Уроки 4 - 5
Тема: Конфликт личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
I. Проверка Д/З
II. История создания.
- Кто автор этого стихотворения?
Пушкин. Друзьям (1828)
Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.
О нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.
Текла в изгнаньe жизнь моя,
Влачил я с милыми разлуку,
Но он мне царственную руку
Простер — и с вами снова я.
Во мне почтил он вдохновенье,
Освободил он мысль мою,
И я ль, в сердечном умиленье,
Ему хвалы не воспою?
Я льстец! Нет, братья, льстец лукав:
Он горе на царя накличет,
Он из его державных прав
Одну лишь милость ограничит.
Он скажет: презирай народ,
Глуши природы голос нежный,
Он скажет: просвещенья плод —
Разврат и некий дух мятежный!
Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.
Примечания к стихотворению:
1. Россию вдруг он оживил // Войной… — вероятно, имеется в виду война с Персией 1826—1828 гг., а также участие России в Наварринской битве (1827) против Турции во время войны Греции за независимость.
2. ↑ …надеждами, трудами — надежды возлагались на деятельность «секретного комитета 6 декабря 1826 года», который должен был заняться обсуждением вопроса о положении крестьян. Оживилась надежда и на изменение внутренней политики в связи с отставкой 30 апреля 1826 г. А. А. Аракчеева.
3. ↑ Он скажет: просвещенья плод // Разврат и некий дух мятежный — слова льстеца повторяют слова Бенкендорфа из письма его от 21 декабря 1826 г. к Пушкину по поводу записки «О народном воспитании»: «Его величество при сем заметить изволил, что принятое Вами правило, будто бы просвещение и гений служат исключительным основанием совершенству, есть правило опасное для общего спокойствия, завлекшее Вас самих на край пропасти и повергшее в оную толикое число молодых людей» (Акад. изд. Собр. соч. Пушкина, т. XIII, стр. 315).
4. ↑ Беда стране, где… небом избранный певец // Молчит, потупя очи долу — намек на собственное положение Пушкина, когда он, освобожденный из ссылки, должен был посылать все свои готовящиеся к печати произведения царю, а во всех своих поездках, чтениях произведений друзьям — отчитываться перед шефом жандармов; когда за отрывок из «Андрея Шенье» его неоднократно вызывали на объяснение к московскому и петербургскому полицмейстерам.
- Как такое возможно, что Пушкин, который не боялся писать дерзкие свободолюбивые стихи, который за это побывал в ссылках, вдруг пишет стихи, восхваляющие царя? Когда могло быть написано это стихотворение?
Многие, с кем связывали дружеские отношения, тогда не поняли Пушкина. Среди них был Адам Мицкевич – «польский Пушкин», активный участник польского освободительного движения. 5 лет прожил в России, сблизился с декабристами (Рылеевым, Бестужевым). В 1829 г. был выслан из России.
Поэт Петр Андреевич Вяземский, приехав из Европы, передал Пушкину сборник стихов Мицкевича, в котором были стихи, относившиеся к А.С. «Медный всадник» стал своеобразным продолжением спора о власти. К тому же, Пушкин только вернулся с Урала, где собирал материалы о пугачевском восстании. Народ и власть, смирение и бунт – проблемы, волновавшие тогда поэта.
Написана поэма была за месяц в Болдино 1833 г. Датирована 31 октября. При жизни напечатана не была. Цензура требовала многих поправок, которые, несмотря на то, что нужны были деньги, Пушкин делать отказался и печатать поэму не стал. После смерти поэта Жуковский отредактировал текст, убрав острые места, в том числе и бунт Евгения, и напечатал. Только в 1919 г. впервые был напечатан «Медный всадник» в пушкинской редакции.
Жанр – философская поэма.
Художественный метод – реализм
Подзаголовок – «Петербургская повесть»
Ш. Образ Петра I в творчестве Пушкина
- В каких произведениях Пушкина есть образ Петра I?
18 век не знал иного отношения к Петру кроме как восторженного. В те годы людей не покидало чувство, что именно ему Россия обязана свои историческим, осмысленным бытием. Все, что было прежде до него, казалось веками тьмы и хаоса.
Пушкин был здесь наследником литературы XVIII века с её традицией “урока царям”. Взывая к сидящим на русском престоле, она нередко ставила им в пример Петра как идеал государя и человека. Так поступил Ломоносов, когда в «Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года» призывал монархиню содействовать распространению наук и просвещения в России. Так и Фонвизин в «Недоросле» устами благородного Стародума “превратному свету” екатеринских времён противопоставлял петровскую эпоху, явно адресуя намёк государыне. Традицию эту продолжил и Пушкин. В 1826 году он пишет стихотворение «Стансы», где имя Петра впервые появляется в его поэзии. Обращаясь к только что коронованному Николаю I, Пушкин призывает нового царя следовать двум главным чертам державного предка — трудолюбию и умению прощать от всего сердца.
