Конспект урока литературного чтения (обучения грамоте), проведенного в 1 классе
Тема: «Звуки [р], [р’]. Буква Р, р»
Класс: 1
Тип урока: открытие нового знания
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р′] и буквой Р, р.
Задачи:
Обучающие: научить выполнять звукобуквенный анализ слов со звуками [р], [р′]; научить различать звуки [р], [р′] в словах; учить плавному слоговому чтению слогов и слов с новой буквой Р, р.
Развивающие: развивать фонематический слух у учащихся; развивать умственные операции (анализ, синтез) при работе с иллюстрацией, звуковыми моделями слов; развивать речевые способности детей при ответе на вопросы учителя, а также составлении продолжения текста и пересказа сказки; развивать дикцию при работе со скороговоркой.
Воспитывающие: воспитывать умение слушать учителя, а также одноклассников; воспитывать ценностное отношение к растениям (умение ухаживать за комнатными растениями); воспитывать у детей доброту и щедрость на примере «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, а также показать, что жадность – плохое качество.
Планируемые результаты (УУД):
Предметные: умеют выполнять звукобуквенный анализ слов с буквой Р, р; умеют различать звуки [р], [р′] в словах; умеют читать слоги и слова с новой буквой Р, р; учатся с помощью учителя плавному слоговому чтению.
Личностные: знают правила ухода за комнатными растениями; проявляют интерес к чтению «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; понимают, какие качества хорошие (доброта) и плохие (жадность).
Метапредметные:
Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике, находить из текста ответы на вопросы, составлять продолжение рассказа связными предложениями, находить ответы на вопросы по иллюстрации.
Регулятивные: умеют определить цель урока под руководством учителя, оценивать свою работу на уроке, выполнять учебные действия в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: умеют слушать учителя и вступать с ним в диалог, строить связную логическую речь.
Программа: Канакина В. П., Горецкий В. Г., Дементьева М. Н., Стефаненко Н. А., Бойкина М. В. Русский язык. Обучение грамоте («Школа России»)
УМК: Горецкий. В. Г., Кирюшикин В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В., «Азбука». Учебник. — М.: Просвещение, 2012. — 127с.
Дидактические материалы и оборудование: учебник «Азбука» (1 часть), карточки для рефлексии, презентация, компьютер.
Образовательные технологии: игровая технология, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология.
Ход урока
|
Этапы урока |
Содержание деятельности |
|
Мотивация учебной деятельности |
— Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Желаю вам успешной работы на уроке. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесет много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проделанной работой. — Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Всё лишнее уберите с парты. |
|
Актуализация знаний |
— Дети, поиграем в игру «Собери в корзинку». Ваша задача выйти к доске и положить в корзинку те буквы, которые будут соответствовать заданию. — …, выйди положи в корзину букву, с которой мы познакомились на прошлом уроке. (л) — …, найди букву, которая обозначает мягкость предшествующего согласного звука и положи ее в корзинку. (и) — …, выйди к доске и положи в корзинку букву, обозначающую твердость предшествующего согласного звука. (о) — …, положи буквы, обозначающие согласный глухой звук в корзинку. (т, с) — …, дополни корзинку буквой, обозначающий согласный звонкий звук. (н) |
|
Постановка учебной задачи |
— Внимательно посмотрите на доску. Кто знает, какая буква осталась на доске? Почему же мы её не положили в корзину? (Мы ещё не знакомы с этой буквой) — Правильно, наш гость – буква Р. Но буква пришла к нам не просто так, она просит нас о помощи. — С нашей гостьей случилось несчастье. Она забыла своё место в ленте букв. Буква Р не помнит, какие звуки она обозначает: гласные или согласные, твёрдые или мягкие, звонкие или глухие. — Ребята, мы поможем найти букве Р своё место в ленте букв? (Да) — Как выдумаете, какая тема у нашего урока? (Буква Р и её звуки) — Тема нашего урока «Буква Р и звуки, которые она обозначает» — Что мы должны узнать на этом уроке? (Какие звуки обозначает буква Р, их характеристику. Найти место буквы Р, р в ленте букв) |
|
Физкультминутка |
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
|
Открытие нового знания а) Выделение и изучение нового звука и его характеристика |
