Конспект урока литературного чтения по теме: Э.Н.Успенский «Чебурашка»
Оценка 4.6

Конспект урока литературного чтения по теме: Э.Н.Успенский «Чебурашка»

Оценка 4.6
doc
11.01.2022
Конспект   урока   литературного чтения  по   теме:   Э.Н.Успенский  «Чебурашка»
урок успенский чебурашка.doc

 

 

Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ.

Нижневартовский район.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

Конспект   урока   литературного чтения

по   теме: 

Э.Н.Успенский  «Чебурашка»

2 класс

 

 

 

 

                                        Приготовила: Комалова  Любовь  Александровна

                                                                                                            Категория:  1

 

 

 

2015 -  2016 учебный год

 

 

 

Тема: Эдуард Николаевич Успенский  «Чебурашка».

 

Цель: знакомство с отрывком из повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья»

Задачи урока:

1.Познакомить с жизнью и творчеством Э. Н.Успенского и его произведением “Крокодил Гена и его друзья”.

2. Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте, строить словесный рисунок

3. Воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.

Познавательные УУД:

1.Находить необходимую информацию в учебнике и предложенных словарях;

2.Представлять информацию в форме результата выполнения заданий;

3.Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

1.Обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя;

2.Работать по предложенному плану, в т.ч. используя необходимые средства (учебник, словарь);

3.Решение проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

1.Высказывать свою мысль, мнение в беседе, в ходе выполнения заданий;

2.Объяснять смысл отдельных слов и словосочетаний в тексте высказываний, в т.ч. с помощью словаря;

3.Работать в группе в разных ролях; распределять роли, вырабатывать и принимать коллективные решения;

Оборудование:

Портрет Э. Н. Успенского, выставка книг, запись песен ” Голубой вагон ”, ”Песенка Чебурашки”, Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. “Родная речь”, 2 класс.

 

 

 

 

 

Ход урока:

I.                Организационный момент

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.           

 

II.             Проверка  домашнего  задания

1.      Фронтальный опрос.
– Произведения какого автора читали? (Б.В. Заходера.)
– Что знаете о писателе? (Он поэт, прозаик, переводчик.)
– Какие стихотворения писал Б.Заходер? (Весёлые, забавные, смешные, поучительные)

Слайд 2

– Отгадайте загадку:

Он и весел, и не злобен,
Пухлый, милый чудачок.
Вместе с ним хозяин Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
А на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник –
Медвежонок…(Винни-Пух).

          2. Конкурс  Винни-Пухов (читают песенки наизусть  в  маске – в  приложении)

– Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? (Алан Милн)
– Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. Заходер)
– Давайте расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением.

 

III.          Определение  темы  урока и  постановка задач урока.

Слайды 3 - 8

- Предлагаю вам поиграть в  игру «Угадай  мелодию»

Слайд 9

- Кто помнит   автора  слов  этих  песен ?

             Слайд 10
- Какие  ещё  произведения  написал  Э.Успенский?

             Слайд 11

– Сегодня мы будем изучать отрывок “Чебурашка” из повести-сказки “Крокодил Гена и его друзья” Э.Успенского.

- Какие  задачи  поставим  ?

 

IV.          Работа  над  темой  урока

Слайд 12

 

1)     Знакомство с биографией писателя.

Многожанровый писатель.   Писал сказки, детективы, фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мульт- и кинофильмов, радиопостановок, делал переводы, сочинял комиксы.

Слайд 13

 

 

 

 

 

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в г. Егорьевск Московской области.

Отец был начальником, а  мать - инженер-машиностроитель.

У Эдуарда Успенского было два брата. Отец  иногда брал  мальчиков  с собой на  охоту.

Слайд 14

 

Сначала Эдуард Успенский учился плохо, но в 7-м классе сломал ногу, попал в больницу и начал «читать учебники».

Со временем Эдуард Успенский стал лучшим математиком школы, на всех районных и городских олимпиадах занимал призовые места, а на Всесоюзной олимпиаде за 10-й класс получил почётную грамоту, подписанную несколькими академиками.

Эта грамота хранится у Эдуарда Николаевича всю жизнь.

Слайд 15

В 10-м классе ребята увлеклись сочинением стихов и рассказов. Эдуард не остался в стороне, хотя до этого принимал участие только в оформлении стенгазет.

 Детские стихи Э. Успенского начали печатать как юмористические в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».

 

Слайд 16

После окончания школы Э.Н. Успенский   поступил в Московский авиационный    институт по специальности   «инженер-приборист».

В студенческие годы он занимался   литературным творчеством, с 1960 года   печатался.

 Слайд 17

Эдуард Николаевич получил широкую известность как автор детских книжек.

            Слайд 18

Произведения Эдуарда Николаевича Успенского переведены на 25 языков, книги выходят в Голландии, Финляндии, Японии, Франции, США. В 2010 году присуждена премия  имени Корнея Чуковского.

 

·      Выставка книг Э.Н. Успенского.

– Посмотрите на выставку книг Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.

·      “Крокодил Гена и его друзья”.

·      “Дядя Федор, пес и кот”.

·      “Тетя дяди Федора”.

