Конспект урока: Конфликт личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Оценка 4.6

Конспект урока: Конфликт личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Оценка 4.6
docx
10.02.2020
Конспект урока: Конфликт личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Урок 4. Медный всадник.docx

Уроки 4 - 5

Тема: Конфликт личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

I. Проверка Д/З

II. История создания.

- Кто автор этого стихотворения?

Пушкин. Друзьям (1828)

Нет, я не льстец, когда царю

Хвалу свободную слагаю:

Я смело чувства выражаю,

Языком сердца говорю.

 

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

 

О нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он втайне милости творит.

 

Текла в изгнаньe жизнь моя,

Влачил я с милыми разлуку,

Но он мне царственную руку

Простер — и с вами снова я.

 

Во мне почтил он вдохновенье,

Освободил он мысль мою,

И я ль, в сердечном умиленье,

Ему хвалы не воспою?

 

Я льстец! Нет, братья, льстец лукав:

Он горе на царя накличет,

Он из его державных прав

Одну лишь милость ограничит.

 

Он скажет: презирай народ,

Глуши природы голос нежный,

Он скажет: просвещенья плод —

Разврат и некий дух мятежный!

 

Беда стране, где раб и льстец

Одни приближены к престолу,

А небом избранный певец

Молчит, потупя очи долу.

Примечания к стихотворению:

1.       Россию вдруг он оживил // Войной… — вероятно, имеется в виду война с Персией 1826—1828 гг., а также участие России в Наварринской битве (1827) против Турции во время войны Греции за независимость.

2.       …надеждами, трудами — надежды возлагались на деятельность «секретного комитета 6 декабря 1826 года», который должен был заняться обсуждением вопроса о положении крестьян. Оживилась надежда и на изменение внутренней политики в связи с отставкой 30 апреля 1826 г. А. А. Аракчеева.

3.       Он скажет: просвещенья плод // Разврат и некий дух мятежный — слова льстеца повторяют слова Бенкендорфа из письма его от 21 декабря 1826 г. к Пушкину по поводу записки «О народном воспитании»: «Его величество при сем заметить изволил, что принятое Вами правило, будто бы просвещение и гений служат исключительным основанием совершенству, есть правило опасное для общего спокойствия, завлекшее Вас самих на край пропасти и повергшее в оную толикое число молодых людей» (Акад. изд. Собр. соч. Пушкина, т. XIII, стр. 315).

4.       Беда стране, где… небом избранный певец // Молчит, потупя очи долу — намек на собственное положение Пушкина, когда он, освобожденный из ссылки, должен был посылать все свои готовящиеся к печати произведения царю, а во всех своих поездках, чтениях произведений друзьям — отчитываться перед шефом жандармов; когда за отрывок из «Андрея Шенье» его неоднократно вызывали на объяснение к московскому и петербургскому полицмейстерам.

 

- Как такое возможно, что Пушкин, который не боялся писать дерзкие свободолюбивые стихи, который за это побывал в ссылках, вдруг пишет стихи, восхваляющие царя? Когда могло быть написано это стихотворение?

 

Многие, с кем связывали дружеские отношения, тогда не поняли Пушкина. Среди них был Адам Мицкевич – «польский Пушкин», активный участник польского освободительного движения. 5 лет прожил в России, сблизился с декабристами (Рылеевым, Бестужевым). В 1829 г. был выслан из России.

Поэт Петр Андреевич Вяземский, приехав из Европы, передал Пушкину сборник стихов Мицкевича, в котором были стихи, относившиеся к А.С. «Медный всадник» стал своеобразным продолжением спора о власти. К тому же, Пушкин только вернулся с Урала, где собирал материалы о пугачевском восстании. Народ и власть, смирение и бунт – проблемы, волновавшие тогда поэта.