Семейным сходством
будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.
С этого времени петровская тема становится одной из центральных в творчестве Пушкина. К ней поэт вновь возвращается в «Полтаве». Пётр предстаёт в поэме “самодержавным великаном”, олицетворением величия и славы России. Он воплощает в себе творческую и всепобеждающую силу истории, её неудержимое стремление вперёд.
Перед Петром I Пушкин благоговел. Как известно, он гордился даже тем, что в набалдашник его трости была вмонтирована пуговица от камзола Петра, подаренная самим императором прадеду поэта. В этом живом Петре, Петре «Полтавы», Пушкин вновь крупным планом выделяет бесконечно дорогие ему самому свойства — способность к милосердию и состраданию, умение миловать и прощать, скорбеть вместе со скорбящими.
Такого же деятельного Петра мы видим и в прозаическом неоконченном произведении «Арап Петра Великого», в котором Пушкин рассказывает и о своем прадеде.
Неожиданное развитие тема деятельности Петра I получает в «Медном всаднике»
IV. Историческая основа поэмы
Исторической основой поэмы является наводнение в Петербурге 1824 г.
Просмотр фильма из серии «О наводнении 1824 г.»
Пушкин наводнения не видел, находился в ссылке в Михайловском, писал, основываясь на рассказах очевидцев.
V. Анализ поэмы
Перед анализом поэмы познакомить учащихся с разной интерпретацией поэмы.
Задание: выберите, чья точка зрения на поэму вам ближе или дайте свою интерпретацию текста, подтвердив ее аргументами.
Задания для работы в группах:
Анализируют по частям (можно по нескольку групп на 1 часть), затем уже дополнительными вопросами заострить внимание на тех моментах, о которых не сказали.
1. Вступление:
- Каково авторское отношение деятельности Петра и к Петербургу?
- Имя Петра появляется только в конце вступления, все время используется местоимение «он». Почему? (Оно заменено местоимением, как нечто роковое и грозное — то, что вслух лучше не поминать.)
Пейзаж Вступления напоминает собой некий довременный хаос. Необустроенное безжизненное пространство. Будто нет ещё ни времени, ни истории. Есть только носитель творческих замыслов. Как в первой главе Книги Бытия: “Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою”. Однако читаем «Медного Всадника» дальше:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Происходит переключение из довременного плана в историю. Начинается державное творчество Петра, исток которого — в замыслах самодержца, словно оживающих у нас на глазах. Петр, как настоящий художник, задуманный им град видит уже завершённым. Но есть в мысленном монологе царя одно ключевое слово, которое открывает всю сущностную, безмерную глубину различия между его делом и сотворением мира Богом в первой главе Книги Бытия.
- Какое слово отличает творение Петра от божьего сотворения мира?
Слово это — “назло”. Бог творит на добро. “И увидел Бог, что это хорошо” — стих, несколько раз повторяющийся в библейском рассказе о творении. Творчество же Петра начинается с посыла отрицательного — со слов “грозить” и “назло”. Не для блага подданных, признанного первейшей задачей государства, но прежде всего на страх врагам и во славу империи строится сей дивный град.
- Возникает два образа: было болото, теперь оно сковано гранитом. Если допустить, что болото и гранит употреблены не только в прямом значении, но еще являются словами-символами, какие ассоциации возникают? (народ и власть)
1 глава:
- Что можно сказать об Евгении?
(Можно обратить внимание на одну из черт постмодернизма: при рассуждении о имени Евгений, автор рассчитывает на читательский опыт.)
- О чем мечтает Петр I и о чем мечтает Евгений. Какой художественный прием использует Пушкин, сопоставляя их мечты? (антитеза между великим и обыденным)
- Заслуживает ли Евгений уважение? Как автор относится к нему?
Он с уважением и сочувствием относится к нему: «...Я молод и здоров, // Трудиться день и ночь готов»). Он смел во время наводнения; «он страшился, бедный, не за себя. // он «дерзко» плывет по «едва смирившейся» Неве, чтобы узнать о судьбе своей невесты. Несмотря на бедность, Евгению дороже всего «независимость и честь». Он мечтает о простом человеческом счастье: жениться на любимой девушке и скромно жить своим трудом. Независимость и честь — в жизни Пушкина два ключевых понятия. И в первую очередь эти понятия связаны с темой дома и частного семейного бытия.
- Какой прием используется при описании стихии? (олицетворение). Перечитаем отдельно слова-олицетворения, какая ассоциация возникает?
