Тема: Корни и степени. Корни натуральной степени из числа их свойства.
Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся о квадратном корне; сформировать у учащихся понятие корня степени n.Формировать умение учащихся работать с корнями четной и нечетной степеней.
Степени
Определим понятие степени, показатель которой — натуральное число (т.е. целое и положительное).
1.
По
определению:
.
2.
Возвести
число в квадрат — значит умножить его само на себя: ![]()
3.
Возвести
число в куб — значит умножить его само на себя три раза:
.
Возвести число в натуральную степень
— значит
умножить число само на себя
раз:
![]()
Степень с целым показателем {0, ±1, ±2,...}
Если показателем степени является целое положительное число:
, n > 0
Возведение в нулевую степень:
, a ≠ 0
Если показателем степени является целое отрицательное число:
, a ≠ 0
Примечание:
выражение
не
определено, в случае n ≤ 0. Если n > 0, то ![]()
Пример 1.
![]()
Степень с рациональным показателем
Если:
§ a > 0;
§ n — натуральное число;
§ m — целое число;
Тогда:
![]()
Пример 2.

Свойства степеней
|
Произведение степеней |
|
|
Деление степеней |
|
|
Возведение степени в степень |
|
Пример 3.

Примеры для решения у доски:

Корни
С понятием квадратного корня из числа а вы уже знакомы: это такое число, квадрат которого равен а.
,
,
, ![]()
Аналогично определяется
корень
-й
степени из числа а, где
–
произвольное натуральное число.
А теперь давайте решим такое уравнение:
![]()
Итак, это уравнение мы можем переписать в таком
виде:
.
Или
.
Тогда наше уравнение равносильно совокупности
уравнений:
.
Понятно, что уравнение
не
имеет решения на множестве действительных чисел. Значит, остаётся решить
уравнение
![]()
![]()
![]()
![]()
Итак, наше уравнение
имеет
два действительных корня 5 и –5. Их называют корнями четвёртой
степени из числа 625. В свою очередь, положительный корень (число
5) называют арифметическим корнем четвёртой степени из
числа 625. Обозначают его так:
.
Таким образом,
.
Запомните!
Арифметическим корнем натуральной степени
из
неотрицательного числа а называется неотрицательное
число,
-я
степень которого равна а.
Арифметический корень
-ой
степени из числа а обозначают так:
.
Символ
называют знаком
арифметического квадратного корня или радикалом (от
латинского слова «радикс» – корень), число
называется показателем корня,
а число а, стоящее под знаком корня, – подкоренным
выражением.
Вам хорошо известен такой
частный случай арифметического корня
-й
степени, как корень второй степени, или квадратный корень из
числа, то есть когда
В этом случае показатель корня не пишут, а пишут
просто
.
Ещё одним частным случаем
является
мы
привыкли называть его корнем кубическим.
Как правило, когда ясно, что
речь идёт об арифметическом корне
-й
степени, слово «арифметический» не произносят, а говорят кратко: «корень
энной степени».
Действие, посредством которого
отыскивается корень
-й
степени, называется извлечением корня
-й степени.
Это действие является обратным действию возведения в
-й
степень.
Равенство
при
верно,
когда выполняются два условия:
;
второе —
.
Например,
.
Число
;
.
Видим, что оба условия выполняются. Значит
верно.
Из определения арифметического корня следует, что если
,
то
.
Например,![]()
![]()
А теперь давайте решим следующие уравнения:
и
.
Итак, первое уравнение
![]()
Перепишем это уравнение в виде:
.
Преобразуем наше уравнение, применяя формулу разности
кубов. Имеем:![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Перейдём к уравнению 2:
![]()
Перепишем это уравнение в виде:
.
Преобразуем наше уравнение, применяя формулу разности
кубов. Имеем:
.
![]()
![]()
![]()
![]()
Так как
,
то число –4 является корнем из числа –64. Однако это число не является
арифметическим корнем по определению. Число
называют
корнем кубическим из числа
и
обозначают так:![]()
Вообще, для любого нечётного натурального числа
,
уравнение
,
при
имеет
только один корень, причём отрицательный. Этот корень обозначается, как и
арифметический корень, символом
.
И называют его корнем нечётной степени из отрицательного числа.
Запомните! При нечётном
существует
,
и притом только один. Для корней нечётной степени справедливо равенство ![]()
Например,
![]()
Корень нечётной степени из отрицательного числа а
связан с арифметическим корнем из числа
следующим
равенством:![]()
Например, ![]()
Арифметический корень
-й
степени обладает несколькими свойствами. Перечислим их. Итак, при условии, что
,
,
а
,
и
–
натуральные числа, причём
,
,
справедливы равенства:
1. Корень n-степени (n=2,3,4,5, …) из произведения неотрицательных чисел равен произведению корней n-степени из этих чисел:
.
2. Чтобы извлечь корень из дроби, нужно извлечь корень из числителя и знаменателя отдельно и первый результат разделить на второй
.
3. Если a≥0, n=2,3,4,5,… и m – любое натуральное число, то справедливо равенство:
.
4. Если a≥0, n и
k - натуральные числа, большие 1, то справедливо равенство:
.
5. Если показатели
корня и подкоренного выражения умножить или разделить на одно и то же отличное
от нуля число, то значение корня не изменится:
.
Обратите внимание, что в первом свойстве число
может
также быть равным
;
в третьем свойстве число
может
быть любым целым, если
.
Докажем справедливость этих свойств. Итак, первое свойство.
1.
.
По определению арифметического корня
–
это такое неотрицательное число,
-я
степень которого равна произведению
.
;
.
![]()
2.
.
;
3.
.
;
.
4.
.
;
.
5.
.
;
.
А теперь давайте приступим к практической части нашего урока.
Задание 1.
Найдите значения выражений
а)
;
б)
;
в)
.
Решение.
а)
;
б)
;
в)
.
;
;
;
;
Задание 2.
Преобразуйте выражения:
а)
;
б)
;
в)
;
г)
.
Решение.
а)
;
б)
;
в)
;
г)
.
Примеры для самостоятельного решения:

Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.