Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль, Грэй.
Оценка 4.8

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль, Грэй.

Оценка 4.8
docx
17.12.2019
Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин.  Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен,  Эгль, Ассоль, Грэй.
Алые паруса. А.Грин.docx

Урок литературы. 6 класс.

Тема:   А. Грин.  Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен,  Эгль, Ассоль, Грэй.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

1.     Образовательные: способствовать формированию интереса к чтению произведений Грина, пробуждению “дара воображения”, рождению вопросов о роли мечты в жизни человека и писателя; обучать анализу текста, интерпретации текста; помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения; показать личностное восприятие текста;

2.     Развивающие: развивать творческие способности обучающихся; использовать теоретико - литературные понятия, формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы; развивать навыки коммуникативного диалога.

3.     Воспитательные: воспитывать нравственные качества: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.

4.     Коррекционные: формирование оценочных суждений, развитие осмысленного восприятия, развитие образного мышления, развитие мелкой моторики рук.

Методы и приемы ведения урока:

 

Оборудование урока: ноутбук, колонки, музыкальные композиции, фонохрестоматия к учебнику 6 кл. под редакцией Л.А. Тростенцовой, портрет писателя А. Грина, иллюстрация к феерии «Алые паруса», раздаточный материал по теме урока, карточки с парусниками, книга «Алые паруса».

                                                                                            

                                                                                               Ребята, надо верить в чудеса!

I. Орг. момент.

II. Объявление темы урока.

Слово учителя. Я приглашаю вас в удивительную страну писателя А. Грина– его Гринландию, в которой живут замечательные герои его книг и он сам, писатель-романтик, удивительный человек, человек-легенда. Немало сложных, порой жестоких испытаний посылала судьба писателю: горькое детство с побоями отца, и смерть матери, и нищенское существование в поисках куска хлеба, и тяжелая болезнь…Удивительно, но, пройдя такой суровый, жизненный путь, Грин не ожесточился, а сохранил в себе доброту и юношескую мечтательность.

    

-Когда человек ждет чуда, надеется на него? В каких ситуациях? (в трудных жизненных ситуациях, когда совсем не осталось надежды на счастье)

Скоро мы узнаем, почему главные герои феерии А. Грина "Алые паруса" искренне верили в чудо.  А пока повторим понятие «феерия».

Феерия –это (франц. feerie, от fee — фея, волшебница),

1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.

2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.

 

III. Идейно-художественный и литературоведческий анализ произведения.

Алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение Мечты в жизнь — это символ отражения духовного мира Ассоль и Грея. Откроем для себя этот мир и пройдем тот путь к мечте и счастью, который прошли герои повести.

  Беседа  по содержанию прочитанного

Дома вы прочитали первую главу феерии. Давайте побеседуем о содержании прочитанного вами.

-С чего начинается повествование? Действие  повести  происходит  в  Каперне, небольшом  городке  на  берегу  моря.

-  Охарактеризуйте жителей Каперны. Какой  образ  жизни  ведут  капернцы?    Какие  детали    характеризуют  их? (Слова Эгля о  Каперне и её жителях: «Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалении ем жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом...». Другая деталь: «Капернцы обожали плотных, тяжелых женщин с масляной кожей толстых икр и могучих рук; здесь ухаживали, ляпая по спине ладонью и толкаясь, как на базаре». Таковы, почти все, обитатели Каперны.  Жители  Каперны  не  знают  сильных  чувств:  они  забывают  оскорбления,  не  умеют  горевать,  их  чувства  мелки  и  суетны. Их  мир – мир  без  поэзии, они  лишены  воображения.

Все  иное,  непохожее  на  них, вызывает  ненависть, издевку. Они  не  способны  сделать для  других  что-то, приносящее  радость.)

 

-  Как  в  Каперне  относились  к  Лонгрену   и   Ассоль? Почему  не  любили    их?

-   Чем  не похожи  герои  на  обитателей  деревни?

  (Способны  любить,  характерна   душевная тонкость, чуткость, вера  в  мечту. Отец  помог  девочке  не  озлобиться  против  людей.

Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с  которой  относился  Лонгрена  к  Ассоль,  к  ее  вере  в  будущее  появление  корабля  с  алыми   парусами.)

