Конспект урока литературы "Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Оценка 4.6

Конспект урока литературы "Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Оценка 4.6
docx
11.02.2020
Конспект урока литературы "Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Урок литературы в 10 классе.docx

Урок литературы по теме "Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»"

·         Нагорная Маргарита  Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШсУИОП №7 им. А.С.Пушкина


Тип урока - урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Форма урока – урок-беседа.

Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), .

Цели урока:

  • раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;
  • понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине
  • выяснить концепцию любви И.С. Тургенева

Задачи:

Дидактические:

  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
  • показать неоднозначность и сложность авторского замысла образа Базарова;
  • обозначить злободневность произведения.

Развивающие:

  • развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
  • совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
  • расширить круг ассоциаций;
  • развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

  • воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
  • показать вневременные рамки классического художественного произведения;
  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать альтруистические ценности.

Ход урока

 

Организационный момент.

1.     Приветствие уч-ся и гостей , проверка готовности к уроку

2.     Слушание романса на стихи Тургенева «Уторо туманное…»( 1 куплет)                        Актуализация опорных знаний.

                                         

 

                                               Чтение письма.

«… Дал бы Бог, чтобы мы могли провести вместе следующую годовщину этого дня и чтобы и через семь лет наша дружба осталась прежней.

…Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам… мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… Надеюсь, что Вам доставит удовольствие чтение этих строк…,а теперь  позвольте мне упасть к Вашим ногам.»

вторник 1 ноября 1850 С-Петербург

Учитель:

- Это письмо адресовано Полине Виардо.

- Догадались, о чем пойдет речь на уроке?                                                                  

 

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе “Отцы и дети”.

Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

От жизни я любовь не отделяю… (И.С. Тургенев) .

 

Формулировка целей урока ( Что значит любовь в жизни человека? Для чего автор испытывает героев любовью к женщине?)

-  А что такое любовь? Знакомо ли вам это чувство? ( ответы детей)

А что думал о любви сам Тургенев? ( Тургеневу более чем кому –либо из русских писателей был открыт идеальный смысл лбви. «Свет любви для меня никогда не ограничивался желанием физического обладания. Он был для меня путеводной звездой к торжеству красоты и бессмертия… Любящий человек прекрасен, духовно окрылен….»)

- По мысли Тургенева, в человеке есть неподвластная ему стихийная сила чувств. Поэтому все герои проходят испытание любовью, своего рода проверку на жизнеспособность.

Изучение нового

 

 

1.     Женские образы. «Игра в портреты»

 

Валентин Александрович Недзвецкий, профессор МГУ, пишет: «Что касается художественного мира Тургенева, то он вообще отмечен значительным ФЕМИНОЦЕНТРИЗМОМ»

-Как вы понимаете значение этого термина?

- Сам Тургенев писал: «Вся моя жизнь пронизана женским началом. Ни книга. Ни что-либо иное не может заменить мне женщину»

- Предлагаю вам сыграть в любимую игру Тургенева -  «В портреты»

- я приготовила для вас иллюстрации, которые могут служить портретами героинь из романа «Отцы и дети». Задача – найти среди них «вашу «героиню», подобрать из произведения цитаты-аргументы.

Как вы считаете, с какой целью Тургенев вводит эти женские образы в роман ? ( чтобы испытать героев, раскрыть их характеры. Ведь не секрет. Что сущность мужчины часто обнаруживается в отношениях с женщинами!)

2.     Любовные линии в романе. Проверка групповых заданий.

- Скажите, когда начинается действие в романе. ( Весной)

- Почему именно весной? С чем ассоциируется это время года? ( ответы уч-ся)

- Любовь – солнце ( на слайде круг)

- а чтобы наше солнышко стало настоящим, мы должны выяснить, какой же бывает любовь и нарисовать к нему лучики. Для этого рассмотрим любовные линии в романе

1 группа Любовь   Николая Петровича и Фенечки – любовь тихая, семейная, естественная 9 вспоминает стихи пушкина о Любви, потому что влюблен в Фенечку)

Любовь – это благо!!!

2 группа Павел Петрович и княгиня Р. – роковая,  всепоглощающая, трагичная

И все-таки она благо!!!

3.     Любовь Базарова. Работа с текстом.

_ Как Базаров смотрит на любовь ( гл.7)

 любовь – билиберда, романтическая бредь

можешь – добейся толку, нет – отвернись.

« Человек. Который всю свою жизнь… не мужчина. Не самец»

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?»

Вывод: у Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщинам. Вместе с тем , критикуя П.П. , Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь на карту любви и тем более нельзя раскисать от неудачи.

Базаров умный, несокрушимый , самоуверенный произносит фразу: « Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о себе» Таким человеком неожиданно оказывается обаятельная женщина.

Глава 14

- Каковы первые впечаления от Одинцовой? Что привлекло Б. в ней? ( зачитать) ( достоинство, спокойствие, доброта, сила, непринужденность)

!!! параллель с Татьяной Лариной:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней,

!!! и ситуация сходная, и почти портрет А.С.Одинцовой

- Прозорливый Б. сразу выделил ее из  массы светских дам : «На остальных баб не похожа!»

- Только ли внешность привлекла Базарова? ( Она интересная собеседница, не соглашается с Базаровым ( гл.16. Спор об антропологической теории)

-Какие чувства испытывавет Базаров, находясь рядом с Одинцовой?

(Б. начинает конфузиться. В гостиничном номере, куда пригласила их , он, пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, еще и покраснел, услышав приглашение в гости,в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Б. пытается иронизировать: «Во, как заморозила».