 

Написана поэма была за месяц в Болдино 1833 г. Датирована 31 октября. При жизни напечатана не была. Цензура требовала многих поправок, которые, несмотря на то, что нужны были деньги, Пушкин делать отказался и печатать поэму не стал. После смерти поэта Жуковский отредактировал текст, убрав острые места, в том числе и бунт Евгения, и напечатал. Только в 1919 г. впервые был напечатан «Медный всадник» в пушкинской редакции.

 

Жанр – философская поэма.

Художественный метод – реализм

Подзаголовок – «Петербургская повесть»

 

Ш. Образ Петра I в творчестве Пушкина

- В каких произведениях Пушкина есть образ Петра I?

18 век не знал иного отношения к Петру кроме как восторженного. В те годы людей не покидало чувство, что именно ему Россия обязана свои историческим, осмысленным бытием. Все, что было прежде до него, казалось веками тьмы и хаоса.

Пушкин был здесь наследником литературы XVIII века с её традицией “урока царям”. Взывая к сидящим на русском престоле, она нередко ставила им в пример Петра как идеал государя и человека. Так поступил Ломоносов, когда в «Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года» призывал монархиню содействовать распространению наук и просвещения в России. Так и Фонвизин в «Недоросле» устами благородного Стародума “превратному свету” екатеринских времён противопоставлял петровскую эпоху, явно адресуя намёк государыне. Традицию эту продолжил и Пушкин. В 1826 году он пишет стихотворение «Стансы», где имя Петра впервые появляется в его поэзии. Обращаясь к только что коронованному Николаю I, Пушкин призывает нового царя следовать двум главным чертам державного предка — трудолюбию и умению прощать от всего сердца.

Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.

С этого времени петровская тема становится одной из центральных в творчестве Пушкина. К ней поэт вновь возвращается в «Полтаве». Пётр предстаёт в поэме “самодержавным великаном”, олицетворением величия и славы России. Он воплощает в себе творческую и всепобеждающую силу истории, её неудержимое стремление вперёд.

Перед Петром I Пушкин благоговел. Как известно, он гордился даже тем, что в набалдашник его трости была вмонтирована пуговица от камзола Петра, подаренная самим императором прадеду поэта. В этом живом Петре, Петре «Полтавы», Пушкин вновь крупным планом выделяет бесконечно дорогие ему самому свойства — способность к милосердию и состраданию, умение миловать и прощать, скорбеть вместе со скорбящими.

Такого же деятельного Петра мы видим и в прозаическом неоконченном произведении «Арап Петра Великого», в котором Пушкин рассказывает и о своем прадеде.

Неожиданное развитие тема деятельности Петра I получает в «Медном всаднике»

 

IV. Историческая основа поэмы

Исторической основой поэмы является наводнение в Петербурге 1824 г.

 

Просмотр фильма из серии «О наводнении 1824 г.»

 

Пушкин наводнения не видел, находился в ссылке в Михайловском, писал, основываясь на рассказах очевидцев.

 

V. Анализ поэмы

Перед анализом поэмы познакомить учащихся с разной интерпретацией поэмы.

Задание: выберите, чья точка зрения на поэму вам ближе или дайте свою интерпретацию текста, подтвердив ее аргументами.

 

Задания для работы в группах:

Анализируют по частям (можно по нескольку групп на 1 часть), затем уже дополнительными вопросами заострить внимание на тех моментах, о которых не сказали.

 

1. Вступление:

- Каково авторское отношение деятельности Петра и к Петербургу?

- Имя Петра появляется только в конце вступления, все время используется местоимение «он». Почему? (Оно заменено местоимением, как нечто роковое и грозное — то, что вслух лучше не поминать.)

