Тема урока: Корень. Внешнее строение. Внутреннее строение корня. Значение корней и их разнообразие.
Тип урока: усвоение новых знаний.
1. Цель урока: сформировать у учащихся знания о корне как главном вегетативном органе растения, его строении, значении и разнообразии .
|
Этапы работы |
Содержание этапа
|
1. |
Организационный момент, . |
Вступительное слово учителя: - Здравствуйте ребята, я приветствую вас на уроке биологии - .Что мы изучаем на наших уроках? - А зачем мы изучаем ботанику?
Мотивация
- Где мы можем применить знания, полученные на уроках? - Сегодня чем мы будем заниматься? - Результатом нашей работы будут полученные вами знания и умения, а в журнале и дневниках появятся новые оценки. Что нужно, для того чтобы получить хорошие оценки?
|
2. |
Проверка домашнего задания
|
Учитель задает вопросы ученикам, своевременно демонстрируя на каждый вопрос соответствующий слайд презентации (1- 6).
|
3. |
Изучение нового учебного материала.
|
Информативное объяснение с демонстрацией компьютерной презентации.
Объяснение нового материала. 1.Создание проблемной ситуации.
Послушайте стихотворение и подумайте над вопросами, прозвучавшими в нем.
Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Как ни тонок, неприметен Под землею корешок, Но не может жить на свете
В. Жак
Вопрос: « Почему растения не могут жить без корня?» (выслушиваем ответы детей) А еще ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив ее целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете? (выслушиваем ответы детей) Так чем же является корень для растения? А это мы с вами и выясним на сегодняшнем уроке. Вы когда-нибудь пробовали удержать в руках зонтик, когда дует сильный ветер? Трудно, правда! А тогда какая же сила нужна раскидистому дубу, стройной берёзке или высокому тополю с их стволами и ветками, чтобы удержаться на месте при ветре или урагане? Наверное, это должна быть сила могучего великана или былинного богатыря! Этой силой у растений обладают корни. Словно стальные канаты тянутся они во все стороны и удерживают растение в зеле. Корни очень крепки. Вы пытались когда-нибудь выдернуть растение из почвы. Это сделать очень нелегко.
И корней у каждого растения очень много и все они разные и идут далеко и в глубь, и в ширь. Все корни одного растения образуют корневую систему. Корни, образующие корневую систему: главный – развивается из зародышевого корня, боковые – возникают на корнях всех видов и располагаются по бокам и придаточные – развиваются на стеблевой части побега, могут вырастать на листьях. Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. В чем состоит эти различия?
Если в корневой системе хорошо выделяется центральный корень, а от него отходят более мелкие – это стержневая корневая система. (Фасоль, горох, дуб, березе, подсолнечник и др.) Если центральный корень в корневой системе незаметен среди других – это мочковатая корневая система. (Пшеница, рожь, полынь, лук, тюльпан и др.) Рассмотрите экземпляры предложенных вам растений с различными типами корневых систем. Распределите эти растения по типу корневых систем. Приведите свои примеры.
