Урок литературы по теме "Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»"
· Нагорная Маргарита Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШсУИОП №7 им. А.С.Пушкина
Тип урока - урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).
Форма урока – урок-беседа.
Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), .
Цели урока:
Задачи:
Дидактические:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход урока
Организационный момент.
1. Приветствие уч-ся и гостей , проверка готовности к уроку
2. Слушание романса на стихи Тургенева «Уторо туманное…»( 1 куплет) Актуализация опорных знаний.
Чтение письма.
«… Дал бы Бог, чтобы мы могли провести вместе следующую годовщину этого дня и чтобы и через семь лет наша дружба осталась прежней.
…Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам… мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… Надеюсь, что Вам доставит удовольствие чтение этих строк…,а теперь позвольте мне упасть к Вашим ногам.»
вторник 1 ноября 1850 С-Петербург
Учитель:
- Это письмо адресовано Полине Виардо.
- Догадались, о чем пойдет речь на уроке?
Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе “Отцы и дети”.
Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:
От жизни я любовь не отделяю… (И.С. Тургенев) .
Формулировка целей урока ( Что значит любовь в жизни человека? Для чего автор испытывает героев любовью к женщине?)
- А что такое любовь? Знакомо ли вам это чувство? ( ответы детей)
А что думал о любви сам Тургенев? ( Тургеневу более чем кому –либо из русских писателей был открыт идеальный смысл лбви. «Свет любви для меня никогда не ограничивался желанием физического обладания. Он был для меня путеводной звездой к торжеству красоты и бессмертия… Любящий человек прекрасен, духовно окрылен….»)
- По мысли Тургенева, в человеке есть неподвластная ему стихийная сила чувств. Поэтому все герои проходят испытание любовью, своего рода проверку на жизнеспособность.
Изучение нового
1. Женские образы. «Игра в портреты»
Валентин Александрович Недзвецкий, профессор МГУ, пишет: «Что касается художественного мира Тургенева, то он вообще отмечен значительным ФЕМИНОЦЕНТРИЗМОМ»
-Как вы понимаете значение этого термина?
- Сам Тургенев писал: «Вся моя жизнь пронизана женским началом. Ни книга. Ни что-либо иное не может заменить мне женщину»
- Предлагаю вам сыграть в любимую игру Тургенева - «В портреты»
- я приготовила для вас иллюстрации, которые могут служить портретами героинь из романа «Отцы и дети». Задача – найти среди них «вашу «героиню», подобрать из произведения цитаты-аргументы.
Как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман ? ( чтобы испытать героев, раскрыть их характеры. Ведь не секрет. Что сущность мужчины часто обнаруживается в отношениях с женщинами!)
2. Любовные линии в романе. Проверка групповых заданий.
- Скажите, когда начинается действие в романе. ( Весной)
- Почему именно весной? С чем ассоциируется это время года? ( ответы уч-ся)
- Любовь – солнце ( на слайде круг)
- а чтобы наше солнышко стало настоящим, мы должны выяснить, какой же бывает любовь и нарисовать к нему лучики. Для этого рассмотрим любовные линии в романе
1 группа Любовь Николая Петровича и Фенечки – любовь тихая, семейная, естественная 9 вспоминает стихи пушкина о Любви, потому что влюблен в Фенечку)
Любовь – это благо!!!
2 группа Павел Петрович и княгиня Р. – роковая, всепоглощающая, трагичная
И все-таки она благо!!!
3. Любовь Базарова. Работа с текстом.
_ Как Базаров смотрит на любовь ( гл.7)
любовь – билиберда, романтическая бредь
можешь – добейся толку, нет – отвернись.
« Человек. Который всю свою жизнь… не мужчина. Не самец»
«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?»
Вывод: у Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщинам. Вместе с тем , критикуя П.П. , Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь на карту любви и тем более нельзя раскисать от неудачи.
Базаров умный, несокрушимый , самоуверенный произносит фразу: « Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о себе» Таким человеком неожиданно оказывается обаятельная женщина.
Глава 14
- Каковы первые впечаления от Одинцовой? Что привлекло Б. в ней? ( зачитать) ( достоинство, спокойствие, доброта, сила, непринужденность)
!!! параллель с Татьяной Лариной:
Она была
нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все
тихо, просто было в ней,
!!! и ситуация сходная, и почти портрет А.С.Одинцовой
- Прозорливый Б. сразу выделил ее из массы светских дам : «На остальных баб не похожа!»
- Только ли внешность привлекла Базарова? ( Она интересная собеседница, не соглашается с Базаровым ( гл.16. Спор об антропологической теории)
-Какие чувства испытывавет Базаров, находясь рядом с Одинцовой?
