Урок литературы. 6 класс.
Тема: А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль, Грэй.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
1. Образовательные: способствовать формированию интереса к чтению произведений Грина, пробуждению “дара воображения”, рождению вопросов о роли мечты в жизни человека и писателя; обучать анализу текста, интерпретации текста; помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения; показать личностное восприятие текста;
2. Развивающие: развивать творческие способности обучающихся; использовать теоретико - литературные понятия, формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы; развивать навыки коммуникативного диалога.
3. Воспитательные: воспитывать нравственные качества: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.
4. Коррекционные: формирование оценочных суждений, развитие осмысленного восприятия, развитие образного мышления, развитие мелкой моторики рук.
Методы и приемы ведения урока:
Оборудование урока: ноутбук, колонки, музыкальные композиции, фонохрестоматия к учебнику 6 кл. под редакцией Л.А. Тростенцовой, портрет писателя А. Грина, иллюстрация к феерии «Алые паруса», раздаточный материал по теме урока, карточки с парусниками, книга «Алые паруса».
Ребята, надо верить в чудеса!
I. Орг. момент.
II. Объявление темы урока.
Слово учителя. Я приглашаю вас в удивительную страну писателя А. Грина– его Гринландию, в которой живут замечательные герои его книг и он сам, писатель-романтик, удивительный человек, человек-легенда. Немало сложных, порой жестоких испытаний посылала судьба писателю: горькое детство с побоями отца, и смерть матери, и нищенское существование в поисках куска хлеба, и тяжелая болезнь…Удивительно, но, пройдя такой суровый, жизненный путь, Грин не ожесточился, а сохранил в себе доброту и юношескую мечтательность.
-Когда человек ждет чуда, надеется на него? В каких ситуациях? (в трудных жизненных ситуациях, когда совсем не осталось надежды на счастье)
Скоро мы узнаем, почему главные герои феерии А. Грина "Алые паруса" искренне верили в чудо. А пока повторим понятие «феерия».
Феерия –это (франц. feerie, от fee — фея, волшебница),
1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.
2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
III. Идейно-художественный и литературоведческий анализ произведения.
Алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение Мечты в жизнь — это символ отражения духовного мира Ассоль и Грея. Откроем для себя этот мир и пройдем тот путь к мечте и счастью, который прошли герои повести.
Беседа по содержанию прочитанного
Дома вы прочитали первую главу феерии. Давайте побеседуем о содержании прочитанного вами.
-С чего начинается повествование? Действие повести происходит в Каперне, небольшом городке на берегу моря.
- Охарактеризуйте жителей Каперны. Какой образ жизни ведут капернцы? Какие детали характеризуют их? (Слова Эгля о Каперне и её жителях: «Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалении ем жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом...». Другая деталь: «Капернцы обожали плотных, тяжелых женщин с масляной кожей толстых икр и могучих рук; здесь ухаживали, ляпая по спине ладонью и толкаясь, как на базаре». Таковы, почти все, обитатели Каперны. Жители Каперны не знают сильных чувств: они забывают оскорбления, не умеют горевать, их чувства мелки и суетны. Их мир – мир без поэзии, они лишены воображения.
Все иное, непохожее на них, вызывает ненависть, издевку. Они не способны сделать для других что-то, приносящее радость.)
- Как в Каперне относились к Лонгрену и Ассоль? Почему не любили их?
- Чем не похожи герои на обитателей деревни?
(Способны любить, характерна душевная тонкость, чуткость, вера в мечту. Отец помог девочке не озлобиться против людей.
Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с которой относился Лонгрена к Ассоль, к ее вере в будущее появление корабля с алыми парусами.)
· От чего умерла жена Лонгрена Мери? (от голода, простуды и вместе с тем она захотела воспользоваться унизительным предложением Меннерса)
· Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса? Можно ли его понять? (он не помог Меннерсу спастить, он мстил ему за смерть Мери)
· Почему ему «не простили» этого в рыбацком поселке? (поступил внушительно и непонятно и этим поставил себя выше других, словом, сделал то, чего не прощают. «…Он не обращал на это внимания»)
· Как сложились отношения Лонгрена с окружающими после этого случая? (отчуждение, став полным, переросло в ненависть, тень этой ненависти пала на Ассоль)
Беседа о главных героях повести
Ассоль
Почему Ассоль растет без подруг?
О чем вам говорит ее имя?
Какой прием использует Грин в описании внешности Ассоль?
Черты характера Ассоль?
Похожа ли жизнь героини на сказку?
Среди чудесных игрушек, сделанных отцом, слушала его рассказы - «своеобразные фантастические лекции о жизни и людях, в которых диковинным, пронзительным и необыкновенным событиям отводилось главное место», где переплетались мечты и действительность.
На берегу ручья она встречает собирателя сказок Эгля.
(Предлагаю прослушать аудиозапись).
Эгль
- Чем Эгль похож на сказочного героя?
- Как автор изображает Эгля?
- Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на сказку? (Учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства, используемые автором и подтверждающие их точку зрения)
- Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?