Пейзаж Вступления напоминает собой некий довременный хаос. Необустроенное безжизненное пространство. Будто нет ещё ни времени, ни истории. Есть только носитель творческих замыслов. Как в первой главе Книги Бытия: “Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою”. Однако читаем «Медного Всадника» дальше:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Происходит переключение из довременного плана в историю. Начинается державное творчество Петра, исток которого — в замыслах самодержца, словно оживающих у нас на глазах. Петр, как настоящий художник, задуманный им град видит уже завершённым. Но есть в мысленном монологе царя одно ключевое слово, которое открывает всю сущностную, безмерную глубину различия между его делом и сотворением мира Богом в первой главе Книги Бытия.

- Какое слово отличает творение Петра от божьего сотворения мира?

Слово это — “назло”. Бог творит на добро. “И увидел Бог, что это хорошо” — стих, несколько раз повторяющийся в библейском рассказе о творении. Творчество же Петра начинается с посыла отрицательного — со слов “грозить” и “назло”. Не для блага подданных, признанного первейшей задачей государства, но прежде всего на страх врагам и во славу империи строится сей дивный град.

- Возникает два образа: было болото, теперь оно сковано гранитом. Если допустить, что болото и гранит употреблены не только в прямом значении, но еще являются словами-символами, какие ассоциации возникают? (народ и власть)

1 глава:

- Что можно сказать об Евгении?

(Можно обратить внимание на одну из черт постмодернизма: при рассуждении о имени Евгений, автор рассчитывает на читательский опыт.)

- О чем мечтает Петр I и о чем мечтает Евгений. Какой художественный прием использует Пушкин, сопоставляя их мечты? (антитеза между великим и обыденным)

- Заслуживает ли Евгений уважение? Как автор относится к нему?

Он с уважением и сочувствием относится к нему: «...Я молод и здоров, // Трудиться день и ночь готов»). Он смел во время наводнения; «он страшился, бедный, не за себя. //  он «дерзко» плывет по «едва смирившейся» Неве, чтобы узнать о судьбе своей невесты. Несмотря на бедность, Евгению дороже всего «независимость и честь». Он мечтает о простом человеческом счастье: жениться на любимой девушке и скромно жить своим трудом. Независимость и честь — в жизни Пушкина два ключевых понятия. И в первую очередь эти понятия связаны с темой дома и частного семейного бытия.

- Какой прием используется при описании стихии? (олицетворение). Перечитаем отдельно слова-олицетворения, какая ассоциация возникает?

- Какими символами может быть водная стихия в христианском (религиозном) контексте?

Ещё в Библии вода предстаёт олицетворением хаоса, противостоящего Творцу и Его замыслу. Разумеется, в Священном Писании облик её далеко не однозначен. Это и животворящее начало — ведь именно в воде зарождается жизнь (“да произведёт вода душу живую”), и символ очищения, рождения в Духе. Но одновременно вода — самая хаотическая и неоформленная из всех стихий — тесно связана с образом богопротивных сил. Вода несёт смерть всему живому и в рассказе о потопе. В поэме водная стихия тоже несет смерть.

- Перечитаем 2 последние строфы. Какие слова передают психологическое состояние Евгения? (он не обращает внимание на то, что творится вокруг него, на то, что он нелепо сидит на льве, важно, что «там»; и слова «обращен к нему спиною» кумир)

- Согласны ли вы с высказыванием, что поэма «Медный всадник – поэма о разрушенном доме? Напишите свое определение «Дом – это…»

2 глава:

Из 3 строфы:

И, полон сумрачной заботы,

Все ходит, ходит он кругом,

Толкует громко сам с собою —

И вдруг, ударя в лоб рукою,

Захохотал.

                 Ночная мгла

На город трепетный сошла;

 

- Какое смысловое значение имеет «Ночная мгла»? (ночная мгла относится так же и к сознанию Евгения) И есть ли в поэме эпизод, когда ночная мгла проходит? ( когда обстоятельства повторяются, и Евгений видит Медного всадника)

 

- Какой основной прием использует Пушкин во 2 главе? (Антитеза: беда Евгения доводит до сумасшествия – холодное равнодушие города; Евгений и кумир – народ и власть)

 

Прокомментировать строки (3 строфа с конца):

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

(“На дыбы” звучит почти как “на дыбу”)

 

- Почему «державец полумира» поскакал за бедным безумцем? (проявление бунтарства должно быть наказано)

 

VI. Заключительные вопросы и задания:

- Когда впервые появилась в русской литературе тема «маленького человека»? (Пушкин «Станционный смотритель») Каково отношение автора к маленькому человеку?

