ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Выполнила студентка гр. ПНК-3А
специальность “Преподавание в начальных классах”
Козлова Ксения Владимировна
Конспект урока по литературному чтению
Тема: “Изучение лирического произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики”
Место
Дзержинск – 2020
Тема: “ Изучение лирического произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики”
Класс: 3
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Цель: формирование навыка анализа художественного произведения (лирического стихотворения) через знакомство с произведением А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Планируемые результаты:
Предметные:
- Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного произведения;
- Владеют навыками выразительного чтения.
Метапредметные:
Познавательные:
- Умеют выстраивать логические цепочки рассуждений в процессе беседы.
Регулятивные:
-Умеют оценивать и контролировать свою деятельность.
Коммуникативные:
-Оформляют свои мысли в устной речи;
-Умеют вести диалог в процессе беседы.
Личностные:
- Понимают значимость выразительного чтения.
Личностно формирующая направленность урока:
Благодаря изучению лирического произведения А.С.Пушкина «Зимнее утро» учащиеся увидят зиму как часть окружающего мира. Смогут ощутить любовь к русской природе, любовь к красоте и прелести зимнего утра в деревне.
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с произведением литературы, осмыслению его на основе
имеющихся знаний, умений, навыков (урок изучения нового).
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро»;
- Сформировать представление об особенностях лирического произведения;
- Научить учащихся читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение.
Развивающие:
-Развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;
- Развивать навыки выразительного чтения.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.
План урока:
1. Орг. момент (2 минуты)
2. Мотивация учебной деятельности (3 минуты)
3. Формулирование темы и постановка задач урока (2 минуты)
4. Первичное восприятие произведения и его проверка (5 минут)
5. Физминутка (3 минуты)
6. Вторичное восприятие и анализ текста (25 минут)
7. Рефлексия (4 минуты)
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 минуты)
Этапы урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Лично стные |
Регуля тивные |
Коммуни кативные |
1.Орг. Момент (2 мин) |
Настроить учащихся на дальнейшую работу |
Приём эмоционального настроя на урок
|
Встаньте ровно, улыбнитесь Все тихонечко садитесь! Здравствуйте, ребята. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. |
Приветствие учителя. |
Фронтальная |
Речь учителя |
|
Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти |
Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности |
Умение устанавливать рабочие отношения |
2.Мотивация учебной деятельности(5мин.) |
Создать условия для возникновения внутр-ей потребности вкл-я в деят-ть |
|
Ребята, отгадайте загадку: Есть у радости подруга В виде полукруга На лице она живет. То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится, Грусть-тоска ее боится. (Улыбка) Улыбка нужна нам самим и другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно. Поэт Александр Пушкин говорит «Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет». Как вы понимаете эти слова «душа зябнет и каменеет»? Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением, а о каком произведении пойдет речь на нашем уроке, мы узнаем, отгадав загадки: 1) Белые шапки надели дома, 2) Вот проснулось в небе солнце, Заглянуло к нам в оконце. Петушок горланит мудро, Возвещая: «Это…» |
Отгадывают загадку
Если без улыбки жить, то будет очень тускло и хмуро, а когда увидишь, что человек тебе улыбается, то сразу светло и ярко.
Зима
Утро |
|
|
|
|
|
|
3. Формулирование темы и постановка задач урока (2 мин.) |
Обеспечить понимание учащимися темы и задач урока |
|
О чем были наши загадки? Верно, как вы думаете, какая тема нашего урока? А о чем пойдет речь на нашем уроке? Сегодня мы прочитаем произведение А.С. Пушкина под названием «Зимнее утро».
|
О утром зимой. “Зимнее утро”
Будем читать стихотворение зимнем утре или рассказ. |
Фронтальная |
Речь учителя, презентация |
Самоконтроль |
Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов |
Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности |
Умение слушать и слышать; Умение вести диалог |
4. Первичное восприятие произведения и его проверка(15 мин.) |
Обеспечить правильное понимание содержания произведения |
Словесные методы: беседа Практические методы: работа с книгой |
Для начала я хочу вас познакомить с творчеством Александра Сергеевича Пушкина Пушкин Александр Сергеевич (1799- 1837 гг.) Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать
поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.
К какому жанру относится это произведение? Кому понравилось произведение?
Что чувствовали, когда слушали?
Какое настроение возникло?
Поэт озаглавил его «Зимнее утро», а как бы вы его озаглавили?
