Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе
Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Автор: учитель начальных классов
Кожевина Кристина Сергеевна
Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Задачи:
Предметные:
продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.
Метапредметные УУД
Регулятивные:
учить принимать роль в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные:
учить добывать информацию из иллюстраций, текста; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь).
Коммуникативные:
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные:
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Дети:
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.
2.Речевая разминка.
Разучивание скороговорок (работа в группах).
(Командиры групп подходят к столу учителя и тянут билетик со скороговоркой, кому какая достанется. Каждая группа разучивает свою скороговорку, а потом выступает перед классом. Остальные слушают и оценивают выступление, говорят, что получилось хорошо, а над чем ещё нужно поработать.)
Скороговорки:
· Перепёлка перепелят прятала от ребят.
· Проворонила ворона воронёнка.
· Три сороки-тараторки тараторили на горке.
·
Три вороны на – воротах.
Три сороки – на пороге.
-Трудно ли было произносить скороговорки? Почему? Какие звуки встречались в каждом слове?
3.Постановка целей и определение темы урока.
-Отгадайте загадку:
У картавого Володи
Эта буква не выходит.
И, конечно, очень странно,
Но выходит у Полкана!
- О какой букве идёт речь? Как вы догадались? А что значит «не выходит»?
Ученик читает наизусть стихотворение:
Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты найдешь меня в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах»,
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом –
Вот тигриным, например:
Моё имя – буква «эр»!
- Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р], [р/]
- Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)
-Буква «Р» произошла от греческой буквы «РО». В азбуке эта буква идёт 18 по счёту. В Китае такой буквы не знают и не умеют произносить звуки, которые она обозначает. А, как вы думаете, важно ли для вас научиться произносить эти звуки? (Ответы детей).
Дети читают стихи:
1) Буква Р такая важная,
И родная, и отважная.
Почему, меня спросили?
Ведь на букву «Р» - Россия.
2) Родина, родня и белые ромашки,
Роща, речка, радость, чистый ручеёк,
Русская земля родная наша,
Рожь – краюшка хлеба и на поле колосок!
4. Работа по теме урока
-Откройте азбуку на с. 84. Прочитайте, как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся. Кто его автор? Какую ошибку допустил писатель в названии своего рассказа?
5. Краткая биографическая справка о Евгении Чарушине (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Рассмотрите иллюстрацию. Можете ли вы сказать, кто научил Женю произносить эти звуки? Как это было? (Ответы детей).
Ученик читает стихотворение:
Говорит ворона:
-Кар-р-р! У меня огромный дар-р.
Всем ребятам я пример-р,
Не трудна мне буква «эр».
- Как вы думаете, легко ли жилось Жене, пока он не умел произносить звуки «р» и «рь»? Почему? (Ответы детей.)
6. Физкультминутка (музыкальная)
7. Продолжение работы по теме урока
Чтение текста учителем (дети следят по учебнику).
Словарная работа
-Какие слова не мог правильно произнести Женя? Найдите их в тексте.
-Прочитайте, как правильно нужно произносить эти слова. Запомните их написание.
па – ро – ход та – ра – кан ры - ба
Три ученика выходят к доске и выкладывают из букв на доске эти слова, класс проверяет и оценивает сигнальными линейками.
Выборочное чтение.
-Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится, как ворона учила Женю произносить звук [р].
-Прочитайте разговор детей, когда Женя научился выговаривать звук [р].
-От радости, как он произнес слово «Павлуша»? Напечатайте это слово правильно. (Дети печатают в тетрадях, а один ученик на доске. Проверяют.)
-Почему это слово начинается с заглавной буквы?
-К какому отрывку можно подобрать пословицу « Недаром говорится, что дело мастера боится»?
-Как ещё можно было озаглавить этот рассказ?
-Какие черты характера помогли Жене научиться произносить звук [р]?
-Чему научил вас этот рассказ?
Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.
Работа в парах
1)«Какое слово получилось?»
Нужно составить новое слово, взяв из слов первого столбика первый слог, из слов
второго столбика второй слог, а из слов третьего столбика третий слог.
редиска |
лубяная |
грачата |
ребята |
волосы |
дорога |
сторона |
ворона |
|
|
|
|
2) Исправь ошибки в словах»
Исправь ошибки в словах: каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, глаз, глиб.
8. Рефлексия.
-С каким произведением вы сегодня познакомились на уроке? Кто его автор?
- Какие задания вам понравились?
-Что показалось трудным?
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
-Дома потренируйтесь в чтении по ролям. А по желанию нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.