Конспект урока литературного чтения Н. Носов "На горке"
Оценка 4.6

Конспект урока литературного чтения Н. Носов "На горке"

Оценка 4.6
doc
27.04.2020
Конспект урока литературного чтения Н. Носов "На горке"
Носов На горке.doc

Урок литературного чтения Класс: 2

Тема урока: Н.Н.Носов «На горке».

Цели урока: познакомить с произведением  Н.Н.Носова “На горке”. Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения; желание читать художественные произведения о дружбе.

Задачи урока:

Образовательные:

·        способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее рассказа Н. Носова «На горке»; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения; способствовать формированию информационной культуры учащихся через исследовательскую деятельность; создать условия для формирования выразительного чтения;

Развивающие:

·        формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения, развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

Воспитательные:

·        способствовать сплочению детского коллектива, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки, ценности совместной деятельности.

Планируемые результаты

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- пересказывать текст, используя план;

- пересказывать текст от лица главного героя;

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- проявлять желание читать произведения о дружбе;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

 - подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

- находить нужную информацию, используя несколько источников.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Средства обучения:

1)     Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. – 2. М.: Просвещение, 2012.

2)     Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс

3)     Информационные источники. Рассказы Н.Н.Носова.

4)     Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор

5)     Презентация по теме урока

6)     Карточки для индивидуальной и групповой работы. Материалы для самооценки учащихся.

ХОД УРОКА

Оргмомент.

Мотивация учебной деятельности. (Создание эмоционального настроя)

Здравствуйте, ребята. Скажите, с каким человеком приятно общаться? (Весёлым, доброжелательным). Итак, начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь.   Привет, сосед!  Улыбнись мне в ответ.  Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил.  Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Речевая разминка. (Формирование навыков владения дыханием, развитие органов артикуляционного аппарата) Чтобы грамотно и выразительно читать, проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

Дыхательная гимнастика «Снежинка»

Отработка дикции

Ло – ло – ло - вновь на улице тепло.

Ра-ра-ра – во дворе стоит гора.

Ре-ре-ре – сидит Котька на горе.

- прочитайте глазами

- прочитайте шёпотом и медленно

- прочитайте громко и медленно

- прочитайте громко и быстро

Интонационная разминка

Ребята строили горку во дворе.

- Прочитайте предложение.

- Кто строил снежную горку? (Ребята)

- Прочитаем, выделяя голосом слово «РЕБЯТА».

- Что строили ребята? (Горку)

- Прочитаем, выделяя голосом слово «ГОРКА».

- Что делали ребята во дворе? (Строили)

- Прочитаем, выделяя голосом слово «СТРОИЛИ».

- Где ребята строили горку? (Во дворе)

Прочитаем, выделяя голосом слово «ВО ДВОРЕ».

Поставьте себе первую оценку.

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП

- Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово.

- Догадайтесь, кто это? (Носов)

- Почему именно он? (Мы читаем его рассказы)

-  Разгадайте анаграмму и узнаете название рассказа

ан рокег  (На горке)

- Восстановите последовательность слов в предложениях и узнаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать.

совершённом, не признаться, признаться, проступке, или, в?

Носова не стареют почему рассказы?  Работа в группах

Признаться или не признаться в совершённом проступке?

Почему рассказы Носова не стареют?

-Верно, а ещё сегодня мы будем играть, исправлять ошибки, проведём собственное исследование.

Какие произведения Н.Н.Носова вы уже знаете?

У.  Кто является главными героями этих произведений?

У.  Какой характер имеют эти произведения?

Д.   Юмористический.

У.  А учат ли они нас чему-нибудь?

Д.  Учат как правильно себя вести с друзьями.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА.

Чтение рассказа учителем.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”? 

- Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)

- Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать)

- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)

- Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять)

- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)

- Котька посыпал горку позади себя. (Впереди)

- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)

- Котька сначала отпирался. (Нет, сразу признался)

- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)

- Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)

- Молодцы! Вы справились с заданием! А теперь оцените свою работу.

Работа с текстом. Выборочное чтение.

- Откройте учебник на стр. 60-63. Сейчас от вас потребуется хорошее знание текста, внимательность и сноровка.

- Я буду предлагать вам синквейн. Вы должны будете сказать, о каком отрывке рассказа идёт речь, найти его в тексте и прочитать.

1) Ребята

Дружные, трудолюбивые

Трудились, строили, поливали

Хорошо работать дружно

Молодцы!

