Конспект урока литературного чтения: "Люблю природу русскую".

  • docx
  • 20.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 2.Люблю природу русскую. Зима. Восприятие пейзажной лирики и т.д..docx

Дата: _________________________

Класс: 2

Предмет: литературное чтение.

Тема:«Люблю природу русскую. Зима. Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений о зиме.»

Цели урока:

- Становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования

- Формирование элементарных умений анализа и интерпретации текста

- Достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития

- Первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- Проявление уважительного отношения к художественной культуре

- Приобретение эстетического опыта слушания и чтения

- Понимание образного языка художественных произведений

- Выражение своего видения мира через восприятие художественной литературы

Метапредметные результаты:

- Умение анализировать текст стихотворения

- Способность выявлять средства художественной выразительности

- Умение соотносить иллюстрации с текстом произведения

- Навык выразительного чтения поэзии

Предметные результаты:

- Умение определять особенности стихотворной речи

- Понимание настроения произведений о природе

- Способность находить в тексте эпитеты и сравнения

- Умение читать стихотворения выразительно, передавая настроение

Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность.

Учитель: Ребята, выглянем в окно. Что вы видите? (Ответы детей: снег, деревья в снегу, белое небо)

Учитель: А какие звуки можно услышать зимой? (Ответы детей: скрип снега, вой ветра, тишину)

Учитель: Посмотрите на картину на доске (Показывает картину с зимой). Как художник изобразил зиму? (Ответы детей: всё белое, заснеженные деревья, зимний лес)

Учитель: А могут ли писатели и поэты так же красиво рассказать о зиме, как художники её рисуют? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы детей: о зиме в стихах, о том, как поэты описывают зиму)

Учитель: Верно, сегодня тема нашего урока: "Люблю природу русскую. Зима. Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений о зиме". Мы познакомимся с тем, как поэты описывают красоту русской зимы.

Этап 2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: На прошлом уроке вы должны были подготовить пересказ рассказа В.В. Бианки "Музыкант". Давайте проверим.

1 ученик, расскажи начало рассказа. (Ученик пересказывает)

2 ученик, что произошло дальше? (Ученик пересказывает)

3 ученик, продолжи рассказ. (Ученик пересказывает)

4 ученик, расскажи следующую часть. (Ученик пересказывает)

5 ученик, как закончился рассказ? (Ученик пересказывает)

Этап 3. Освоение нового материала.

-Ребята, сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в мир зимней поэзии. Зима - это волшебное время года, когда всё вокруг преображается, становится сказочным и необычным. Поэты особенно любят писать о зиме, потому что она дарит нам столько красивых картин: пушистый снег укрывает землю белым одеялом, деревья надевают серебряные шубки, узоры на окнах складываются в причудливые рисунки.

Например, в стихотворении "Чародейкою Зимою..." Федор Иванович Тютчев рассказывает нам о зиме как о волшебнице-чародейке. Представьте себе: она взмахивает своей волшебной палочкой, и весь лес замирает, околдованный её красотой. На ветвях деревьев появляется пушистая бахрома из снега - будто кружевные занавески. Всё вокруг становится таким тихим, что даже лес называют "немым" - в нём не слышно привычных звуков, только иногда поскрипывает снег под ногами.

Когда мы читаем это стихотворение, то словно сами оказываемся в этом заколдованном зимнем лесу. Мы можем представить, как блестит снег на солнце, как качаются заснеженные ветви, как всё вокруг превращается в зимнюю сказку. Поэт использует особые слова - "чародейка", "околдован", "непробудный сон" - чтобы показать, что зима творит настоящее волшебство.

Пейзажная лирика - это стихи о природе, в которых поэты рисуют картины словами. Они помогают нам увидеть красоту окружающего мира, почувствовать его настроение. Когда мы читаем такие стихи, то словно смотрим на прекрасную картину, только нарисована она не красками, а словами.

В стихотворении Тютчева мы видим, как зима-чародейка превратила обычный лес в волшебное царство. Она укрыла его белым покрывалом, нарядила деревья в серебристый наряд, погрузила всё в тихий сон. И теперь этот лес стоит как заколдованный, прекрасный и таинственный.

Читая стихи о природе, мы учимся замечать красоту вокруг нас, видеть необычное в обычном. Ведь и правда - разве не чудо, когда обычные деревья вдруг превращаются в сказочных великанов в серебряных одеждах? Или когда обычное окно украшается морозными узорами, словно искусный художник разрисовал его волшебной кистью?

Поэты помогают нам увидеть эту красоту, научиться ценить каждое мгновение, каждую картину природы. Они находят такие слова, которые помогают нам не просто увидеть зимний пейзаж, но и почувствовать его волшебство, его очарование. И теперь, когда вы будете гулять зимой, вспомните эти прекрасные строки о зиме-чародейке, и может быть, вы тоже увидите, как она колдует над зимним лесом, превращая его в сказочное царство.

Этап 4. Физминутка

Этап 5. Закрепление изученного материала.

Устный опрос:

- С кем сравнивает поэт зиму? (с волшебницей, чародейкой)

- Что происходит с лесом? (он околдован, заснежен)

- Какие краски использует зима? (белый цвет)

- Почему лес назван немым? (в нём тихо, нет звуков)

- Какое настроение создаёт стихотворение? (волшебное, сказочное)

Тест:

1. Кем представлена зима в стихотворении?

а) художницей

б) чародейкою

в) королевой

(Правильный ответ: б)

2. Что "околдован" в стихотворении?

а) лес

б) поле

в) река

(Правильный ответ: а)

3. Какой эпитет использует автор для описания сна?

а) зимний

б) волшебный

в) непробудный

(Правильный ответ: в)

4. Чем украшены деревья?

а) снегом

б) бахромой

в) льдом

(Правильный ответ: б)

5. Какое слово использует поэт вместо "тихий"?

а) глухой

б) немой

в) пустой

(Правильный ответ: б)

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы познакомились с удивительным стихотворением о зиме. Давайте подумаем:

- Как поэт помог нам увидеть красоту зимы? (Он описал её как волшебство)

- Какие картины вы представили? (Заснеженный лес, деревья в снегу)

- Почему это стихотворение можно назвать пейзажной лирикой? (Оно описывает картину природы)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Восхищение зимой, её красотой)

Оцените свою работу на уроке с помощью кружков:

Зеленый кружок - я понял стихотворение и могу его выразительно прочитать

Желтый кружок - я понял стихотворение, но мне трудно его читать выразительно

Красный кружок - я не совсем понял стихотворение

Домашнее задание: выучить стихотворение Ф.И. Тютчева "Чародейкою Зимою..." наизусть.

 

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

1852


 

Посмотрите также