— Отгадайте загадку. Деревянный хоровод Не пускает в огород. (Забор) — Медленно произнесём это слово 3 раза. (Забор, забор, забор) — Сколько слогов в этом слове? (2 слога) — Проверим. Поднесите руку к подбородку и скажите слово. Сколько раз подбородок коснулся руки? (2 раза) — Значит, мы верно определили количество слогов. — Ребята, определите, на какой слог падает ударение. (Забооор, на второй слог) — Выделим последний звук в слове забор. (Забор-р-р) — Назовите этот звук. ([р]) — Скажите, какой это звук: гласный или согласный. Объясните почему. (Согласный, так как при произношении звука [р] воздух встречает на своём пути преграду.) — Дети, приложим к горлу руку и долго произнесём звук [р]. Что вы заметили? (При произношении мы чувствуем дрожание, есть голос) — Какой вывод мы можем сделать? (Звук [р] - звонкий) — Как вы думаете, звук [р] твердый или мягкий? (Твердый) — Почему? (Потому что после звука [р] нет мягкого знака или гласной буквы, которая обозначает мягкость предшествующего согласного звука) — Значит, каким цветом он будет обозначаться на схеме? (Синим) — Дополним схему нашего слова. …, выйди к доске и нужного цвета магнитик вставь в схему, чтобы обозначить звук [р]. — Следующая загадка. Кто приходит, кто уходит, Все ее за ручку водят. Что это? (Дверь) — Медленно произнесём это слово 3 раза. (Дверь, дверь, дверь) — Сколько слогов в этом слове? (1 слог) — Проверим. Поднесите руку к подбородку и скажите слово. Сколько раз подбородок коснулся руки? (1 раз) — Значит, мы верно определили количество слогов. — Выделим последний звук в слове дверь. (Дверь-рь-рь) — Назовите этот звук. ([р']) — Скажите, какой это звук: гласный или согласный. Объясните. (Согласный, так как при произношении звука [р] воздух встречает на своём пути преграду.) — Дети, приложим к горлу руку и долго произнесём звук [р']. Что вы заметили? (При произношении мы чувствуем дрожание, есть голос) — Какой вывод мы можем сделать? (Звук [р'] - звонкий) — Произнесем еще раз слово дверь. (Дверь) — А теперь произнесите слово забор. (Забор) — Дети, как мы произносим последний звук в слове дверь и в слове забор? (В слове дверь последний звук мы произносим мягко, а в слове забор твёрдо) — Тогда звук [р'] твердый или мягкий? (Мягкий) — Значит, каким цветом он будет обозначаться на схеме? (Зеленым) — Дополним схему нашего слова. …, нужного цвета магнитик вставь в схему, чтобы обозначить звук [р']. — Ребята, скажите, в чём сходство звуков [р], [р']? (Звуки [р], [р'] - согласные, звонкие) — Назовите различие этих звуков. (Звук [р] - твердый, а звук [р'] – мягкий) — Верно. |
|
б) Артикулирование звука, работа над дикцией
|
— Дети, прослушайте скороговорку. — Проговорите скороговорку шепотом 3 раза. — Теперь вместе её проговорим 3 раза, с каждым разом увеличивая темп. Рака буква Р нашла, Раку ракушку дала. Как пришел к реке рыбак. Вполз в ракушку бедный рак. — …, теперь ты расскажи скороговорку также 3 раза. — …, прочитай 3 раза скороговорку. — Молодцы! |
|
в) Упражнение в слышании звука |
— Дети, поиграем в игру «Поймай звук». Поставьте локти на парту и образуйте «ворота». Когда вы услышите звук [р], то должны поймать его, хлопнув в ладоши. Если услышите звук [р'], то пропустите его. — Букварь (-), удар (+), словарь (-), горка (+), перья (-), серьги (-), зерно (+), ртуть (+). — Молодцы, ребята! |
|
г) Знакомство с буквой |
— Ребята, звуки [р] и [р'] на письме обозначаются буквой Р, р. Посмотрите на странице 65 в красном квадрате у нас написана заглавная и строчная буквы Р, р. — Из каких элементов она состоит? (прямая линия и овал) — На что похожа буква Р? (Буква Р, р похожа на парус, топор, флажок) — Буква Р — на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь. — Дрожу от страха До сих пор! — Воскликнуло полено, — Похожа буква на топор! Расколет непременно! — А теперь немного отдохнём. |
|
Физкультминутка |
Снова глазки закрываем, снова до пяти считаем. Раз, два, три, четыре, пять, открываем их опять. А теперь всем вместе нужно поморгать глазами дружно. Вправо-влево посмотрите, вниз и вверх все поглядите, и немного поморгаем, и работать начинаем. |
|
д) Чтение слогов и слов с новой буквой |
— Ребята, откройте учебники на странице 65 и найдите в правом нижнем углу столбик слогов с буквой Р. — Как мы будем читать слоги? (Соединяя согласную и гласную) — Прочитайте их шепотом. — По цепочке, начиная с …, читаем по одному слогу. — …, прочитай первый и второй слог. — …, прочитай следующие два слога. — …, прочитай последний слог. — …, найди и прочитай 1, 3, 5 слог. — …, прочитай слоги, которые не прочитала … . — …, прочитай вслух столбик слогов снизу наверх, а все остальные шепотом. — Подумайте и назовите слова, которые будут начинаться на данные слоги. (Ра - радуга, ро - ромашка, ры -рысь, ру -ручка, ри - рис) — Дети, найдите столбики слов с новой буквой вверху страницы. — Прочитайте слова шепотом. — …, прочитай первый столбик. (Рана, ранка) — …, прочитай слова, в которых два слога. (Рана, ранка, тронул) — …, прочитай слова, в которых три слога. (Уколол) — …, прочитай слова первой строчки. (Рана, тронул) — …, прочитай слова второй строчки. (Ранка, уколол) — …, прочитай слова, обозначающие действия. (Тронул, уколол) — Скажите дети, в чём различие слова «ранка» от слова «рана»? (Слово ранка обозначает маленькую рану) — Молодцы! |
