Актуализация знаний.

 

 

3. .Изучение нового материала

 

Вводное слово учителя, целевая установка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

(читательская грамотность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Задание 2 (формирует естественнонаучную грамотность),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

(опережающее задание на креативное мышление)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстрация – таран, работа со словарем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстрация – возвращение войска в Ниневию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Закрепление пройденного материала.

Задание 4

(на математическую грамотность )

 

 

 

 

 

Рефлексия.

5.Подведение итогов урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Домашнее задание.

 Взаимное приветствие. Учет посещаемости.

 

 

Тест . Приложение 1.

 

 

 

.

Тема урока «Ассирийская держава» (Запись темы урока в тетрадях)

Почему именно «держава»?

Где вам ещё встречалось это слово?

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

ГИМН РОССИИ ( практический элемент, учатся соотносить историю с современностью, выстраивание логической связи.)

Какие проблемные вопросы по теме урока вы можете сформулировать?

Совместно определяем цель урока: рассмотреть причины расцвета и падения могущественной Ассирийской державы.

Задачи урока:

  1. Узнать, где находится Ассирия
  2. Выяснить, как и почему возникла ассирийская держава
  3. Выяснить, в чем состояло могущество ассирийской армии и какие военные новшества применяли ассирийцы

4.       Выяснить причины распада Ассирийской державы

 

Проблемный вопрос:

Какой след оставила Ассирийская держава в истории человечества?

 

Работа с картой . ( определить местоположение, природные условия, занятия)

Задание 1. Прочтите текст и ответьте на вопрос «Почему Ассирия вызывала всеобщую ненависть, а ее столицу Ниневию называли «логовищем львов» и «городом крови»?

Летопись ассирийского царя (Из надписи на камне).

«Я - Синахериб, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, царь всего света, премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость, творящий добро, испепеляющий врагов. Я нанёс поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликованием я вошёл. Я отворил его сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драгоценные камни, всё, что там было, я забрал как добычу. 200 тысяч человек, мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, которые вокруг города велел поставить».

Данное задание предлагается обучающимся на этапе открытия нового знания, а именно в пункте «Ассирийское войско». Обучающиеся обычно быстро отвечают, цитируя текст, что ассирийский царь жестоко поступал с побежденными, проливая кровь, его армию и его самого сравнивают со львами.

.

Задание 2. Вам уже известно, что в Египте, Вавилонском царстве, Финикии использовались медь и бронза – металлы, которые трудно было получить. Они были не прочны и дорого стояли. А какой более дешевый и прочный металл вы бы предложили использовать в Древнем мире?

 Ответ: железо.

Задание формирует не только естественнонаучную грамотность, но и креативное мышление, актуализирует общий кругозор ребят.

 

 

Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добывать вещество, гораздо более твердое, чем медь.

В чистом виде железо – мягкий металл, но люди научились изготовлять из железа сталь. А для чего им это было нужно?

Третье задание направлено на формирование креативного мышления. Оно является опережающим, дается накануне урока нескольким учащимся.

1.      Ассирийское войско.

Ассирия просуществовала почти 700 лет и постоянно вела войны.  Цари этой страны создали большое и могучее войско.   А для чего им нужно было большое войско?  Ответ: собственная территория ассирийцев была небольшой, поэтому они захватывали земли других народов.

Из кого войско состояло, и чем было вооружено? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к тексту учебника с. 86.

Ответы: лучники, таран, воины, колесницы, лестницы, стрелы.

Войско было вооружено стальным оружием, которое с легкостью разрубало пополам бронзовые мечи и щиты. Поэтому долгое время ассирийская армия была непобедима.

 

Задание 3. Подготовьте небольшой рассказ с использованием 1-2 собственных рисунков на тему «Оснащение ассирийского войска». Выступающие выходят к доске и, прикрепив рисунки к доске, делают сообщение. Класс задает несколько уточняющих вопросов.

Это задание используется в основной части урока, втором пункте «Ассирийское войско».

 

Просмотр Видеоролика.

Физминутка

А ещё ассирийцы изобрели таран.  Знакомо ли вам это устройство? Для чего оно? Ответ: это бревно с наконечником, прикрепленное к подвижной деревянной башне. Лучники, стоявшие наверху, пускали стрелы. Другие лучники прятались внутри и были готовы броситься в атаку, как только в городской стене появится брешь.

2.      Завоевания Ассирийских царей.

 Посмотрите на карту. Какие известные вам страны завоевала Ассирия?  Это Двуречье, Финикия, Иудея, Египет.

