Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ялтинская специальная (коррекционная) школа VII-VIII видов»
муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
Конспект урока по истории Средних веков
Тема урока: «Крестовые походы»
Класс: 6
Учитель: Смирнов Роман Александрович
Ялта - 2016
Тема: Крестовые походы
Тип урока: Комбинированный
Цели урока:
Образовательные.
· Ученики смогут назвать причины Крестовых походов на Восток.
· Ученики смогут описать действия участников первого крестового похода, используя настенную карту и документы.
· Ученики смогут рассказать о результатах первых Крестовых походов.
Коррекционно-развивающие.
· развитие умения аргументировать, делать выводы (текст учебника, воспоминания, стихи);
· развитие умения слушать;
· развитие умения применять полученные знания в неординарных ситуациях;
· развитие абстрактного и наглядно-образного мышления;
· активизация познавательной деятельности;
· развивать умение оценивать исторические события через критерии гуманности и непредвзятости.
Воспитательные.
· воспитывать интерес к предмету, чувства сопричастности к мировой истории
Формы работы учащихся: проблемно-поисковая, групповая, фронтальная, самостоятельная, презентация по теме.
Оборудование: компьютер, экран, презентация, учебники, атласы
Использованные для подготовки к уроку ЭОР:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ce9679e-6a29-4914-9091-fe9d88179935/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7abbce73-72bc-475c-ac97-fb21aa1f158b/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b0514ad7-2ac1-4185-b84e-502c8b91c5f9/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37571464-0d3b-4dc5-ab47-2f07c3d6f4c0/view/
Ход урока:
1. Организационный момент. 2 мин.
Приветствие учащихся.
Отметка отсутствующих на уроке.
Проверка готовности к уроку:
учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности.
2. Актуализация знаний по теме: «Рождение исламского мира».
Проверка домашнего задания.
Фронтальная беседа по вопросам: 3 мин.
-Территория первоначального расселения арабов?
-Арабское государство на Пиренейском полуострове?
-Кто такие Ибн Сина и Омар Хайям?
-На ваш взгляд, какой вклад внесла исламская цивилизация в VIII – XI веков в
общечеловеческую культуру?
3. Изучение нового материала. 30 мин.
Водное слово учителя:
Перед началом изучения новой темы хочу обратить внимание на то, что перед
каждым из вас находится пустая схема – таблица, которую вы будете заполнять в
течение урока. Результатом нашей работы станет краткий опорный конспект,
который поможет вам дома быстрее подготовиться к уроку.
Сегодня на уроке мы поведём речь о целой эпохе, которая изменила облик Европы и
косвенно повлияла на нашу жизнь. Совершим путешествие по средневековому Западу
(Европа) и Востоку (Малая Азия, Палестина).
Запишите в тетрадь число и тему урока: «Крестовые походы».
1 . Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы.
Мотивация: Звучит колокольный звон. На экране идет видеосюжет «Папа Урбан
II»
Учитель:
-О чем повествует данный сюжет?
-Что вам известно о походах рыцарей?
-Какой можно сделать вывод?
Учащиеся:
Краткий пересказ сюжета. Вывод: в начале XII века римский папа Урбан II призвал
все население Европы вступить в крестовые походы. После чего начался длительный
период в истории оказавший влияние на все государства Европы.
Создание проблемной ситуации (в создании проблемной ситуации используется
исторический документ «Речь Папы Римского Урбана II на Клермонском соборе 1095
года», в котором скрыто противоречие)
Учитель:
В видеосюжете мы увидели, событие из-за которого начались крестовые походы, но
теперь нам следует обратиться к историческому источнику и узнать, что же сказал
Папа Римский.
Учащиеся: читают документ.
Из речи Папы Римского Урбана II:
«Иерусалим есть пуп (центр) Земли! Реки там текут молоком и медом, это край
плодороднейший – второй рай... Исторгните землю эту у нечестивого народа,
покорите ее себе…, спасите братьев, проживающих на востоке!... Кто здесь
горестен и беден, там будет радостен и богат! Тому, кто положит жизнь в битве,
будут отпущены все грехи!»
Учитель:
-Есть ли фразы, которые свидетельствуют об освободительных целях
крестоносцев?
-О захватнических?
-Сравните свои выводы. Есть ли противоречие.
-Какую проблему нам предстоит решить?
Учащиеся:
В коллективной беседе отвечают на вопросы.
Выявляют противоречие: в своей речи Папа Римский Урбан II одновременно
призывает к освобождению Иерусалима и захвату богатств народов, живущих там.
Учитель:
Какую проблему урока нам предстоит решить?
Проблема урока: крестовые походы – это освобождение или завоевание?
