Этапы урока |
Ход урока
|
|
1. Орг момент.
|
Сели тихо, спинки прямо. Все с улыбкою вздохнём. И урок литературного чтения начнём. А вот чтобы всё у нас с вами получилось на уроке, что нам необходимо? ( хорошо работать, слушать друг друга, работать в команде). Мы настроили себя на деловой лад и пусть всё у нас получится. |
|
Сообщение темы урока. |
Каждый урок литературного чтения это новая встреча. А с кем и с чем можно встретиться на уроке , впрочем сейчас вы сами всё узнаете. Вы узнали писателя, кто это? Константин Георгиевич Паустовский. Какие произведения этого автора вы знаете? Давайте вспомним немного из биографии писателя, где родился Паустовский и с кем провёл детство? Зная его произведения, что можете сказать об авторе? Каким он был человеком? Какую светлую память о себе оставил К.Г.Паустовский? Какой была любимая тема писателя? Кто были его героями? ( слышится мяуканье кота) Ребята, вы привели на урок кота? А откуда он взялся? Кажется я догадалась, откуда он взялся? А вы догадались? Вы считаете, что это герой нашего произведения? Давайте проверим, откройте содержание книги, посмотрите, может у нас есть произведение, связанное с котом? Сформулируйте тему урока: К.Г.Паустовский « Кот- Ворюга». Что можно предположить по названию нашего рассказа ? О ком пойдёт речь?
Давайте мы с вами задумаемся над значением слова Ворюга. Кто такой ворюга? А кто такой вор? Ребята, но ведь К.Г.Паустовский не назвал свой рассказ кот- вор, он сказал кот- ворюга? Значит, слово ворюга несёт в себе какой- то дополнительный смысл. А какой? Что значит ворюга? Трудно объяснить? А где мы с вами сможем найти ответ на этот вопрос? Как нам проверить это? Что у меня в руках? Словарь Ожегова. В этом словаре собраны значения русских слов, в том числе есть толкование слова ворюга. Взгляните на экран. Ворюга ( презрит)- тоже, что и вор. Вы были правы, когда сказали, что слово ворюга- это вор. Но на что надо обратить внимание? Какая есть особенность? Что написано в скобках? ( презрит). Что значит презрит? Люди с презрением относятся к тому, кто ворует, берёт чужое. Понятно? Кот- Ворюга! Каким вы его себе представляете? А вот как кота увидел художник? Предположите содержание рассказа по иллюстрации. Где вы можете проверить свои предположения о коте? Совершенно верно, мы должны его прочитать. Сейчас мы будем читать текст, вести диалог с автором, задавать автору вопросы, сами искать на них ответы и проверять по ходу чтения. За этим котом наблюдали рассказчик, деревенские мальчишки, Рувим Фраерман друг писателя и сам Паустовский, а теперь и мы с вами. У вас на столах оценочные листы, не забывайте оценивать свою работу и в конце урока поставить оценку.
|
|
Первичное чтение рассказа. |
Текст читает вслух учитель, дети следят.
Оцените себя , как вы поработали по содержанию текста. |
|
Физминутка. |
История с котом закончилась. Но не закончилась наша работа. Мы с вами устали, давайте отдохнём.
Физминутка
Ребята, кот остался с людьми. А изменился ли он? Очень интересно пронаблюдать, какие изменения произошли с котом.
|
|
Работа в группах. Вспомнить правила работы в группе. |
Работаем по исследованию текста. (на столах у групп карточки: внешний вид, действия и поступки, авторская оценка). 1 –я группа Найти и подчеркнуть информацию о том как выглядит кот, внешний вид. рыжий кот, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно – рыжий с белыми подпалинами на животе.
2 – я группа Найти и подчеркнуть информацию действия и поступки кота. Обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл жестяную банку с червями, уронил колбасу, решился на «отчаянный поступок», украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, противно выл, отчаянно упирался, вцепился зубами в рыбешку, вцепился мертвой хваткой.
3 – я группа Как автор называл кота в начале текста и в конце . Кот, кот бродяга и бандит, «ворюга», кот – беспризорник. Кот хозяин, сторож, милиционер. 4 – я группа Собрать из деталей кота, наклеить на бумагу. Это будет кот, герой нашего произведения. Оцените свою работу в группе. Поставьте оценку в оценочный лист. |
|
Подведение итога урока по тексту. |
Изменилось отношение к коту? А что еще изменилось? ( изменилась кличка кота) Как его называли в начале текста, а в конце? Мы с вами составили схему, а схема это текст. А как по другому можно озаглавить текст? Что произошло? ( из ворюги превратился в милиционера)
( зачитывают на слайде хором) Превращение кота Ворюги в кота Милиционера. Сейчас вы назвали не только текст рассказа но и тему нашего урока. Как вы думаете, какое качество людей помогло совершить это превращение? Ребята, а только ли с котом могла случиться эта история? А с кем ещё? Может ли человек под влиянием другого человека измениться в лучшую сторону? Какой урок даёт нам К.Г. Паустовский написав это произведение. Слайд «Твори добро на всей земле» и мир изменится в лучшую сторону.
( останется время дети выполняют тест). Самый внимательный читатель.
Оцените свою работу по тесту.
|
|
Рефлексия |
Ребята, что вам больше всего понравилось на уроке Начните свой ответ со слов: Сегодня мне было интересно-------------------- Мне захотелось----------------------- Мне было трудно------------------------ Я научился ---------- Я смог------- |
|
Оценки |
Выставление оценок в оценочных листах. А теперь оцените урок. Если у вас было весёлое настроение ,то возьмите весёлого смайлика, если было грустное возьмите грустного смайлика. Урок наш окончен и выполнен план. Спасибо, ребята огромное вам. За то, что упорно, усердно трудились. И знания ваши нам всем пригодились. |
Оценивание |
Домашнее задание |
На столе лежит билетик на выход, выберите себе домашнее задание по выбору. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.