В зависимости от местных условий (климат, почва и др.) корневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычно растут в глубину. У горных растений проникают в трещины и разрушают скалы. В песчаной пустыни вместо почвы песок, но и к этим условиям приспособились растения. У некоторых кустарников он тянется вдоль поверхности песков на десятки метров и как бы ни бушевала буря, такой «якорь» держит растение очень крепко. А еще корень ищет в почве и доставляет необходимые растению минеральные вещества и воду. У верблюжьей колючки, обитающей в пустыне, корни уходят на глубину до 15 метров, достигая грунтовых вод. Но рекорд глубины принадлежит корням вяза – 110 метров. Известны случаи, когда стебли растений прорастаю сквозь асфальт, а ведь это по силам не каждому человеку с ломом в руках. Корни у растений тоже очень сильные, даже самая твердая почва для них не преграда. Рассмотрим внутреннее строение корня (слайды 11-13). Главную роль в продвижении растущего корня в грунте играет корневой чехлик. Он, как колпачок, защищает верхушку корня от повреждений (слайды 13-14). Здесь находится зона деления - это участок на кончике корня, толщиной всего около 1 мм, где находятся клетки образовательной ткани, которые активно делятся (слайд 15). Растет корень прямо вниз. Участок верхушки корня, за счет которой он растет, называется зоной роста или растяжения. Она располагается выше зоны деления, где находится гладкий участок корня. В этой части (длиной около 3-9 мм) клетки уже не делятся, а растут и сильно вытягиваются, увеличивая длину корня (слайды 13 и 16). Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется за счет деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Если удалить верхушку, то рост корня в длину прекратится, но зато образуется много боковых корней. Эта особенность корней широко используется человеком при выращивании рассады культурных растений (пикировка). Самая важная задача корня – поглощение воды из почвы. Если осторожно выкопать молодое растение (демонстрация живого объекта), можно увидеть, что корешки тесно оплетают частицы почвы. Эти тоненькие корневые волоски – мощное орудие всасывания. Корневой волосок имеет длину обычно 1-2 мм, но иногда достигают 10 мм, продолжительность его жизни 1-4 суток. Они увеличивают площадь поверхности корня в несколько раз. Ученые измерили длину всех корней у растения ржи. Она равна 623 км., а с корневыми волосками – 11 тыс. км. (слайд 17). Зону корня с корневыми волосками называют зоной всасывания или зоной поглощения. Выше зоны всасывания находится зона проведения корня, по клеткам которой вода и минеральные соли, поглощенные корневыми волосками, передвигаются к стеблю. Эта зона самая длинная и прочная часть корня. Здесь уже имеется хорошо сформированная проводящая ткань (слайд 18) Роль корня в жизни растения нельзя переоценить. Значение легко определить по выполняемым им функциям (слайды 19-20). Функция корня – укрепление растения в почве. Прочность и гибкость корня достигается тем, что проводящие сосуды, направляющие воду с растворенными веществами вверх к стеблю, вместе с механической тканью, сосредоточены в центре корня (слайд 21). Главная функция корней – минеральное питание, т.е. всасывание воды и минеральных веществ (слайд 22). Запасающая функция корня. Некоторые растения откладывают в видоизмененных корнях – корнеплодах – часть созданных питательных веществ, про запас. (Демонстрация корнеплодов – свеклы, моркови и др.). Толстые придаточные корни в мочковатой корневой системе называют корневыми шишками (Демонстрация живых объектов: георгины) (слайд 23). Еще одна функция корня – вегетативное размножение. На корнях образуются придаточные почки, из которых развиваются надземные побеги. (Осина, сирень, слива малина и др.) (слайд 24) А у плюща развиваются корни – присоски - с их помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь вверх по стволам деревьев или стенам домов (слайд 25). У некоторых тропических растений, например фикусов, корни начинают расти на широко раскинувшихся ветвях. Достигнув земли, они утолщаются и превращаются в подпорки для кроны дерева (столбовидные корни) (слайд 26). У мангровых деревьев и кустарников, растущих на низких берегах теплых морей, где в почве имеется избыток воды и недостаток кислорода, появляются необычные корни – дыхательные. Они растут не вниз, а вверх, и выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха (слайд 27). У тропических растений, живущих на ветвях деревьев, развиваются воздушные корни. Они часто встречаются у орхидей у некоторых папоротников и др.
|
4. |
Закрепление учебного материала.
|
Учитель на закрепление нового материала предлагает обучающимся ответить на вопросы теста, который перед ними на экране (слайд 29). Правильность ответов на вопросы фиксируется и выводится на экран.
Учитель для устранения пробелов и систематизации полученных знаний предлагает учащимся выполнить задания в рабочей тетради по данной теме. Учитель при необходимости корректирует работу обучающихся.
|
5. |
Итог урока. Рефлексия. Задание на дом.
|
Оценивание обучающихся: оценка активной работы, ответов на вопросы теста.
Учитель спрашивает обучающихся: • Интересно ли Вам было на уроке? • Получили ли Вы новую, полезную информацию? • Где Вы сможете применить полученные на уроке знания?
Учитель дает рекомендации по выполнению домашнего задания. Порядок работы с учебником: • попытаться вспомнить то, что осталось в памяти от урока; • вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению; • применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника; • если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения изучаемого материала.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.