А теперь прочитаем стихотворение вслух (спрашиваю ученика) Ты будешь читать, а остальные представляем картины у себя в голове. Какую картину представили? |
Слушают речь учителя
Слушают аудизапись
Читают
Ответы учеников |
Фронтальная |
Речь учителя, презентация, аудизапись |
|
Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей. |
Умение осущ-ть самоконтроль своей деят-ти |
Умение слушать и слышать; Умение вести диалог |
5.Физминутка ( 3 мин.) |
Снять физическую и эмоциональную усталость |
Игровой прием |
Физкультминутка Не боимся мы пороши – |
Выполняют движения |
Фронтальная |
Речь учителя, презентация |
|
|
Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности |
|
6.Вторичное воприятие и анализ текста (14 мин.) |
Определить особенности и связь формы и содержания произведения. |
Словесные методы: беседа Практические методы: работа с книгой |
Ребята, сейчас я вам буду задавать вопросы по стихотворению, будьте внимательны, при ответе поднимайте руки. -Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!»
-Как вы думаете, почему поэт начинает стихотворение восклицаниями?
-Как можно озаглавить первую часть?
- Автор хочет, чтобы близкий человек разделил с ним его настроение. С легким укором обращается к ней поэт «Еще ты дремлешь, друг прелестный». Начало стихотворения пронизано задушевностью.
-Какие обращения использует поэт?
-Эпитет «Звезда севера» обозначает в стихотворении самую прекрасную женщину Петербурга.
-Какое настроение создаётся автором в первой строфе? С помощью чего? Какие поэтические тропы вы нашли? Для чего автор их использует?
-Как можно озаглавить вторую часть?
-Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?
-Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала -Каким приемом пользуется автор, чтобы создать унылое настроение?
-Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии?
- Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, /Блестя на
солнце, снег лежит». - Почему снег как ковёр? /Вечером была метель, снег ещё не
примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр!/ -Почему лес прозрачный?
-Что передаёт автор с помощью цвета?
- Какое чувство выражено в третьей строфе? Какими средствами оно подчёркивается?
-О чем говорится в 4 строфе?
- Можно ли услышать, что происходит в доме?
-Что показывает поэт с помощью эпитета «янтарным»?
-Как можно озаглавить эту последнюю строфу?
- Куда стремится лирический герой из уюта комнаты?
-Почему автора тянет на простор?
-Какова идея стихотворения?
Идея стихотворения Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.
Давайте посмотрим на иллюстрации к произведению и найдем к ним строки в стихотворении (на слайде) Какие строки из стихотворения подходят к ней? (картинки на слайде) А кто из вас уже по памяти может рассказать часть стихотворения или все. |
Ясное, солнечное зимнее утро произвело на него большое впечатление.
Первая часть стихотворения представляет собой обращение к любимой, к другу. Друг прелестный, красавица, звезда севера. Лексика первого четверостишия : «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. Для его передачи автор использует эпитет: чудесный (день); обращение: друг прелестный, красавица; восклицательные предложения; устаревшие слова: сомкнуты негой взоры. Лексика второй строфы задает печальный, тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы. Пушкин использует метафору «вьюга злилась», которая создает однообразное завывание злящейся вьюги и придает ей черты человеческого характера. голубые небеса, блестя на солнце, чернеет, зеленеет, блестит. Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр! Стоящие без листвы деревья в струях солнечного света кажутся прозрачными.
Автор с помощью цвета передаёт настроение, великолепие зимнего утра. Ковры снегов – великолепные, небеса голубые, «прозрачный лес один чернеет». В 4 строфе говорится о том, как приятно сидеть в комнате у затопленной печи. …Веселым треском Трещит затопленная печь С помощью этого эпитета поэт показывает, как ярки солнечные лучи и огонь, озаряющие комнату, как все ярко освещено. Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня». Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни. Автору
тесно в комнате, его тянет /на мороз и солнце, на улицу… На простор |
Фронтальная |
Речь учителя, учебник |
|
|
Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности |
Умение устанавливать рабочие отношения, умение слушать и слышить |
7.Рефлексия |
Обеспечить проверку понимания учащимися темы |
Приём «Аргументация своего ответа» |
Природа, которую наблюдает поэт, разнообразна, необычна. Это и чудесный зимний день, и темная вьюжная ночь; это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога. И все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может, и тревоги, и тоски. Ребята, давайте вспомним к каким поэтом, познакомились на уроке? Как называется стихотворение?
Сколько частей у данного стихотворения? - Достигли ли мы поставленной цели? Подведем итоги урока: Молодцы, на партах у вас лежат карточки, впишите в каждую строку продолжение. Приём «Аргументация своего ответа» 1. на уроке я работал…. потому что…….. 2.Своей работой на уроке я………. 3. Урок для меня показался… |
С Александром Сергеевичем Пушкиным.
«Зимнее утро»
|
Фронтальная |
|
|
|
|
|
8. Инф-ция о Д.З. (2 мин) |
Сообщить Д.З., инструктаж выполнения |
|
А теперь пришло время записать домашнее задание. Дома вам нужно будет выучить стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Вы большие молодцы. Урок окончен. Спасибо за внимание!
|
Записывают домашнее задание.
|
Фронтальная |
Речь учителя
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.