- Какую судьбу предсказал Ассоль старик Эгль? Почему Эгль именно Ассоль дарит свою сказку? («Невольное ожидание прекрасного» увидел Эгль в лице девочки)
-- Почему Ассоль поверила в эту сказку? («Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так...»)
- Заставив Ассоль поверить в мечту, Эгль сотворил добро или зло?
Предсказание Эгля подготовило рождение мечты девочки, мечты, которой она была верна всю жизнь. Она поверила в чудо. Сберегла свою мечту. Без мечты жизнь Ассоль была бы серой, беспросветной. Мечта помогала выжить, сохранить свой богатый внутренний мир. Все хорошее расцветало в ее душе.
· Почему Ассоль спрашивает Эгля о том, будет ли принц драться? (наверное, никогда не видела добра от сверстников)
· Ассоль уходит, унося свою тайну. Но случайно ее разговор с Лонгреном слышит местный нищий, и по Каперне поползли новые сплетни.
· Как отнеслись жители Каперны к сказке об алых парусах? (они говорят, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Ассоль дразнят «чокнутая, тронутая, не в себе», оскорбления, от которых ноет грудь, как от удара. И, наконец, Ассоль получает прозвище – корабельная).
Образ капитана Грея.
Молодцы! Далее обратимся к другому главному герою Артуру Грэю. Перед вами на столах лежат листочки с текстами. Давайте охарактеризуем героя.
- Какие поступки, совершенные им в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных? Какие необычные поступки он совершает? (Артур Грей родился с живой душой, совершенно несклонной продолжать линию фамильного начертания)
-Назовите основные черты его характера.
o умение сопереживать чужому горю
o Воля сильная, ставит цели – достигает их
o Сострадание, доброта
o У него был свой мир,
o Живет мечтой о море – и в 15 лет покидает дом и, переодевшись, становится юнгой на корабле «Ансельм»
o Идет к цели стать капитаном – со стиснутыми зубами и побледневшим лицом…. Сам сделал свою судьбу
- Какой эпизод в повести можно считать кульминационным? - Появление корабля с алыми парусами является пиком в развитии действия, моментом, когда даже лишенные фантазии жители Каперны замерли перед этим чудом, сотворенным Грэем.
-Символом чего являются алые паруса? – Это символ сбывшейся мечты, чуда, созданного собственными силами. Алый цвет – символ любви.
· Почему именно такой человек не поверил злой сплетне, которую услышал в таверне? Почему он поверил в мечту Ассоль?
· Случайно ли название его шхуны «Секрет»? Корабль с алыми парусами приближается к Каперне. Грей раскрывает своим товарищам одну нехитрую истину, раскрывает главный секрет – он в том, чтобы делать «так называемые чудеса своими руками…» (Учитель зачитывает из книги цитаты).
· В чем вы видите особенность композиции повести? – Рассказ о жизни Ассоль идет параллельно жизнеописанию Грэя.
· -Почему автор именно так строит повествование? – Автор готовит читателей к мысли о том, что судьбы этих героев переплелись не случайно.
Выразительное чтение учителем эпизода встречи Ассоль и Грея (на фоне фортепианной музыки)
IV. Итог урока. Завершая урок, давайте сделаем выводы.
- Почему сбылась мечта Ассоль?
- Почему Ассоль и Грей дождались своего счастья?
- Какие герои находятся в центре повествования? – Это герои необычные, окружающие их не понимают, чувствуют их резкое отличие от себя самих. Лонгрен, Ассоль, Грэй способны мечтать, поверить в чудо, жители Каперны лишены этой способности. Они обычные, скучные, порой злобные люди; по мнению Лонгрена, они не умеют любить. Отчуждение между Лонгреном и жителями усугубилось после случая с Меннерсом.
-В чем причина популярности произведения? ( Эта повесть о мечте, о людях красивых и необычных, отличающихся особой душевной организацией. Повесть написана ярким, живым языком, она напоминает сказку, герои которой живут, творя добро).
- Как эпиграф к уроку связан с образом алых парусов? Что хотел сказать автор своим произведением? Сформулируйте идею. ( А. Грин напоминает читателям, что нужно быть верным своей мечте, сохранять в себе чистую детскую душу, нужно делать чудеса своими руками, приносить людям счастье, а это сделает счастливыми нас самих).
- А теперь напишите на своих парусниках самую заветную мечту. Отправьте их в далекое плавание и будьте счастливы.
V. Выставление комментируемых отметок.
VI. Творческое задание (Домашнее задание) Мини-сочинение на тему: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить», «Герои А. Грина в моей жизни», «Что мне дало знакомство с произведением А. Грина». Объем - 15 предложений.
|
|
|
|
|
|
Профессиональные издания
Александр Степанович Гриневский (ГРИН)
(1880-1932)
Создать “портрет деревни”.
Образ жителей Каперны: а) в цвете; б) в поступках; в) их чувства. |
Создать “портрет Ассоль”.
а) В чём отличие Ассоль от жителей Каперны? (чувства, поступки, цветопись). б) Сравнение внешней и внутренней красоты. в) В чём сходство Ассоль и отца?
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.