- Обратим внимание еще на одну деталь. В какой день он едет в Никольское? ( В день своего ангела)

 

(По пути Аркадия и Базарова  в Никольское, имение Одинцовой, обращает на себя внимание одна символическая деталь. Друзья ехали молча, каждый погружен в свои думы: «Поздравь меня, - воскликнул вдруг Базаров, - сегодня 22-ое июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется».

  В устах атеиста Базарова эта фраза иронична, но она приобретает роковой смысл, если вспомнить, какой святой был покровителем нашего героя.

   Читателю 19 века намек Тургенева был ясен и без специальных справок. Жития святых являлись настольною книгою и в доме патриархального дворянина и в избе грамотея-мужика.

Тургенев дал в покровители Евгению Базарову святого Евсевия  далеко не случайно, и не только потому, что разнокоренные греческие имена перекликаются по смыслу (Евгений-благородный, Евсевий – благочестивый), а различие в смысловых оттенках имен тоже по-своему знаменательно. За перекличкой этих имен Тургеневу открывалось нечто более важное – сходство и различие судеб.  Праведнику Евсею пришлось бороться с царями Констанцием и Юлианом Отступником и проявить завидное мужество в этой борьбе.

Базаров вспоминает о своем покровителе в роковой момент жизни. Бросая ему иронический вызов: « Посмотрим, как-то он обо мне печется», герой начинает опасную игру с судьбой. Он ведь знает, что святой Евсевий погиб от случайной раны и что в смерти его повинна женщина. Как сейчас Базаров с Аркадием, так когда-то Евсевий с учеником своим Мариином Богоугодным посещали город «Долихины».

  Враждебно настроенная женщина-ариания бросила в Евсевия  черепицу с крыши и «уязвила зело». От этой раны разболелся и умер Евсевий. Умирая, он завещал друзьям, бывшим при нем, никакого зла этой женщине не чинить и покинул мир со словами прощения на устах.

   Базаров, по-видимому, глубоко убежден, что ничего подобного с ним на произойдет. Но жизнь дает ему злой урок.

 Параллель с житием святого Евсевия приобретает в романе двойственный смысл. С одной стороны, она возвышает фигуру Базарова, бросая на нее отблеск национальных народно-крестьянских культурных традиций. С другой стороны, ироническое отношение героя к народным верованиям и легендам угрожает возмездием.)

Как ведет себя Б., впервые полюбив?

( в нем проснулся тот, кого он всегда презирал и высмеивал_ романтик ) гл.17 прогулка ночью по росе)

- Любовь Б. оказалась настолько мощной и неудержимой, что разрушила все плотины надуманных теорий и грубо вырвалась наружу в виде прямолинейного признания:

Инсценировка

В чем причина краха отношений Б. и  О.?( расстояние социальное, мировоззренческое, психологическое, материальное. Все это можно было бы преодолеть при одном условии. Каком? При условии взаимной любви.

- Была ли любовь у прекрасной аристократки? ( О. боялась потерять свободу. Оба слишком самостоятельны, привыкли довлеть над другими, а в нрплюбви кто-то должен уступить)

- Зачем же перед смертью Б. необходимо увидеть Одинцову? ( Перед смертью человек не может лгать. Б. отдает себя во власти романтической любви. Она победила)  Пушкинское «Я вас любил…»

Одинцова пришла к Б. как царственные особы посещают из высочайшего великодушия госпитали. И Базаров это понял( фраза «Это по-царски».)

- Итак, какая же любовь у Базарова? ( Человечная. Страстная, отвергнутая)

Но и она благо!!!

- Тургенев любит сравнения и контрасты. Поэтому любовь Б. показана на фоне разгорающейся любви Аркадия к Кате.

4 группа: Любовь Аркадия и Кати  мягкая, простая, земная, взаимная, надежная.

- М вот теперь солнце любви засияло в полную мощь!!!

Любовь бывает разная, но настоящее счастье, когда любовь взаимна!!!

- Дорогие дети, я желаю, чтобы вы в своей жизни повстречали настоящую любовь и пусть она будет счастливой!!!

Закончить наш урок я хотела бы словами Омара Хайяма:

Изначальней всего остального - любовь,
В песне юности первое слово - любовь.
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа -  ( хором) любовь!

Какой стилистический прием использован  в этом четверостишии? ( эпифора)

- А мы с вами прибегали к использованию рефрена . Какого? ( любовь – это благо)

Д/З:

Написать сочинение «Любовь – это благо». Кто так считает, ставит точку. Кто думает иначе, - вопросительный знак и доказывает свою точку зрения. В сочинении используйте один аргумент из данного произведения, другой – из другого произведения или из жизненного опыта.

 

 


 

Урок литературы по теме "Любовь в романе

Урок литературы по теме "Любовь в романе

Ход урока Организационный момент

Ход урока Организационный момент

А что такое любовь? Знакомо ли вам это чувство? ( ответы детей)

А что такое любовь? Знакомо ли вам это чувство? ( ответы детей)

Как Базаров смотрит на любовь ( гл

Как Базаров смотрит на любовь ( гл

Посмотрим, как-то он обо мне печется»

Посмотрим, как-то он обо мне печется»

Как ведет себя Б., впервые полюбив? ( в нем проснулся тот, кого он всегда презирал и высмеивал_ романтик ) гл

Как ведет себя Б., впервые полюбив? ( в нем проснулся тот, кого он всегда презирал и высмеивал_ романтик ) гл

Изначальней всего остального - любовь,

Изначальней всего остального - любовь,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020