Класс: 4А
Тема:Л. Кассиль "У классной доски"
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Цель: формирование навыков работы с текстом художественного произведения
Планируемый результат:
Задачи:
· Образовательная: демонстрируют восприятие текстов на слух в исполнении учителя, обучающихся; подробно и выборочно пересказывать текст, определять главную мысль произведения, составлять словесные портреты учительницы по плану.
Ход урока
Этапы урока, задачи |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат |
1. Мотивация к учебной деятельности. Задача: Мотивировать обучающихся на предстоящую деятельность
|
Беседа |
Сейчас у нас урок чтения. . (Звучит запись «Журавли») Я никогда не видела войны И ужаса ее не представляю, Но то, что мир наш хочет тишины, Сегодня очень ясно понимаю Страшнее слова нету, чем «война» Которое уносит все святое. Когда зловеще давит тишина, Не возвратился друг из боя Спасибо им за солнце яркий свет, За радость жизни в каждом миге нашем, За трели соловья, и за рассвет, И за поля цветущие ромашек.
|
На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность. Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение слушать)
|
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: Совместно с детьми сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию.
|
Постановка проблемной ситуации беседа, объяснение, демонстрация, художественное слово |
- Ребята я не случайно начала наш урок с этого стихотворения и сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие, в историческую эпоху. Послушайте внимательно. Звучит песня "Священная война" - Кто уже догадался, в каком времени мы только что побывали? (В России времён Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 г.г.) Какие чувства вы испытали при прослушивании? -Правильно. Это начало Великой Отечественной войны. Песня "Священная война" была написана 24 июня 1941 года. Слова - В. И. Лебедева-Кумача, музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий путь. Как вы думаете, какие исторические события будут описываться в произведении, с которым нам предстоит познакомиться сегодня? Кто может сформулировать цель урока? (Будем говорить о ВОвойне.) Итак, тема нашего урока « Образ учителя в рассказе Л. Кассиля « У классной доски»
|
Проявляют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание) |
3.Решение проблемы первичное восприятие текста Задача: Спланировать задачи урока, найти ответ на них.
|
Беседа, объяснение, пример, демонстрация, создание ситуации успеха
|
-Интересно, а имел ли отношение к профессии педагога сам автор рассказа? Давайте сейчас узнаем -Слушайте внимательно, сейчас я расскажу вам немного о Льве Кассиле Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) - прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу. Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль. По окончании школы за активную общественную работу Л. Кассиль получил направление в вуз. Писатель написал большое количество произведений. Многие его рассказы посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу. -Ребята, мы узнали немного об авторе, а теперь давайте прочитаем его рассказ «У классной доски»
|
Проявляют регулятивные УУД(контроль, волевая саморегуляция, коррекция), познавательные УУД (моделирование, рефлексия способов действия), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание) |
4. Физминутка. Задача: Снять напряжение |
упражнение |
|
|
5.Первичное закрепление Задача: найти решение на поставленные задачи |
Беседа, объяснение, поощрение, упражнение, создание ситуации успеха. |
-Ребята, после прочтения рассказа, давайте его обсудим. - Расскажите, какие чувства, впечатления вы испытали после прочтения этого рассказа? ( ответы детей) - А что вас особенно взволновало? - О каком историческом времени говорится в этом произведении? (действие происходит во время Великой Отечественной войны) - А что вы знаете об этой войне? - Где происходит действие рассказа? - Ребята, кто сможет пересказать на оценку сжатый рассказ. ( ребята поднимают руку, рассказывают 1-2 чел., выставляю оценку) - Прочитайте, где находилась сельская школа? Велись ли там занятия? - Почему на школьном дворе была вырыта траншея? - Как мирное население помогало красноармейцам? - Кто же является главными действующими лицами этого рассказа? - А кто такая Ксения Андреевна?
|
Регулятивные УУД( удерживают цель деятельности для получения ее результата), познавательные УУД (осуществляют анализ информации), коммуникативные УУД( демонстрируют сформированность умения высказывать и обосновывать свою точку зрения) |
6.Организация самостоятельной работы Задача: закрепить новые знания |
Практическая работа, беседа, упражнение, поощрение, создание ситуации успеха, объяснение |
Давайте составим устно портрет учительницы. - Портрет Ксении Андреевны (глаза, взгляд, жесты, волосы, походка); - Описание обстановки класса, в котором она трудилась более 30 лет; - Отношение к учительнице ее учащихся, жителей села, немецких разведчиков; - Черты характера Ксении Андреевны. - Поведение учителя во время столкновения с фашистами.
- Сейчас мы с вами найдем отрывок, где Ксения Андреевна разговаривает с Костей. - Скажите, каков в разговоре Костя? ( Костя в этом разговоре полон решимости спасти учительницу, но, чтобы обмануть фашистов, скрывает свои намерения) - А что пытается сделать Ксения Андреевна? ( она пытается остановить мнимое предательство мальчика) - Давайте сделаем вывод, как же ребята относились к своей учительнице? ( ответы детей) - А сейчас, вам надо будет выбрать карточки с теми качествами, которыми обладали дети и учительница.
§ преданность школе желание отомстить врагу § твердость честность § мужество стойкость § предательство страх § любовь к Родине уважение к учителю § дружба нерешительность § трусость отвага § застенчивость доброта ( 2 человека у доски выбирают качества, которые были присуще ребята из рассказа и учителю, остальные у себя на листочках) - Можем ли мы с вами считать, что ребятам из рассказа « У классной доски» повезло? Почему? ( Да, потому, что они учились у такого педагога, как Ксения Андреевна). |
Познавательные УУД (проводят анализ с целью выделения признаков.) Регулятивные УУД (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других) |
7. Рефлексия учебной деятельности. Задача: Организовать самооценку деятельности.
|
Беседа, художественное слово |
Подтвердились ли наши предположения об идее рассказа, которые мы высказывали в начале урока? Всегда ли по названию произведения, можно догадаться о его содержании? Посмотрите ещё раз на репродукции (ученики в классе, на фронте, плакат «Ты вернул нам жизнь», партизаны). Изменил ли кто-нибудь свое мнение? "Синквейн" - Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы познакомились сегодня с рассказом Л. Кассиля "У классной доски" и убедились в том, что победа в Великой Отечественной войне – это победа всего русского народа. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Чтение учащимися синквейнов, записанных в тетрадь по чтению. Герои Мужественные, бесстрашные. Молчат, терпят, не сдаются. Их имена живут в памяти. Трусы.
|
Регулятивные УУД (формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |
8Домашнее задание |
Объяснение |
Написать мини - сочинение – рассуждение на тему "Можно ли поступки героев рассказа "У классной доски" назвать подвигом?»" Проекта « О героях Великой Отечественной войны – земляках» |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.