(Б. начинает конфузиться. В гостиничном номере, куда пригласила их , он, пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, еще и покраснел, услышав приглашение в гости,в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Б. пытается иронизировать: «Во, как заморозила».
- Обратим внимание еще на одну деталь. В какой день он едет в Никольское? ( В день своего ангела)
(По пути Аркадия и Базарова в Никольское, имение Одинцовой, обращает на себя внимание одна символическая деталь. Друзья ехали молча, каждый погружен в свои думы: «Поздравь меня, - воскликнул вдруг Базаров, - сегодня 22-ое июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется».
В устах атеиста Базарова эта фраза иронична, но она приобретает роковой смысл, если вспомнить, какой святой был покровителем нашего героя.
Читателю 19 века намек Тургенева был ясен и без специальных справок. Жития святых являлись настольною книгою и в доме патриархального дворянина и в избе грамотея-мужика.
Тургенев дал в покровители Евгению Базарову святого Евсевия далеко не случайно, и не только потому, что разнокоренные греческие имена перекликаются по смыслу (Евгений-благородный, Евсевий – благочестивый), а различие в смысловых оттенках имен тоже по-своему знаменательно. За перекличкой этих имен Тургеневу открывалось нечто более важное – сходство и различие судеб. Праведнику Евсею пришлось бороться с царями Констанцием и Юлианом Отступником и проявить завидное мужество в этой борьбе.
Базаров вспоминает о своем покровителе в роковой момент жизни. Бросая ему иронический вызов: « Посмотрим, как-то он обо мне печется», герой начинает опасную игру с судьбой. Он ведь знает, что святой Евсевий погиб от случайной раны и что в смерти его повинна женщина. Как сейчас Базаров с Аркадием, так когда-то Евсевий с учеником своим Мариином Богоугодным посещали город «Долихины».
Враждебно настроенная женщина-ариания бросила в Евсевия черепицу с крыши и «уязвила зело». От этой раны разболелся и умер Евсевий. Умирая, он завещал друзьям, бывшим при нем, никакого зла этой женщине не чинить и покинул мир со словами прощения на устах.
Базаров, по-видимому, глубоко убежден, что ничего подобного с ним на произойдет. Но жизнь дает ему злой урок.
Параллель с житием святого Евсевия приобретает в романе двойственный смысл. С одной стороны, она возвышает фигуру Базарова, бросая на нее отблеск национальных народно-крестьянских культурных традиций. С другой стороны, ироническое отношение героя к народным верованиям и легендам угрожает возмездием.)
Как ведет себя Б., впервые полюбив?
( в нем проснулся тот, кого он всегда презирал и высмеивал_ романтик ) гл.17 прогулка ночью по росе)
- Любовь Б. оказалась настолько мощной и неудержимой, что разрушила все плотины надуманных теорий и грубо вырвалась наружу в виде прямолинейного признания:
Инсценировка
В чем причина краха отношений Б. и О.?( расстояние социальное, мировоззренческое, психологическое, материальное. Все это можно было бы преодолеть при одном условии. Каком? При условии взаимной любви.
- Была ли любовь у прекрасной аристократки? ( О. боялась потерять свободу. Оба слишком самостоятельны, привыкли довлеть над другими, а в нрплюбви кто-то должен уступить)
- Зачем же перед смертью Б. необходимо увидеть Одинцову? ( Перед смертью человек не может лгать. Б. отдает себя во власти романтической любви. Она победила) Пушкинское «Я вас любил…»
Одинцова пришла к Б. как царственные особы посещают из высочайшего великодушия госпитали. И Базаров это понял( фраза «Это по-царски».)
- Итак, какая же любовь у Базарова? ( Человечная. Страстная, отвергнутая)
Но и она благо!!!
- Тургенев любит сравнения и контрасты. Поэтому любовь Б. показана на фоне разгорающейся любви Аркадия к Кате.
4 группа: Любовь Аркадия и Кати мягкая, простая, земная, взаимная, надежная.
- М вот теперь солнце любви засияло в полную мощь!!!
Любовь бывает разная, но настоящее счастье, когда любовь взаимна!!!
- Дорогие дети, я желаю, чтобы вы в своей жизни повстречали настоящую любовь и пусть она будет счастливой!!!
Закончить наш урок я хотела бы словами Омара Хайяма:
Изначальней всего остального - любовь,
В песне юности первое слово - любовь.
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа - ( хором) любовь!
Какой стилистический прием использован в этом четверостишии? ( эпифора)
- А мы с вами прибегали к использованию рефрена . Какого? ( любовь – это благо)
Д/З:
Написать сочинение «Любовь – это благо». Кто так считает, ставит точку. Кто думает иначе, - вопросительный знак и доказывает свою точку зрения. В сочинении используйте один аргумент из данного произведения, другой – из другого произведения или из жизненного опыта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.