Во все области своей державы и соседние страны ассирийцы посылали своих шпионов, которые следили за всем, что происходит и доносили в Ниневию. Царь вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, о передвижении вражеских войск или строительстве крепости. Узнав о планах противников, царь Ассирии незамедлительно громил врагов поодиночке, не давал им объединиться.

Как вы думаете, любили ли завоеванные народы ассирийцев? Ответ: конечно нет.

А вот как выглядело возвращение Ассирийского царя из похода. Кто  изображен в центре картины? Как обращаются с побежденными?

Ответ: это ассирийский царь Ашшурбанапал. В колесницу вместо лошадей запряжены цари завоеванных стран. Какому страшному унижению они подвергаются!!!

Но Ашшурбанапал вошел в историю не только как жестокий завоеватель. Он был самым образованным из царей Ассирии.

Судьба его была необычной: его отец, царь Синаххериб, объявил своим наследником младшего сына, а Ашшурбанапала решили сделать жрецом. Его отдали учиться в писцовую школу, где долгие годы он учился клинописи. Потом царь-отец изменил свое решение. Став царем, Ашшурбанапал не утратил страсть к чтению. Во все концы Ассирийской державы он разослал писцов, которые снимали копии со старинных книг, хранившихся в храмах и дворцах. Писец должен был знак за знаком переписать текст, а затем его сверить. Поэтому на многих книгах есть надпись – «с древнего подлинника списано, а затем проверено». Так впервые в мире была создана библиотека.

(работа с учебником)

3.      Гибель Ассирийской державы.

Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться.

Как вы думаете почему?

Ответ: Да! Зло всегда наказуемо! А какие факты из современной жизни вы можете привести в доказательство того, что зло всегда наказуемо?

После смерти Ашшурбанипала от Ассирии отделился Вавилон. Вавилоняне заключили союз с мидийцами. Союзники вторглись в Ассирию. После долгой осады Ниневия была взята, а царский дворец сожжен. Это произошло в 612 году до н.э.

 

 Задание 4

Посчитайте, сколько лет и веков назад произошла гибель Ассирии? Условия для решения этой задачи приводятся в материале урока. Ответ: 2022+612= 2634 года назад, 27 веков.

 

Вернемся к вопросу нашего урока.

 Какой след оставила Ассирийская держава в истории человечества?

Приведите аргументы.

 

 «Облако тегов» 

Выберите  начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложение:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

( «Оцени себя на уроке»

 

Составить рассказ от имени финикийца о культурном развитии Ассирийской державы.

 

Приложение 1.

 

 Ответьте «Да» или «Нет»

1.      Евреи были первым народом, пришедшим к единобожию.

2.       Палестина отделена от Египта Красным морем.

3.      Вера в единого бога - Яхве - способствовала объединению еврей­ских племен и созданию государства.

4.       Река Иордан впадает в Красное море.

5.  Филистимляне мирно жили с евреями.

6. Давид победил Голиафа

7. Палестина получила свое название от имени еврейского племени.

8.  После смерти царя Соломона страна разделилась на два соперни­чающих царства - Иудею и Израиль.

9.  Самым красивым и известным храмом Израиля был храм Соломо­на, посвященный Богу Яхве

10 . Евреи долго странствовали по пустыне прежде чем пришли в Палестину.

 

«5»- 10-9 верно

«4» - 7-8 верно

«3» -5-6 верно

«2» - 4 и менее верны

 

Задание 2. Вам уже известно, что в Египте, Вавилонском царстве, Финикии использовались медь и бронза – металлы, которые трудно было получить. Они были не прочны и дорого стояли. А какой более дешевый и прочный металл вы бы предложили использовать в Древнем мире?

Задание 3. Прочтите текст и ответьте на вопрос «Почему Ассирия вызывала всеобщую ненависть, а ее столицу Ниневию называли «логовищем львов» и «городом крови»?

Летопись ассирийского царя (Из надписи на камне).

«Я - Синахериб, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, царь всего света, премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость, творящий добро, испепеляющий врагов. Я нанёс поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликованием я вошёл. Я отворил его сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драгоценные камни, всё, что там было, я забрал как добычу. 200 тысяч человек, мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, которые вокруг города велел поставить».

Задание 4

Посчитайте, сколько лет и веков назад произошла гибель Ассирии? Если она началась с 612 года до н.э. с захвата Ниневии.

жение 1.


 

Скачано с www.znanio.ru