 

 

- В каком произведении снова увидим бунт маленького человека? (Шинель).

- Почему и Пушкин, и Гоголь прибегают к фантазии? (в здравом рассудке так бы не получилось)

- Назовите главных героев поэмы. Почему именно они, на ваш взгляд, являются главными? (Петр как олицетворение власти, Нева как стихия, Евгений как пострадавший от них. В поэме они создают конфликт.)

- Отразите эволюцию Евгения через цепочку наименований: «маленький» человек – мечтатель - … (…ни зверь ни человек – бунтарь – сломленный «маленький» человек)

- Тема, идея, проблема? (наводнение, вечное противостояние народа и власти и бессмысленность бунта, народ и власть)

 

- В каком произведении Пушкин также размышляет над проблемой роли государственной личности? (Пугачев в «Капитанской дочке»)

 

VII. О языке поэмы:

О рифме: перемежается перекрестная и парная, нечто аналогичное мы видели в Онегине, дает отход от строгой формы и делает стихотворную речь приближенной к разговорной, более свободной и даже доверительной.

Перенос предложений со строки на другую так же дают спокойный повествовательный тон.

- Сравните язык кульминации и эпилога. Одинаково ли они звучат с точки зрения эмоциональности, экспрессивности? Как язык поэмы работает на идею произведения? Сделайте выводы.

В сцене столкновения безумного Евгения с «Медным всадником», его пламенного, мрачного протеста, злобной угрозы «чудотворному строителю» от лица жертв этого строительства, — язык поэта становится таким же высокопатетическим, как в торжественном вступлении к поэме. Заканчивается «Медный всадник» скупым, сдержанным, нарочито прозаическим сообщением о гибели Евгения. Никакого эпилога, возвращающего нас к первоначальной теме величественного Петербурга, эпилога, примиряющего нас с исторически оправданной трагедией Евгения, Пушкин не дает. Противоречие не устранено.

VIII. Концептуальное осмысление:

1. Создание смысловой модели:

Народ – Власть

                                                           Евгений         Медный всадник (кумир, властелин)

                                               Невинно погибшие

                                                           Болото                        Гранит

2. Создание кластера (в центре пишем любое выбранное событие из поэмы или состояние героя):

Причины       Событие или состояние героя        Следствия

 

 

 

3. Дать определение:          1. Что такое Петербург (или Петр 1) для Пушкина?

 2. Что такое Петербург (или Петр 1) для Евгения

 

Д/З: Дать интерпретацию произведения (уточненную после анализа текста)

Через урок Д/З: прочитать поэму Лермонтова «Демон»; индив. задание: сообщение о Врубеле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Уроки 4 - 5 Тема: Конфликт личности и государства в поэме

Уроки 4 - 5 Тема: Конфликт личности и государства в поэме

Молчит, потупя очи долу. Примечания к стихотворению: 1

Молчит, потупя очи долу. Примечания к стихотворению: 1

Пушкин был здесь наследником литературы

Пушкин был здесь наследником литературы

Пейзаж Вступления напоминает собой некий довременный хаос

Пейзаж Вступления напоминает собой некий довременный хаос

Независимость и честь — в жизни

Независимость и честь — в жизни

Почему «державец полумира» поскакал за бедным безумцем? (проявление бунтарства должно быть наказано)

Почему «державец полумира» поскакал за бедным безумцем? (проявление бунтарства должно быть наказано)

Болото

Болото
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020