 

·        От чего умерла жена Лонгрена Мери?  (от голода, простуды и вместе с тем она захотела воспользоваться унизительным предложением Меннерса)

·        Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса? Можно ли его понять? (он не помог Меннерсу спастить, он мстил ему за смерть Мери)

·        Почему ему «не простили» этого в рыбацком поселке? (поступил внушительно и непонятно и этим поставил себя выше других, словом, сделал то, чего не прощают. «…Он не обращал на это внимания»)

·        Как сложились отношения Лонгрена с окружающими после этого случая? (отчуждение, став полным, переросло в ненависть, тень этой ненависти пала на Ассоль)

 

Беседа о главных героях повести

Ассоль

Почему Ассоль растет без подруг?

О чем вам говорит ее имя?

Какой прием использует Грин в описании внешности Ассоль?

Черты характера Ассоль?

Похожа ли жизнь героини на сказку?

 

Среди  чудесных  игрушек,  сделанных  отцом, слушала  его  рассказы - «своеобразные  фантастические  лекции  о  жизни  и  людях, в  которых  диковинным, пронзительным  и  необыкновенным  событиям  отводилось  главное  место», где  переплетались  мечты  и  действительность.

На  берегу  ручья  она  встречает  собирателя  сказок  Эгля.   

 

(Предлагаю прослушать аудиозапись).

 

 Эгль  

- Чем Эгль похож на сказочного героя?

- Как автор изображает Эгля?

- Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на сказку? (Учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства, используемые автором и подтверждающие их точку зрения)

- Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?

-   Какую судьбу предсказал Ассоль старик Эгль? Почему Эгль именно Ассоль дарит свою сказку?Невольное ожидание прекрасного» увидел Эгль в лице девочки)

--  Почему Ассоль поверила в эту сказку? («Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так...»)

Заставив  Ассоль  поверить  в  мечту,  Эгль  сотворил  добро  или  зло? 

Предсказание  Эгля  подготовило  рождение  мечты  девочки, мечты, которой  она  была  верна  всю  жизнь. Она  поверила  в  чудо. Сберегла  свою  мечту.  Без  мечты  жизнь  Ассоль  была  бы  серой,  беспросветной.  Мечта  помогала  выжить,  сохранить  свой  богатый  внутренний  мир.  Все  хорошее  расцветало  в  ее  душе.

 

·     Почему Ассоль спрашивает Эгля о том,  будет ли принц драться? (наверное, никогда не видела добра от сверстников)

·     Ассоль уходит, унося свою тайну. Но случайно ее разговор с Лонгреном слышит местный нищий, и по Каперне поползли новые сплетни.

·     Как отнеслись жители Каперны к сказке об алых парусах? (они  говорят, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Ассоль  дразнят «чокнутая, тронутая, не в себе», оскорбления, от которых ноет грудь, как от удара. И, наконец, Ассоль получает прозвище – корабельная).

 

Образ капитана Грея.

Молодцы! Далее обратимся к другому главному герою Артуру Грэю. Перед вами на столах лежат листочки с текстами. Давайте охарактеризуем героя.

- Какие поступки, совершенные им в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?  Какие необычные поступки он совершает? (Артур Грей родился с живой душой, совершенно несклонной продолжать линию фамильного начертания)

     -Назовите основные черты его характера.

o    умение сопереживать чужому горю

o    Воля сильная, ставит цели – достигает их

o    Сострадание, доброта

o    У него был свой мир,

o    Живет мечтой о море – и в 15 лет покидает дом и, переодевшись, становится юнгой на корабле «Ансельм»

o    Идет к цели стать капитаном – со стиснутыми зубами и побледневшим лицом…. Сам сделал свою судьбу

 

-  Какой эпизод в повести можно считать кульминационным? - Появление корабля с алыми парусами является пиком в развитии действия, моментом, когда даже лишенные фантазии жители Каперны замерли перед этим чудом, сотворенным Грэем.

-Символом чего являются алые паруса? – Это символ сбывшейся мечты, чуда, созданного собственными силами. Алый цвет – символ любви.

 

·        Почему именно такой человек не поверил злой сплетне, которую услышал в таверне? Почему он поверил в мечту Ассоль?

 

·        Случайно ли название его шхуны «Секрет»? Корабль с алыми парусами приближается к Каперне. Грей раскрывает своим товарищам одну нехитрую истину, раскрывает главный секрет – он в том, чтобы делать «так называемые чудеса своими руками…» (Учитель зачитывает из книги цитаты).