·      “Любимая девочка дяди Федора”.

·      “Про Веру и Анфису”.

·      “Разноцветная семейка” и др.

2)     Проверка  тестом 

 Слайд 19

 

 

 

3)     Знакомство  с  произведением «Чебурашка»

Слайд  20

- Кто же такой Чебурашка? (Ответы детей)

  1. Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.
  2. Чебурашка – вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки. С каким словом перекликается?

- А сейчас каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку и т. п.)

 

          Слайд  21

Словарно-лексическая работа. Чтение трудных слов.

 а) Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами:

Тро-пи-чес-ком---------тропическом
Гип-по-по-там----------гиппопотам
От-пра-вил-ся-----------отправился
А-пель-си-на-ми--------апельсинами
Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигаться
Соб-ствен-но-го----------собственного

        

          Слайд  22

 

б) Образуйте  с  помощью вопросов  новые слова

Груз (что  сделали?) погрузили
Фрукт (какой?) фруктовый
Брак(какую?) бракованную
Зверь (кто?уменьшительно-ласкательное) зверёк
Город (какой?) городской

– Какие слова вам не понятны? Выясняется их значение.

        Слайд  23

Чтение текста учителем и подготовленными учащимися.

– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (Дети читают “цепочкой”.)

VI. Физкульминутка.

– А теперь мы отдохнем немного.

(Под мелодию песни “Голубой вагон” дети выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.)

 Словарная работа.

 

Слайды  24 – 30

– Какие слова не понятны?

– Кто объяснит?

Гиппопотам, или обыкновенный бегемот, – крупное, в основном травоядное, млекопитающее. (Картинка)

Тропический лес – лес в жарком поясе земного шара.

Каюта-помещение на корабле.

Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.

Первичное восприятие текста.

– Кто является главным героем?
– Почему у него такое странное имя?
– Где жил Чебурашка?
– Как он попал в ящик с апельсинами?
– Как он оказался в магазине?
– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?
– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
– Куда директор магазина отнёс Чебурашку?
– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?
– Где он стал жить?
– Назовите основные качества Чебурашки.
– К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование.События сменяют друг друга.)

   Слайды 31 -  36

Словесный рисунок.

Слайд 37

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней?
– Какой рисунок сделали бы вы карандашами или красками? Опишите его словами.

Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор, директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.

VII.  Обобщение.

– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)

– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?

– Нашел ли друзей Чебурашка?

– Какие пословицы о дружбе вы знаете?

·    Друг за друга держаться – ничего не бояться.

·    Друг познается в беде.

·    Человек без друзей, что дерево без корней.

·    Без друга в жизни туго.

·    Без друга на сердце вьюга.

·    Человек без друга – что земля без воды.

– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их смысл.
– Дополните пословицы: (работа в парах)

 

 

Слайд 38

 

Не имей 100 рублей, а имей … .
Нет друга – ищи, а нашёл … .
Хочешь дружить – сам будь … .
Доброе братство – лучше … .

– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда.

Все: Ребята, давайте жить дружно! – Только у добрых людей бывает много друзей.

 VIII. Рефлексия.

Оценивают свои достижения

– Достигли ли вы своей цели в течении урока?
– На сегодняшнем уроке я узнал …
– На уроке мне особенно удалось …
– Мне еще необходимо поработать над …

 IX.  Итог урока.

  1. А теперь я предлагаю вам вместе с Чебурашкой ответить на вопросы теста.
  2. Проверьте себя. (Ответы на доске)

– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.

  1. Выставление оценок.

X. Домашнее задание (дифференцированное)

Общее задание

1.  Читать стр. 137 - 142.

2. По желанию нарисовать иллюстрацию к отрывку.

1 группа – приготовить краткий пересказ  отрывка.

2 группа  -Чтение отрывка к иллюстрации по ролям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


           

                                 

 

 

      Приложение 3

  

Образуйте  с  помощью вопросов  новые слова

Груз (что  сделали?) ____________________
Фрукт (какой?) ________________________
Брак(какую?) __________________________
Зверь (кто?уменьшительно-ласкательное) ______________________________________
Город (какой?)_________________________

 

Образуйте  с  помощью вопросов  новые слова

Груз (что  сделали?) ____________________
Фрукт (какой?) ________________________
Брак(какую?) __________________________
Зверь (кто?уменьшительно-ласкательное) ______________________________________
Город (какой?)_________________________

 

Образуйте  с  помощью вопросов  новые слова

Груз (что  сделали?) ____________________
Фрукт (какой?) ________________________
Брак(какую?) __________________________
Зверь (кто?уменьшительно-ласкательное) ______________________________________
Город (какой?)_________________________

 

Образуйте  с  помощью вопросов  новые слова

Груз (что  сделали?) ____________________
Фрукт (какой?) ________________________
Брак(какую?) __________________________
Зверь (кто?уменьшительно-ласкательное) ______________________________________
Город (какой?)_________________________

 

Образуйте  с  помощью вопросов  новые слова

Груз (что  сделали?) ____________________
Фрукт (какой?) ________________________
Брак(какую?) __________________________
Зверь (кто?уменьшительно-ласкательное) ______________________________________
Город (какой?)_________________________

