Конспект урока литературы в 10 классе
Тема: Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова. Трагические противоречия характера главного героя.
Цель: Дать представление о своеобразии характера Раскольникова. Помочь усвоить социальные и философские мотивы его преступления. Развивать умения сравнивать, проводить аналогии жизненных явлений, выводить жизненные факты на уровень мировоззрения, философских проблем. Проникнуться сложностью и катастрофичностью ситуации выбора «быть или не быть», ситуации жизненного тупика (ситуация «порога»).
Ход урока
1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания
3.Сообщение темы и цели урока
запись числа, темы урока в тетрадь.
4.Изучение нового материала
Слово учителя
— Роман этот — история бедного, самолюбивого, неглупого и
неподлого человека, «с мыслию довольно пробуждённою, с потребностью
значительного дела и личного счастия и с разъедающим сознанием, что судьба, при
обычных условиях, не даст ему ни того, ни другого».
Юноша этот, заточённый своим самолюбием бедняка, как в тюрьму, в свой душный
чердак, на всяком шагу своей страстной молодой жизни испытывает тяжкие лишения
и оскорбления, неразлучные с нищетою.
Он мечтал быть честным и полезным деятелем в обществе, он очень любил мать и
сестру, переносящих бедность в далёкой провинции, и надеялся, получив
образование в университете, переменить свою судьбу. Он очень верил в себя, в
будущее, в силу образования. Ведя жёлчные монологи с самим собою, Раскольников
решается переменить свою судьбу, убив старую ростовщицу, существование которой
с самой снисходительной точки зрения могло быть только вредом для людей.
Необыкновенная тонкость и глубина психологического наблюдения обнаружена
автором в каждой мелкой подробности, которыми он обставил подготовку и
совершение этого убийства и которые наполняют всю первую часть из шести частей
романа.
Можно сказать, что в нашей литературе нет ничего подобного по обстоятельности
исследования и внутренней психической правде.
Прочитайте отрывок из книги современного
писателя В. Пьецуха, подумайте и ответьте: какими были ваши ощущения во время
чтения романа Ф. М. Достоевского и после его прочтения. |
Слово
учителя I разряд: низший - обыкновенные люди - большая часть - посредственность ;твари дрожащие; - законопослушные - их задача: быть послушными, жить сегодняшним днем - они не могут изменить мир. II разряд : высший - необыкновенные люди - немногие, талантливые - собственно люди - создающие законы; господа будущего - их задача: разрушить настоящее во имя будущего - они могут улучшить, переделать мир и поэтому имеют право (и должны) уничтожить все препятствия на пути ко всеобщему благу, в том числе они имеют право на преступление, на убийство немногих, мешающих этому всеобщему счастью (имеют право разрешить себе; кровь по совести;) и не считать себя преступниками, поскольку благородная цель оправдывает средства.
КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ТЕОРИЮ РАСКОЛЬНИКОВА? Считаете ли Вы, что она античеловечна: проповедует идею сверхчеловека, природное неравенство людей; преступна по средствам: достижения? Запишите СВОЮ точку зрения
Центральным персонажем в романе Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» является молодой человек, бывший студент Родион Раскольников, совершивший убийство старухи-процентщицы. Характеристика Раскольникова необходима для понимания образа главного героя, его жизненной философии, мотивов поступков. Краткая характеристика Полное имя – Родион Романович Раскольников Возраст – 23 года Род занятий – бывший студент юридического факультета, без определенного рода деятельности Семья – мать Пульхерия Александровна и младшая сестра Авдотья Романовна Социальное положение – мещанин Происхождение – Раскольников родом из бедной провинциальной семьи, сын мелкого чиновника или военного Воспитание – родители смогли воспитать Родиона и его сестру Дуню честными, глубоко порядочными людьми Образование – неоконченное высшее образование, юридический факультет одного из петербургских университетов Внешность – высокий, худощавый, стройный молодой человек с темными глазами, темно-русыми волосами и привлекательными чертами лица Характер – независимый, гордый, упрямый, замкнутый, склонный к самокопанию, скрытный Положительные черты – жалостливый, способный на искренние душевные порывы, с обостренным чувством справедливости Отрицательные черты – чрезмерная гордыня, ощущение собственной исключительности Произведение – «Преступление и наказание» Автор – Фёдор Михайлович Достоевский Характеристика теории Раскольникова Раскольников совершает преступление, чтобы проверить свою теорию о людях низших («твари дрожащие») и высших («право имеющие»). Он без тени сомнения делит всех знакомых людей на эти две группы, а самого себя самоуверенно причисляет к избранной касте. После ознакомления со статьёй Раскольникова Порфирий Петрович интересуется его точкой зрения касательно людей, имеющих полное право на преступление: «Очень, очень оригинально, но… меня, собственно, не эта часть вашей статейки заинтересовала, а некоторая мысль, пропущенная в конце статьи, но которую вы, к сожалению, проводите только намеком, неясно… Одним словом, если припомните, проводится некоторый намек на то, что существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут… то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан». Источник: Порфирий Петрович о теории Раскольникова, Часть 3, глава V Согласно теории Раскольникова люди делятся на две касты: «обыкновенные» (законопослушные) и «необыкновенные» (имеющие право на преступление): «Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на “обыкновенных” и “необыкновенных”. Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные». Источник: Порфирий Петрович о теории Раскольникова, Часть 3, глава V Раскольников считает, что благородный замысел способен оправдать даже самое низкое преступление: «Я просто-запросто намекнул, что “необыкновенный” человек имеет право… то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». Источник: Раскольников о себе, Часть 3, глава V По мнению Раскольникова, простые, «низшие» люди являются всего лишь материалом и просто обязаны быть послушными, в то время как «высшая» каста людей имеет полное право на любую гнусность и жестокость: «Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, — более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться. Одним словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу раз было напечатано и прочитано. Что же касается до моего деления людей на обыкновенных и необыкновенных, то я согласен, что оно несколько произвольно, но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление». Источник: Раскольников о себе, Часть 3, глава V Раскольников уверен, что для гармоничного баланса в природе должны существовать люди и первого, и второго сорта: «Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют…» Источник: Раскольников о себе, Часть 3, глава V Раскольников рассуждает о закономерностях появления на свет людей «высшего». порядка: «Вообще людей с новою мыслию, даже чуть-чуть только способных сказать хоть что-нибудь новое, необыкновенно мало рождается, даже до странности мало. Ясно только одно, что порядок зарождения людей, всех этих разрядов и подразделений, должно быть, весьма верно и точно определен каким-нибудь законом природы. Закон этот, разумеется, теперь неизвестен, но я верю, что он существует и впоследствии может стать и известным». Источник: Раскольников о себе, Часть 3, глава V Родион признаётся, что, совершая убийство, хотел лишь проверить себя: «— Я догадался тогда, Соня, — продолжал он восторженно, — что власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь! У меня тогда одна мысль выдумалась, в первый раз в жизни, которую никто и никогда еще до меня не выдумывал! Никто! Мне вдруг ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепости, взять просто-запросто всё за хвост и стряхнуть к черту! Я… я захотел осмелиться и убил… я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина!» Источник: Раскольников о себе, Часть 5, глава IV Деньги старухи-процентщицы нужны были Раскольникову для обеспечения комфортной жизни: «…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и всё…» Источник: Раскольников о себе, Часть 5, глава IV Самое важное, что хотел этим убийством доказать себе Родион, — принадлежит он к «высшей». касте людей или нет: «И
не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги
нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же
дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо
было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и
поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или
не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или
право имею… Биография Родион Романович Раскольников родом из небольшого уездного городка, который он покинул и переехал в Петербург для поступления в университет на юридический факультет. Родители Родиона – мещане, скромные и порядочные люди. После смерти главы семейства мать, Пульхерия Александровна, сама воспитывает своих детей, Родиона и Дуню. Родион – любимчик в семье, мать и сестра души в нем не чают. Во время учебы в университете Родион всячески пытался бороться с бедностью: давал уроки, переводил статьи. Однако теория о «высших» и «низших» людях настолько его поглощает, что он бросает учебу, работу, и решается на преступление. Раскольников убивает топором старуху-процентщицу и ее сестру, чтобы доказать самому себе принадлежность к той группе людей, которые “право имеют”. После долгих и мучительных раздумий он приходит к выводу, что не относится к числу избранных. Знакомство с Соней Мармеладовой, юной девушкой с чистой душой, заставляет Родиона переосмыслить случившееся. Он признается в содеянном преступлении, и отправляется отбывать наказание на каторгу. Соня отправляется вслед за Родионом, и уже там, на каторге, между ними разгорается сильное чувство. Родион Раскольников полностью меняет свое отношение к жизни, и в этом ему помогает любовь к Соне. Образ Раскольникова Родион Раскольников – молодой человек 23-х лет, который совершает преступление, желая тем самым доказать себе, кто он – «тварь дрожащая» или «право имеет». Родион из бедной семьи, и вынужден влачить жалкое существование: живет впроголодь, носит старую, истрепанную одежду и в целом имеет вид нищего, выпрашивающего гроши на улице. Он хорош собой, умен, талантлив, и, в целом, производит положительное впечатление. Крайняя нужда тяжело сказывается на и без того непростом характере Родиона. Будучи от природы человеком самолюбивым и тщеславным, он тяжело переносит столь унизительное положение. Убедив себя в собственном превосходстве, Родион совершает преступление, однако оно не приносит ему чувство удовлетворения. После мучительных сомнений и терзаний герой становится на путь духовного перерождения. 5 фактов о Раскольникове
Вывод По сути, роман «Преступление и наказание» – это исповедь, в которой автор поднимает вопросы человеческого мировоззрения, пороков и раскаяния. По признанию самого Фёдора Михайловича, он намеренно сделал преступником человека благородного, образованного, с хорошими наклонностями, чтобы продемонстрировать все этапы его духовного становления. Писатель ставит перед героем неразрешимые вопросы, решая которые, тот собственноручно перековывает свою сущность. В итоге Раскольников приходит к Господу, к Божьей правде, и в этом сознательном выборе автор видит единственно правильное решение. Обобщающая беседа |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.