7)     Котька

Сообразительный, смешной

Схватил, посыпал, взобрался

Думал, думал и придумал

Фантазёр

8)     Котька

Трудолюбивый, смекалистый

Понравилось, проделал, взбираться

Котька всё правильно сделал

Изобретатель

9)     Котька

Смешной, недогадливый

Полез, упал, поднялся

Нелегко по льду подниматься

Сложная ситуация

10) Котька

Хитрый, обманщик

Смотрел, выскочил, подъехал

Не работал, а кататься пошёл

Хитрец

11) Котька

Смешной, глупый

Скачусь, оттолкнулся, лежит

По песку коньки не едут

Глупая ситуация

12) Ребята

Разгневанные, справедливые

Прибежали, возмущались, посоветовали

Нам сегодня кататься надо!

Нетерпеливые

Физкультминутка

Работа по теме урока

Характеристика главного героя

- Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос:

- «Как сказать правду?»,

- «Признаться, или не признаться в совершённом проступке?»

- Как поступил Котька?

- Кто помог Котьке измениться?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Хотели бы вы иметь таких друзей?

- Чему нас учит этот рассказ? (Если сделал что-то плохое, не утаивай этого. Признайся, попроси прощения).

Деление текста на части, составление плана, пересказ

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.   

- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Давайте расставим картинки по порядку.

- Какой картинки не хватает?

- У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

                                                           План.                                               

  1. Строительство горки ребятами.
  2. Хитрец на скользкой горке.
  3. Котька посыпает горку песком.
  4. Ребята заставили товарища работать.
  5. Котьке понравилось трудиться.

- Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана (ко 2-му и т.д.). Где она заканчивается?

-О чем надо обязательно сказать в этой части?

- Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?

 Обобщение материала

-Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:  ДРУЖБА                          ЗЛО ТРУДОЛЮБИЕ РАДОСТЬ
ЛЕНЬ ЗАВИСТЬ

С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы:                                                                                         

  1. Развеселить читателя.
  2. Подшутить над кем- нибудь.
  3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  4. Разбудить фантазию.
  5. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

 

Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

Работа в группах  Какая пословица подойдёт к выражению главной мысли всего рассказа.

·         Поспешить людей насмешить.

·         Берись дружно, не будет грузно.

·         Ум хорошо, а два лучше.

·         Умел ошибаться, сумей и поправиться.

Ребята, которые работали вместе с Котькой, помогли ему исправить ошибку.

Исследовательская работа (Работа в группах)

ЦЕЛЬ: Поиск информации. Проанализировав источники информации, сделать вывод и ответить на поставленный вопрос.

-А вы знаете, ребята, что Н.Н.Носова некоторые называли «хмурым ворчуном». Как вы думаете, почему? Видимо, они просто не читали его книг. А большинство называют его волшебником и добрым другом ребят. И действительно, герои Н.Носова непоседы, которые не могут усидеть на месте и попадают во всякие истории. Они изобретательны, фантазёры, что-то расследуют и строят предположения.

- Итак, у вас есть возможность провести собственное исследование. Что нам для этого потребуется? Нам потребуется информация для нашего исследования. На столах у вас лежат произведения Н.Н.Носова. Как вы думаете, для чего? Рассказы Н.Н.Носова послужат нам инструментами для исследования. Вам нужно будет проанализировать предложенную литературу и выяснить, кто является главными героями рассказов Н.Н.Носова? Книг много, поэтому, ребята, очень важно учиться работать с большим количеством информации.

Название рассказа

Главные герои

1

Живая шляпа

 

2

Затейники

 

3

На горке

 

4

 

 

5

 

 

 

ВОПРОС: Кто является главными героями рассказов Н.Носова?

ВЫВОД:

 

Действительно, в рассказах основными героями являются мальчишки. Ребята веселые, смешные, задорные. А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними? (Нет, он любит героев, а смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение)

 Итог урока.  У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.  А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.


Урок литературного чтения Класс: 2

Урок литературного чтения Класс: 2

Регулятивные: - выполнять учебное задание по алгоритму; - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания

Регулятивные: - выполнять учебное задание по алгоритму; - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания

Речевая разминка . (Формирование навыков владения дыханием, развитие органов артикуляционного аппарата)

Речевая разминка . (Формирование навыков владения дыханием, развитие органов артикуляционного аппарата)

На горке) - Восстановите последовательность слов в предложениях и узнаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать

На горке) - Восстановите последовательность слов в предложениях и узнаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать

Ребята прибежали и сразу стали кричать на

Ребята прибежали и сразу стали кричать на

Изобретатель 1) Котька

Изобретатель 1) Котька

Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос: - «Как сказать правду?», - «Признаться, или не признаться в совершённом проступке?» -

Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос: - «Как сказать правду?», - «Признаться, или не признаться в совершённом проступке?» -

Обобщение материала -Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:

Обобщение материала -Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:

Вам нужно будет проанализировать предложенную литературу и выяснить, кто является главными героями рассказов

Вам нужно будет проанализировать предложенную литературу и выяснить, кто является главными героями рассказов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020