Планирование деятельности:
Учитель:
Как вы знаете в исторической науке, при анализе военных событий всегда
используется определенный план. Для того что бы найти ответ на поставленную
проблему урока что необходимо узнать?
Учащиеся:
В коллективной беседе отвечая на вопросы формулируют план изучения темы:
1.Причины
2.Участники
3.Цели участников
4.Ход (основные события)
5.Итоги (результат и значение)
2. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Индивидуальная работа учащихся: вопрос причины крестовых походов.
Учитель:
Для того чтобы узнать, что подвигло тысячи европейцев отправиться на Восток вам
необходимо прочитать текст и найти 3 причины начала крестовых походов.
Не забудьте отметить причины (схема-таблица).
Учащиеся:
Самостоятельная работа с документом. Определение причин крестовых походов.
Подведение итогов работы с документом – фронтально.
Учитель:
Акцентирует внимание на экран, где появляются причины крестовых походов.
Следит, что бы все учащиеся заполнили таблицу.
Причины:
1. Религиозная – освободить христианские святыни «Гроб Господень»;
2. Экономическая – отсутствие земли в Европе;
3. Социальная – большое количество обедневшего дворянства (младших детей).
Работа в группах: вопрос о хронологии, целях и участниках крестовых
походов
Учитель:
Для того что бы восстановить хронологию событий крестовых походов вам
необходимо поработать в группах. (Каждая группа получает пакет документов).
Задание для групп:
1.Прочитать текст
2.Заполнить таблицу
3.Используя дополнительные материалы составить коллаж по заданному вопросу
4.Презентовать работу группы
Учащиеся:
Класс делится на три группы, которые изучают поставленный вопрос и презентуют
свои результаты. Задача всех учащихся слушать и заполнять конспект – таблицу.
В результате приделанной работы группами создаются красочные коллажи по
основным событиям крестовых походов, которые прикрепляются на стенде. Опорные
конспекты заполняются данными хронологии крестовых походов.
Учитель:
Во время презентации групп на экране демонстрируются карты крестовых походов с
помощью ЭОР «Интерактивные карты по истории + 1С: Конструктор интерактивных
карт»
Учитель задает уточняющие вопросы группам:
Группа № 1
-Почему успех крестоносцев в 1099 года не стал окончательным?
-Почему были созданы духовно-рыцарские ордена?
Группа № 2
-Простые христиане, ещё оставшиеся после первого крестового похода пытались
наладить свою жизнь. Удавалось ли это?
-Почему поход окончился неудачей?
Группа № 3
-Чем отличался четвёртый крестовый поход от других походов?
Вопрос об образовании духовно-рыцарских орденов освещает один из учащихся
получивший опережающее домашнее задание. Презентация учащегося.
Обобщающая беседа по вопросу: итоги крестовых походов – фронтально.
Учитель:
-Успехи крестоносцев были сравнительно недолгими. Как вы думаете, почему рыцари
не смогли удержать Святую землю?
-Одним из самых известных походов стал четвёртый поход. Как вы думаете, почему?
Сравните его с первым крестовым походом.
-Какими же были итоги крестовых походов, к чему привело столкновение двух
цивилизаций? Постарайтесь выделить положительные и отрицательные стороны.
Учащиеся:
Называют причин неудач крестовых походов: отсутствие единства среди рыцарей;
неподготовленность участников походов; насаждение своих правил и традиций на
завоеванных территориях.
Четвёртый поход привёл к гибели христианского государства.
Итоги походов: отрицательные - крестовые походы не достигли своей цели –
завоевание стран Востока; погибло большое количество людей; разрушены города и
деревни; положительные – оживилась торговля между Востоком и Западом; произошло
знакомство народов Востока и Запада.
3. Решение проблемы.
Учитель:
Как теперь мы можем ответить на проблему урока?
Учащиеся: крестовые походы XI–XIII веков позволили западным
христианам временно захватить области на востоке.
4. Первичное повторение и закрепление.
Учитель:
– Мы познакомились сегодня с очень необычной эпохой. Перед вами вопросы. Еще
раз повторим то, что мы сегодня узнали. Обратите внимание на экран (появляется
кроссворд)
Учащиеся:
Читают вопросы, вместе с учителем разгадывают кроссворд.
4. Подведение итогов урока. Домашнее задание. 5 минут
Рефлексия - продолжите фразу:
Я сегодня на уроке узнал …
Я сегодня на уроке научился …
Хочу узнать больше …
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Выставление отметок.
Домашнее задание: прочитать § 10, подготовиться к пересказу темы:
«Крестовые походы» по схеме-таблице.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.