|
е) Чтение текста и работа с ним |
— Дети, на этой же странице найдите картинку. Скажите, кто на ней изображено? (Девочка и мальчик) — Что в руках держит мальчик? (Лейку) — Что случилось у девочки? (Она поранила палец) — Чем она поранила палец, как вы думаете? (Иголкой кактуса) — Где находится кактусы? (На столе) — Как вы думаете, чем занимались дети до того, как девочка поранилась? (Поливали цветы) — Дети, поднимите руку, кто дома поливает цветы? — А как еще нужно ухаживать за комнатными цветами? (Ответы детей) — А сейчас я вам расскажу несколько правил, которые нужно соблюдать при ухаживании за комнатными цветами: 1. Большинство комнатных растений размещать ближе к свету. 2. Нужно рыхлить палочкой поверхность почвы в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. 3. Также необходимо вытирать пыль с листьев влажной тряпкой. 4. Нужно осторожно срезать с растений сухие листья и веточки. 5. Регулярно поливать. — Ребята найдите текст над картинкой…, прочитай название. («Кактус») — Как вы думаете, о чём текст? (Предположения детей) — Сейчас мы проверим, верны ли ваши догадки. Послушайте текст. — …, прочитай первые два предложения в слух. — …, прочитай следующие два предложения. — Про кого этот текст? (Про Иру) — Найдите в тексте и прочитайте, что сделала Ира. (Ира тронула кактус.) — Что случилось с девочкой? Прочитайте. (Она уколола руку.) — Что появилось у Иры? Найдите ответ в тексте. (У Иры ранка.) — Дети, скажите, картинка, которую мы рассматривали подходит к этому тексту? Как вы это поняли? (Ответы детей) — Составьте предложения, чтобы продолжить рассказ. (Ира заплакала. Бабушка перевязала внучке рану и поцеловала ее.) |
|
ж) Работа по развитию речи и мышления |
— Дети, на странице 64 найдите иллюстрацию и внимательно рассмотрите её. К какому произведению она относится? (к «Сказке о рыбаке и рыбке») — Кто автор этой сказки? (А. С. Пушкин) — Кто изображен на иллюстрации? (Старуха, старик, рыбка) — Опишите изображение старухи. (Старуха сидит на камне. Она одета в розовый сарафан. На голове у нее завязан платок.) — Расскажите, чем занят старик? (Старик разговаривает с рыбкой) — Послушайте отрывок сказки. (Учитель читает отрывок из учебника)
— Расскажите, о чём сказка. (Рассказ учеников) — Дети, в отрывке найдите слова с новой буквой. (Старик, старухой, моря, ровно, тридцать, три, рыбу, пряла, пряжу) — Ребята, скажите, иллюстрация относится к данному отрывку или нет? (Нет) — К какой части сказки относится эта иллюстрация? (К середине сказки. Старик пошел просить рыбку превратить старуху в столбовую дворянку) — Дети чему учит нас сказка А. С. Пушкина? (Ответы детей) — «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина учит тому, что нельзя быть таким жадным, как старуха. Власть и богатство каждый раз изменяли старуху, делая ее все злее. Жадность привела старуху к такой жизни, которая была в начале сказки. Рыбка была добра и благодарна старику, поэтому исполняла любое его желание. Нужно на доброту отзываться добротой. |
|
Обобщение |
— Дети, с какой новой буквой мы сегодня познакомились? (С буквой Р, р) — Какие звуки она обозначает? ([р] и [р']) — Охарактеризуйте звук [р]. (Он согласный, звонкий, твердый) — Что вы можете сказать о звуке [р']? (Он согласный, звонкий, мягкий) — Скажите, какое место в ленте букв занимает буква Р, р? (В первой линии) Поставить рядом с буквой Л, л — Молодцы. |
|
Подведение итогов урока |
— Ребята, какую цель мы ставили перед собой? (Узнать, какие звуки обозначает буква Р, их характеристика. Найти место буквы Р, р в ленте букв) — Мы достигли нашей цели? (Да) — Что из урока вам запомнилось больше всего? (Ответы детей) |
|
Рефлексия |
— Дети, возьмите зеленый и красный карандаши. Зеленый кар. означает, то после урока у вас отличное настроение, вы узнали много нового, на уроке все задания вы смогли выполнить; Красный кар. означает, что вам не понравился урок и у вас ничего не получилось. Поднимите тот карандаш, который показывает вашу работу на уроке. — Молодцы, ребята! Урок окончен. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.