 

·        В чем вы видите особенность композиции повести? – Рассказ о жизни Ассоль идет параллельно жизнеописанию Грэя.

·        -Почему автор именно так строит повествование? – Автор готовит читателей к мысли о том, что судьбы этих героев переплелись не случайно.

Выразительное чтение учителем эпизода встречи Ассоль и Грея (на фоне фортепианной музыки)

IV. Итог урока.    Завершая урок, давайте сделаем выводы.

- Почему сбылась мечта Ассоль?

-  Почему Ассоль и Грей дождались своего счастья?

- Какие герои находятся в центре повествования? – Это герои необычные, окружающие их не понимают, чувствуют их резкое отличие от себя самих. Лонгрен, Ассоль, Грэй способны мечтать, поверить в чудо, жители Каперны лишены этой способности. Они обычные, скучные, порой злобные люди; по мнению Лонгрена, они не умеют любить. Отчуждение между Лонгреном и жителями усугубилось после случая с Меннерсом.

-В чем причина популярности произведения? ( Эта повесть о мечте, о людях красивых и необычных, отличающихся особой душевной организацией. Повесть написана ярким, живым языком, она напоминает сказку, герои которой живут, творя добро).

- Как эпиграф к уроку связан с образом алых парусов? Что хотел сказать автор своим произведением? Сформулируйте идею. ( А. Грин напоминает читателям, что нужно быть верным своей мечте, сохранять в себе чистую детскую душу, нужно делать чудеса своими руками, приносить людям счастье, а это сделает счастливыми нас самих).

- А теперь напишите на своих парусниках самую заветную мечту. Отправьте их в далекое плавание и будьте счастливы.

V. Выставление комментируемых отметок.

VI. Творческое задание (Домашнее задание)  Мини-сочинение на тему: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить», «Герои А. Грина в моей жизни», «Что мне дало знакомство с произведением А. Грина». Объем - 15 предложений.

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQNxXlDO3g8YV6Be4MT24NvcX0tJWro3P40PXoIAHARt3UMbuQxYg

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQNxXlDO3g8YV6Be4MT24NvcX0tJWro3P40PXoIAHARt3UMbuQxYg

 

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQNxXlDO3g8YV6Be4MT24NvcX0tJWro3P40PXoIAHARt3UMbuQxYg

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQNxXlDO3g8YV6Be4MT24NvcX0tJWro3P40PXoIAHARt3UMbuQxYg

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQNxXlDO3g8YV6Be4MT24NvcX0tJWro3P40PXoIAHARt3UMbuQxYg

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQNxXlDO3g8YV6Be4MT24NvcX0tJWro3P40PXoIAHARt3UMbuQxYg

 

 

Профессиональные издания

 

 

 

 


 

http://data.fantlab.ru/images/autors/651

Александр Степанович Гриневский (ГРИН)

(1880-1932)

Создать “портрет деревни”.

 

Образ жителей Каперны:

а) в цвете;

б) в поступках;

в) их чувства.

Создать “портрет Ассоль”.

 

а) В чём отличие Ассоль от жителей Каперны? (чувства, поступки, цветопись).

б) Сравнение внешней и внутренней красоты.

в) В чём сходство Ассоль и отца?

 

Создать “портрет Грэя”.

 

а) Почему автор придумывает Грэя?

б) Что больше всего запоминается (привлекает) в нём? (поступки, чувства, цветопись)

в) Мог ли быть другой финал в феерии?

 

 

 

 

 

http://fotogl.com/attachment.php?attachmentid=15111&d=1389865641

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль, Грэй.

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин.  Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен,  Эгль, Ассоль, Грэй.

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль, Грэй.

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин.  Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен,  Эгль, Ассоль, Грэй.

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль, Грэй.

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин.  Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен,  Эгль, Ассоль, Грэй.

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль, Грэй.

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин.  Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен,  Эгль, Ассоль, Грэй.

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль, Грэй.

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин.  Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен,  Эгль, Ассоль, Грэй.

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль, Грэй.

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин.  Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен,  Эгль, Ассоль, Грэй.

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль, Грэй.

Конспект урока литературы. 6 класс.Школа 7 вида. А. Грин.  Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен,  Эгль, Ассоль, Грэй.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2019