Конспект урока литературы "У войны не детское лицо..."
Оценка 5

Конспект урока литературы "У войны не детское лицо..."

Оценка 5
docx
01.10.2021
Конспект урока литературы "У войны не детское лицо..."
Конспект урока литературы У войны не детское лицо....docx

Конспект открытого урока по литературе

«У войны не детское лицо…» (8 класс)

 

 

Тип урока: урок изучения нового.

Форма проведения урока: смешанная форма (элементы урока-семинара, беседа).

Цель урока: знакомство учащихся со страницами истории ВОв (подвиги и судьбы детей-героев), с творчеством Константина Симонова и с одним из стихотворений поэта о подвиге детей во время ВОв.

Задачи:

- образовательная: совершенствовать умение анализа лирического произведения;

- коррекционно-развивающая: корригировать и развивать устную монологическую (диалогическую) речь учащихся; развивать мыслительную деятельность учащихся;

- воспитательная: способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения; воспитывать нравственные качества личности.

 

Ход урока

1. Организационный этап  (мотивация) – 2 минуты.  

Цель этапа - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Под музыку песни «Вставай страна огромная…»

- Каждый человек в годы войны старался своим трудом в тылу и на фронте приблизить победу. В этой борьбе активное участие наравне с взрослыми принимали и дети. В годы Великой Отечественной войны им пришлось стать солдатами. Они не только спасали, перевязывали раненых, но и стреляли, подрывали мосты, ходили в разведку, брали языков.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выдвигают свои версии (дети в годы войны).

 

2. Целеполагание – 3 минуты.

Цель этапа - определить содержательные рамки урока, тему и цель.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Давайте запишем тему сегодняшнего урока «У войны не детское лицо…». Попробуем подобрать ассоциации к слову «дети».

- А теперь подберите ассоциации к слову «война».

- Как вы думаете, о чем мы будем размышлять сегодня на уроке?

Учащиеся подбирают ассоциации (смех, радость, веселье, жизнь).

 

 

Учащиеся подбирают ассоциации к слову «война».

Дети и война – несовместимы.

 

3. Актуализация предметных, метапредметных, личностных результатов – 12 минут.

Цель этапа - актуализировать учебное содержание, актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Война застала детей в больших городах и маленьких деревеньках, дома и у бабушки в гостях, на переднем крае войны и в глубоком тылу. Многие русские люди знают о подвигах юных героев. А вы знаете о таких героях?

- Давайте послушаем сообщения о детях-героях, которые подготовили ребята заранее.

Учащиеся делятся своими знаниями о детях-героях ВОв (кто-то знает, кто-то нет).

 

 

 

Сообщения учащихся о детях-героях войны (3-4 минуты): Даша Васильева о Мусе Пинкензоне; Андрей Кудинов о Васе Коробко; Вера Зубарева о Васе Шишковском; Юля Изюмова о Марате Казее.

 

4. Закрепление знаний – 12 минут.

Цель этапа - проверить свое умение применять полученные знания.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- К этой теме обращался и Константин Симонов. В течение 1941 года он учится на курсах военных корреспондентов в Военно-политической академии, получает воинское звание. С началом войны призван в армию, работает в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. Сейчас послушаем стихотворение Константина Симонова.

- Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оно на вас произвело?

- Что такое лафет? (специальное приспособление, опора, на котором закрепляется ствол орудия)

- Назовите тему этого произведения (о чем оно?)

- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

- Кто главный герой стихотворения? Откуда был тот мальчик, которого привезли на лафете пушки?

- А почему он седой? (поседевший от горя мальчик спал на лафете. Мать погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненный отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войсками, которые шли из глубины России на фронт.)

- Что мы можем сказать об отце мальчика?

- На сколько частей можно разделить стихотворение? Определите, о чем каждая часть (на 2 части. 1 – встреча с седым мальчиком, 2 – размышления над увиденным)

- Во второй части поэт обращается к воображаемому собеседнику. Обратите внимание на строчки:

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

- Как вы понимаете эти строки? (война не будет закончена, пока дети лишаются родителей и родины. Солдат вернется домой только тогда, когда «тот мальчишка возвратится с нами и поцелует горсть своей земли»)

- Объясните последнее четверостишие (если война не будет закончена, и время встречи не настанет, то долг сына – продолжить дело отца, встать на защиту родины и воевать до тех пор, пока не будет освобождена последняя пядь родной земли)

Выразительное чтение наизусть стихотворения К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…» (Настя Николаева).

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои первые впечатления.

 

Анализ лирического произведения с опорой на вопросы учителя, беседа.

 

5. Диагностика (самодиагностика) и рефлексия результатов – 8 минут.

Цель этапа - оценить результаты собственной деятельности.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Мы сегодня познакомились с одним из самых ярких стихотворений о судьбе ребенка в годы войны. Что нового вы для себя узнали о войне?

- Давайте попробуем составить синквейн на тему «Дети и война». А затем выберем лучший.

Узнали больше о том, что воевали не только взрослые, но и дети, боролись до конца, чтобы подарить нам мир.

 

 

Учащиеся составляют синквейны, обсуждают, совместно выбирают лучший, оценивают свою работу на уроке.

 

6. Проектирование дифференцированного домашнего задания – 3 минуты.

Цель этапа - организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных способностей учащихся.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Сегодня на уроке мы говорили о маленьких героях большой войны. Они внесли свой посильный вклад в победу. Многие скульпторы не могли не воздать должное этим детям и воздвигли им памятники. (показать фото)

- Домашнее задание будет на выбор. 1)Представьте, что вы знаменитый скульптор. Вы решили сделать памятник, посвященный детям Великой Отечественной войны. Попробуйте сделать эскиз этого памятника, объясните, почему вы видите его именно таким.

2)Ответить письменно на вопрос: Что нового я узнал о детях, на долю которых выпало такое испытание, как война?

- Завершить наш урок мне бы хотелось строчками из произведения Александра Твардовского «Дом у дороги»:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

- Спасибо, ребята, за урок! Вы очень хорошо потрудились: и когда готовили домашние задания (индивидуальные сообщения о детях-героях ВОв), и когда работали на уроке – анализировали лирическое произведение, составляли синквейны. (выставление оценок)

Учащиеся рассматривают фотографии памятников детям– героям ВОв.

 

 

 

 

Учащиеся делают выбор домашнего здания.

 

 


 

Конспект открытого урока по литературе «У войны не детское лицо…» (8 класс)

Конспект открытого урока по литературе «У войны не детское лицо…» (8 класс)

Деятельность учителяДеятельность учащихся -

Деятельность учителяДеятельность учащихся -

Сейчас послушаем стихотворение

Сейчас послушаем стихотворение

Выразительное чтение наизусть стихотворения

Выразительное чтение наизусть стихотворения

Сегодня на уроке мы говорили о маленьких героях большой войны

Сегодня на уроке мы говорили о маленьких героях большой войны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2021