Конспект урока литературного чтения по теме: “Изучение лирического произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики”
Оценка 4.6

Конспект урока литературного чтения по теме: “Изучение лирического произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики”

Оценка 4.6
docx
04.05.2021
Конспект урока литературного чтения по теме: “Изучение лирического произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики”
ТК лирического стихотворения А.С.Пушкина.docx

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

 

 

Выполнила студентка гр. ПНК-3А

специальность “Преподавание в начальных классах”

Козлова Ксения Владимировна

 

Конспект урока по литературному чтению

Тема: “Изучение лирического произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики

Место

 

 

 

 

 

Дзержинск – 2020

 

Тема: “ Изучение лирического произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики

Класс: 3

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Цель: формирование навыка анализа художественного произведения (лирического стихотворения) через знакомство с произведением А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Планируемые результаты:

Предметные:

- Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

- Владеют навыками выразительного  чтения.

Метапредметные:

Познавательные:

- Умеют выстраивать логические цепочки рассуждений в процессе беседы.                         

Регулятивные:

-Умеют оценивать и контролировать свою деятельность.

Коммуникативные:

-Оформляют свои мысли в устной речи;

-Умеют вести диалог в процессе беседы.

Личностные:

- Понимают значимость выразительного чтения.

Личностно формирующая  направленность урока:

Благодаря изучению лирического произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» учащиеся увидят зиму как часть окружающего мира. Смогут ощутить любовь к русской природе, любовь к красоте и прелести зимнего утра в деревне.

 

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с произведением литературы, осмыслению его на основе

имеющихся знаний, умений, навыков (урок изучения нового).

 

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро»;

- Сформировать представление об особенностях лирического произведения;

- Научить учащихся читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение.

 

Развивающие:

-Развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;

- Развивать навыки выразительного чтения.

 

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

 

План урока:

1. Орг. момент (2 минуты)

2. Мотивация учебной деятельности (3 минуты)

3. Формулирование темы и постановка задач урока (2 минуты)

4. Первичное восприятие произведения и его проверка (5 минут)

5. Физминутка (3 минуты)

6. Вторичное восприятие и анализ текста (25 минут)

7. Рефлексия (4 минуты)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 минуты)

 

 

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лично

стные

Регуля

тивные

Коммуни

кативные

1.Орг. Момент (2 мин)

Настроить учащихся на дальнейшую работу

Приём эмоционального настроя на урок

 

Встаньте ровно, улыбнитесь

Все тихонечко садитесь!

Здравствуйте, ребята. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

Приветствие учителя.

Фронтальная

Речь учителя

 

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение устанавливать рабочие отношения

2.Мотивация учебной деятельности(5мин.)

Создать условия для возникновения внутр-ей потребности вкл-я в деят-ть

 

Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска ее боится.

(Улыбка)

Улыбка нужна нам самим и другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно. Поэт Александр Пушкин говорит «Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».

Как вы понимаете эти слова «душа зябнет и каменеет»?

 Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне.

 

 

 

 

 

 

 

 Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением, а о каком произведении пойдет речь на нашем уроке, мы узнаем, отгадав загадки:

1) Белые шапки надели дома,
Холодно им — наступила ...

2) Вот проснулось в небе солнце, Заглянуло к нам в оконце.

Петушок горланит мудро, Возвещая: «Это…»

Отгадывают загадку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если без улыбки жить, то будет очень тускло и хмуро, а когда увидишь, что человек тебе улыбается, то сразу светло и ярко.

 

 

 

 

 

 

Зима

 

Утро

 

 

 

 

 

 

3. Формулирование темы и постановка задач урока (2 мин.)

Обеспечить понимание учащимися темы и задач урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О чем были наши загадки?

Верно, как вы думаете, какая тема нашего урока?

А о чем пойдет речь на нашем уроке?

Сегодня мы прочитаем произведение А.С. Пушкина под названием «Зимнее утро».

 

О утром зимой.

“Зимнее утро”

 

Будем читать стихотворение зимнем утре или рассказ.

