Конспект урока литературы на тему «Произведения русских писателей 18 века. Русская басня»

  • docx
  • 24.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока 6 класс литературы на тему басня.docx

Конспект урока литературы на тему «Произведения русских писателей 18 века. Русская басня» (6 класс).

Автор: Кузнецова Е.Н.

Цель: продолжить знакомство с жанром басни; познакомиться с творчеством И. И. Дмитриева. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством.

Задача: показать особенности басни как вида литературного произведения.

Оборудование: портрет писателя И.И. Дмитриева; учебник – хрестоматия по литературе В.Я. Коровиной;

Ход урока.

— Речевая разминка.
На доске написано следующее предложение:
Скоро наступит холодная зима.
Прочитать это предложение дважды таким образом, чтобы в первом случае оно отвечало на вопрос: «Когда наступит холодная зима?», а во втором случае — на вопрос: «Какая зима скоро наступит?». Затем оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.

— Проверка домашнего задания.

— Пересказ статьи «Древнерусская литература» и «Сказания о Белгородском киселе».

— Фронтальный опрос.
— Когда возникли сказания «Повести временных лет»? Кто был их автором?
— На чем были основаны сказания «Повести временных лет»?
— Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?

— Слово учителя. Русская басня.
— Что вы знаете об XVIII веке? Какие события в нем происходили? Какие выдающиеся люди жили? Какие цари царствовали?
— О каком писателе этого века мы говорили в 5 классе? Какое из его произведений читали?
— Кто из известных вам писателей и поэтов (в том числе и баснописцев) родился в этом же веке?
И. А. Крылов (1769), В. А. Жуковский (1783), А. С. Пушкин (1799).
Этот век был богат выдающимися событиями и удивительными историями. В то время жили интереснейшие образованные люди. В России образованными людьми были в основном дворяне.
Сегодня мы познакомимся с одним из таких людей, другом Н. М. Карамзина и учителем И. А. Крылова в жанре басни. Зовут его Иван Иванович Дмитриев.
С жанром басни вы познакомились в начальной школе. Басни Крылова знакомы вам с детства, изучали басни великого русского баснописца вы и в пятом классе.
— Назовите басни И,А. Крылова, которые вы знаете.
-Что ценного можно найти для себя в каждой басне?
-Какие крылатые слова из басен Крылова вам запомнились?
Сегодня мы продолжим знакомство с этим жанром.
Басня — краткий рассказ, чаще всего в стихах, как правило, нравоучительного смысла. Цель басни — осмеяние человеческих пороков: глупости, лжи, хитрости, обжорства, лени и т.д. Басня – жанр иносказательный. За вымышленными персонажами (это могут быть птицы, звери, насекомые) скрываются человеческие характеры.

— Работа с учебником.
Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве .

— Беседа с классом.
Иван Иванович Дмитриев прожил долгую жизнь – 77 лет, был современником Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Он умер в один год с Пушкиным.- в 1837 г.
-Что в его биографии показалось вам наиболее интересным и значимым?
-Когда проявился у Дмитриева интерес к литературе? В каких жанрах он работал?
-Какие песни Дмитриева были положены на музыку и дожили до наших дней в виде старинных романсов?
-Почему современники называли Дмитриева «русским Лафонтеном»? Назовите басни, написанные Дмитриевым.

II. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастова

2.Беседа с классом.
-в чем видел Дмитриев назначение баснописца? ( Баснописец не моралист, добрый друг и мудрый советчик.)
-какой сюжет использовал Дмитриев для одной из лучших своих басен «Муха»?
-Кто герои басни? По какому принципу сравниваются бык и муха? ( Бык-трудолюбивый, уставший, Муха-бездельница и хвастунья; она приравнивает себе равные с быком заслуги: тоже работала, пахала.)
-Какие качества характера человека высмеивает Дмитриев в этой басне? (Высмеивает людей, которые, не прилагая никаких усилий готовы присвоить себе чужие труды.)
-В каких словах заключена мораль? ( «Мы пахали!»)
-Эти слова басни стали крылатыми. В какой ситуации можно использовать это выражение?

3. Чтение басни учениками.

III. Самостоятельная работа в тетрадях.
1. Озаглавьте басню по-своему. Объясните, почему вы озаглавили именно так.

2. Отметь, в басне «Муха» Дмитриев противопоставляет:
а)трудолюбие и безделье
б)щедрость и жадность
в)ум и глупость
3. Что муха ответила другой мухе? Допиши.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос, в ответ ей говорит: «Откуда?-______________________

4.Как ты думаешь, почему муха присваивает себе труд быка?

5.Отметь пословицу, в которой заключена главная мысль басни «Муха».
а) Труд человека кормит, а лень — портит.
б) Кто ест скоро, тот и работает споро.
в) Умел ошибаться, умей и поправиться.

— Домашнее задание.
1.Подготовить инсценировку басни И. И. Дмитриева «Муха».
2. Письменно ответить на вопрос 5 (с.30).