 

Образуйте  с  помощью вопросов  новые слова

Груз (что  сделали?) ____________________
Фрукт (какой?) ________________________
Брак(какую?) __________________________
Зверь (кто?уменьшительно-ласкательное) ______________________________________
Город (какой?)_________________________

 

Образуйте  с  помощью вопросов  новые слова

Груз (что  сделали?) ____________________
Фрукт (какой?) ________________________
Брак(какую?) __________________________
Зверь (кто?уменьшительно-ласкательное) ______________________________________
Город (какой?)_________________________

 

Образуйте  с  помощью вопросов  новые слова

Груз (что  сделали?) ____________________
Фрукт (какой?) ________________________
Брак(какую?) __________________________
Зверь (кто?уменьшительно-ласкательное) ______________________________________
Город (какой?)_________________________

 

Образуйте  с  помощью вопросов  новые слова

Груз (что  сделали?) ____________________
Фрукт (какой?) ________________________
Брак(какую?) __________________________
Зверь (кто?уменьшительно-ласкательное) ______________________________________
Город (какой?)_________________________

 

Образуйте  с  помощью вопросов  новые слова

Груз (что  сделали?) ____________________
Фрукт (какой?) ________________________
Брак(какую?) __________________________
Зверь (кто?уменьшительно-ласкательное) ______________________________________
Город (какой?)_________________________

 

Образуйте  с  помощью вопросов  новые слова

Груз (что  сделали?) ____________________
Фрукт (какой?) ________________________
Брак(какую?) __________________________
Зверь (кто?уменьшительно-ласкательное) ______________________________________
Город (какой?)_________________________

 

Образуйте  с  помощью вопросов  новые слова

Груз (что  сделали?) ____________________
Фрукт (какой?) ________________________
Брак(какую?) __________________________
Зверь (кто?уменьшительно-ласкательное) ______________________________________
Город (какой?)_________________________

 

  Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

   Приложение 4

ТЕСТ

 

1.Выбери правильный  ответ.

Как называется сказка, отрывок которой прочитали?

 

А. Приключение Чебурашки

Б. Крокодил Гена и его друзья

В. Чебурашка и старуха Шапокляк

 

2.     Сказка «Крокодил Гена и его друзья» является:

А. Любительской

Б. Авторской

В. Народной

 

3.  Где жил Чебурашка?

А. В пустыне

Б. На необитаемом острове

В. В тропическом лесу

 

4. Почему его сначала никак не звали?

А. Он был ещё маленький

Б. Он ещё не встречался с людьми

В. Другие звери с ним не дружили

 

5.     Как он попал в ящик с апельсинами?

 А.Его поймали и посадили туда

Б. Он туда полез за апельсинами

В. Он туда случайно   упал с дерева

 

6. Лучшими друзьями Чебурашки были:

А. Винни-Пух

Б. Крокодил Гена

В. Принц Лимон

 

 

ТЕСТ

 

1.Выбери правильный  ответ.

Как называется сказка, отрывок которой прочитали?

 

А. Приключение Чебурашки

Б. Крокодил Гена и его друзья

В. Чебурашка и старуха Шапокляк

 

2.     Сказка «Крокодил Гена и его друзья» является:

А. Любительской

Б. Авторской

В. Народной

 

3.  Где жил Чебурашка?

А. В пустыне

Б. На необитаемом острове

В. В тропическом лесу

 

4. Почему его сначала никак не звали?

А. Он был ещё маленький

Б. Он ещё не встречался с людьми

В. Другие звери с ним не дружили

 

5.     Как он попал в ящик с апельсинами?

 А.Его поймали и посадили туда

Б. Он туда полез за апельсинами

В. Он туда случайно   упал с дерева

 

6. Лучшими друзьями Чебурашки были:

А. Винни-Пух

Б. Крокодил Гена

В. Принц Лимон

 

 

      


Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ

Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ

Тема: Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка»

Тема: Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка»

Ход урока: I.

Ход урока: I.

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в г

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в г

Знакомство с произведением «Чебурашка»

Знакомство с произведением «Чебурашка»

Слайды 24 – 30 – Какие слова не понятны? –

Слайды 24 – 30 – Какие слова не понятны? –

Слайд 38 Не имей 100 рублей, а имей …

Слайд 38 Не имей 100 рублей, а имей …

Конспект урока литературного чтения по теме: Э.Н.Успенский «Чебурашка»

Конспект   урока   литературного чтения  по   теме:   Э.Н.Успенский  «Чебурашка»

Конспект урока литературного чтения по теме: Э.Н.Успенский «Чебурашка»

Конспект   урока   литературного чтения  по   теме:   Э.Н.Успенский  «Чебурашка»

Приложение 3 Образуйте с помощью вопросов новые слова

Приложение 3 Образуйте с помощью вопросов новые слова

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 4 ТЕСТ 1

Приложение 4 ТЕСТ 1

Конспект урока литературного чтения по теме: Э.Н.Успенский «Чебурашка»

Конспект   урока   литературного чтения  по   теме:   Э.Н.Успенский  «Чебурашка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2022