Фронтальная

Речь учителя, презентация

Самоконтроль

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог

4. Первичное восприятие произведения и его проверка(15 мин.)

Обеспечить правильное понимание содержания произведения

Словесные методы: беседа

Практические методы: работа с книгой

Для начала я хочу вас познакомить с творчеством Александра Сергеевича Пушкина

Пушкин Александр Сергеевич (1799- 1837 гг.)

Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик.

Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству.

Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

В мае он был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами.
В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень.
Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии.

В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен.

Сейчас я прошу вас послушать аудизапись (звучит запись стихотворения)

 

К какому жанру относится это произведение?

Кому понравилось произведение?

 

Что чувствовали, когда слушали?

 

Какое настроение возникло?

 

 

Поэт озаглавил его «Зимнее утро», а как бы вы его озаглавили?

 

А теперь прочитаем стихотворение вслух (спрашиваю ученика)

Ты будешь читать, а остальные представляем картины у себя в голове.

Какую картину представили?

 Слушают речь учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают аудизапись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают

 

Ответы учеников

Фронтальная

Речь учителя, презентация, аудизапись

 

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей.

Умение осущ-ть самоконтроль своей деят-ти

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог

5.Физминутка ( 3 мин.)

Снять физическую и эмоциональную усталость

Игровой прием

Физкультминутка

Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!

Выполняют движения

Фронтальная

Речь учителя, презентация

 

 

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

 

6.Вторичное воприятие и анализ текста

(14 мин.)

Определить особенности и связь формы и содержания произведения.

Словесные методы: беседа

Практические методы: работа с книгой

 Ребята, сейчас я вам буду задавать вопросы по стихотворению, будьте внимательны, при ответе поднимайте руки.

-Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!»

 

-Как вы думаете, почему поэт начинает стихотворение восклицаниями?

 

-Как можно озаглавить первую часть?

 

- Автор хочет, чтобы близкий человек разделил с ним его настроение. С легким укором обращается к ней поэт «Еще ты дремлешь, друг прелестный». Начало стихотворения пронизано задушевностью.

 

-Какие обращения использует поэт?

 

-Эпитет «Звезда севера» обозначает в стихотворении самую прекрасную женщину Петербурга.

 

-Какое настроение создаётся автором в первой строфе? С помощью чего? Какие поэтические тропы вы нашли? Для чего автор их использует?

 

-Как можно озаглавить вторую часть?

 

-Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?

 

-Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала

-Каким приемом пользуется автор, чтобы создать унылое настроение?

 

-Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии?

 

- Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит».

- Почему снег как ковёр? /Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр!/

-Почему лес прозрачный?

 

-Что передаёт автор с помощью цвета?

 

- Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?

 

-О чем говорится в 4 строфе?

 

- Можно ли услышать, что происходит в доме?

 

-Что показывает поэт с помощью эпитета «янтарным»?

 

-Как можно озаглавить эту последнюю строфу?

 

- Куда стремится лирический герой из уюта комнаты?

 

-Почему автора тянет на простор?

 

-Какова идея стихотворения?

 

Идея стихотворения  

       Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

 

Давайте посмотрим на иллюстрации к произведению  и найдем к ним строки в стихотворении (на слайде)

https://pbs.twimg.com/media/DT2WGUvX4AUC7LE.jpg:large

Какие строки  из стихотворения подходят к ней? (картинки на слайде)

А кто из вас уже по памяти может рассказать часть стихотворения или все.

 

Ясное, солнечное зимнее утро произвело на него большое впечатление.

 

Первая часть стихотворения представляет собой обращение к любимой, к другу.

Друг прелестный, красавица, звезда севера.

Лексика первого четверостишия : «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.

Для его передачи автор использует эпитет: чудесный (день); обращение: друг прелестный, красавица; восклицательные предложения; устаревшие слова: сомкнуты негой взоры.

Лексика второй строфы задает печальный, тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы. Пушкин использует метафору «вьюга злилась», которая создает однообразное завывание злящейся вьюги и придает ей черты человеческого характера.

голубые небеса, блестя на солнце, чернеет, зеленеет, блестит.

Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр!

Стоящие без листвы деревья в струях солнечного света кажутся прозрачными.

 

Автор с помощью цвета передаёт настроение, великолепие зимнего утра.

Ковры снегов – великолепные, небеса голубые, «прозрачный лес один чернеет».

В 4 строфе говорится о том, как приятно сидеть в комнате у затопленной печи.

…Веселым треском Трещит затопленная печь

С помощью этого эпитета поэт показывает, как ярки солнечные лучи и огонь, озаряющие комнату, как все ярко освещено.

Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня».

Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни.

Автору тесно в комнате, его тянет /на мороз и солнце, на улицу… На простор
Чувства его переполняют, он летит по утреннему снегу и навещает поля, леса, берег. Ему всё это дорого. И он берег называет «милый»

Фронтальная

Речь учителя, учебник

 

 

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение устанавливать рабочие отношения, умение слушать и слышить

7.Рефлексия

Обеспечить проверку понимания учащимися темы

Приём «Аргументация своего ответа»

 Природа, которую наблюдает поэт, разнообразна, необычна. Это и чудесный зимний день, и темная вьюжная ночь; это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога. И все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может, и тревоги, и тоски.

Ребята, давайте вспомним к каким поэтом, познакомились на уроке?

Как называется стихотворение?

 

Сколько частей у данного стихотворения?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

Молодцы, на партах у вас лежат карточки, впишите в каждую строку продолжение.

Приём «Аргументация своего ответа»

1. на уроке я работал…. потому что……..

2.Своей работой на уроке я……….

3. Урок для меня показался…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С Александром Сергеевичем Пушкиным.

 

 

«Зимнее утро»

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

8. Инф-ция о Д.З. (2 мин)

 

Сообщить Д.З., инструктаж выполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь пришло время записать домашнее задание.

Дома вам нужно будет выучить стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Вы большие молодцы. Урок окончен. Спасибо за внимание!

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

Речь учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Тема: “ Изучение лирического произведения

Тема: “ Изучение лирического произведения

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с произведением литературы, осмыслению его на основе имеющихся знаний, умений, навыков (урок изучения нового)

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с произведением литературы, осмыслению его на основе имеющихся знаний, умений, навыков (урок изучения нового)

Этапы урокаОбразовательная задача этапа урокаМетоды и приемы работыДеятельность учителяДеятельность обучающихсяФорма организации учебной деятельностиДидактические средства, интерактивное оборудованиеФормы контроля, взаимоконтроля и самоконтроляПланируемые результаты

Этапы урокаОбразовательная задача этапа урокаМетоды и приемы работыДеятельность учителяДеятельность обучающихсяФорма организации учебной деятельностиДидактические средства, интерактивное оборудованиеФормы контроля, взаимоконтроля и самоконтроляПланируемые результаты

Александр Пушкин говорит «Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся

Александр Пушкин говорит «Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся

Обеспечить понимание учащимися темы и задач урока

Обеспечить понимание учащимися темы и задач урока

Еще до окончания лицея, в 1817 г

Еще до окончания лицея, в 1817 г

Натальи Николаевны с Ж. Дантесом

Натальи Николаевны с Ж. Дантесом

Снять физическую и эмоциональную усталость

Снять физическую и эмоциональную усталость

Какие обращения использует поэт? -

Какие обращения использует поэт? -

Каким приемом пользуется автор, чтобы создать унылое настроение? -Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии? -

Каким приемом пользуется автор, чтобы создать унылое настроение? -Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии? -

Можно ли услышать, что происходит в доме? -

Можно ли услышать, что происходит в доме? -

Какие строки из стихотворения подходят к ней? (картинки на слайде)

Какие строки из стихотворения подходят к ней? (картинки на слайде)

А кто из вас уже по памяти может рассказать часть стихотворения или все

А кто из вас уже по памяти может рассказать часть стихотворения или все

Обеспечить проверку понимания учащимися темы

Обеспечить проверку понимания учащимися темы

Инф-ция о Д.З. (2 мин)

Инф-ция о Д.З. (2 мин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2021