- Какими символами может быть водная стихия в христианском (религиозном) контексте?
Ещё в Библии вода предстаёт олицетворением хаоса, противостоящего Творцу и Его замыслу. Разумеется, в Священном Писании облик её далеко не однозначен. Это и животворящее начало — ведь именно в воде зарождается жизнь (“да произведёт вода душу живую”), и символ очищения, рождения в Духе. Но одновременно вода — самая хаотическая и неоформленная из всех стихий — тесно связана с образом богопротивных сил. Вода несёт смерть всему живому и в рассказе о потопе. В поэме водная стихия тоже несет смерть.
- Перечитаем 2 последние строфы. Какие слова передают психологическое состояние Евгения? (он не обращает внимание на то, что творится вокруг него, на то, что он нелепо сидит на льве, важно, что «там»; и слова «обращен к нему спиною» кумир)
- Согласны ли вы с высказыванием, что поэма «Медный всадник – поэма о разрушенном доме? Напишите свое определение «Дом – это…»
2 глава:
Из 3 строфы:
И, полон сумрачной заботы,
Все ходит, ходит он кругом,
Толкует громко сам с собою —
И вдруг, ударя в лоб рукою,
Захохотал.
Ночная мгла
На город трепетный сошла;
- Какое смысловое значение имеет «Ночная мгла»? (ночная мгла относится так же и к сознанию Евгения) И есть ли в поэме эпизод, когда ночная мгла проходит? ( когда обстоятельства повторяются, и Евгений видит Медного всадника)
- Какой основной прием использует Пушкин во 2 главе? (Антитеза: беда Евгения доводит до сумасшествия – холодное равнодушие города; Евгений и кумир – народ и власть)
Прокомментировать строки (3 строфа с конца):
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
(“На дыбы” звучит почти как “на дыбу”)
- Почему «державец полумира» поскакал за бедным безумцем? (проявление бунтарства должно быть наказано)
VI. Заключительные вопросы и задания:
- Когда впервые появилась в русской литературе тема «маленького человека»? (Пушкин «Станционный смотритель») Каково отношение автора к маленькому человеку?
- В каком произведении снова увидим бунт маленького человека? (Шинель).
- Почему и Пушкин, и Гоголь прибегают к фантазии? (в здравом рассудке так бы не получилось)
- Назовите главных героев поэмы. Почему именно они, на ваш взгляд, являются главными? (Петр как олицетворение власти, Нева как стихия, Евгений как пострадавший от них. В поэме они создают конфликт.)
- Отразите эволюцию Евгения через цепочку наименований: «маленький» человек – мечтатель - … (…ни зверь ни человек – бунтарь – сломленный «маленький» человек)
- Тема, идея, проблема? (наводнение, вечное противостояние народа и власти и бессмысленность бунта, народ и власть)
- В каком произведении Пушкин также размышляет над проблемой роли государственной личности? (Пугачев в «Капитанской дочке»)
VII. О языке поэмы:
О рифме: перемежается перекрестная и парная, нечто аналогичное мы видели в Онегине, дает отход от строгой формы и делает стихотворную речь приближенной к разговорной, более свободной и даже доверительной.
Перенос предложений со строки на другую так же дают спокойный повествовательный тон.
- Сравните язык кульминации и эпилога. Одинаково ли они звучат с точки зрения эмоциональности, экспрессивности? Как язык поэмы работает на идею произведения? Сделайте выводы.
В сцене столкновения безумного Евгения с «Медным всадником», его пламенного, мрачного протеста, злобной угрозы «чудотворному строителю» от лица жертв этого строительства, — язык поэта становится таким же высокопатетическим, как в торжественном вступлении к поэме. Заканчивается «Медный всадник» скупым, сдержанным, нарочито прозаическим сообщением о гибели Евгения. Никакого эпилога, возвращающего нас к первоначальной теме величественного Петербурга, эпилога, примиряющего нас с исторически оправданной трагедией Евгения, Пушкин не дает. Противоречие не устранено.
VIII. Концептуальное осмысление:
1. Создание смысловой модели:
Народ – Власть
Евгений Медный всадник (кумир, властелин)
Невинно погибшие
Болото Гранит
2. Создание кластера (в центре пишем любое выбранное событие из поэмы или состояние героя):
Причины Событие или состояние героя Следствия
3. Дать определение: 1. Что такое Петербург (или Петр 1) для Пушкина?
2. Что такое Петербург (или Петр 1) для Евгения
Д/З: Дать интерпретацию произведения (уточненную после анализа текста)
Через урок Д/З: прочитать поэму Лермонтова «Демон»; индив. задание: сообщение о Врубеле
.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.