Конспект урока литературы в 10 классе "Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова"
Оценка 4.6

Конспект урока литературы в 10 классе "Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова"

Оценка 4.6
docx
11.12.2022
Конспект урока литературы в 10 классе  "Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова"
Конспект урока литературы в 10 классе Социальные и философские корни теории..docx

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема: Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова.  Трагические противоречия характера главного героя.

Цель: Дать представление о своеобразии характера Раскольникова. Помочь усвоить социальные и философские мотивы его преступления. Развивать умения сравнивать, проводить аналогии жизненных явлений, выводить жизненные факты на уровень мировоззрения, философских проблем. Проникнуться сложностью и катастрофичностью ситуации выбора «быть или не быть», ситуации жизненного тупика (ситуация «порога»).

Ход урока

1.Орг.момент

2.Проверка домашнего задания

3.Сообщение темы и цели урока

запись числа, темы урока в тетрадь.

4.Изучение нового материала

Слово учителя

— Роман этот — история бедного, самолюбивого, неглупого и неподлого человека, «с мыслию довольно пробуждённою, с потребностью значительного дела и личного счастия и с разъедающим сознанием, что судьба, при обычных условиях, не даст ему ни того, ни другого».

Юноша этот, заточённый своим самолюбием бедняка, как в тюрьму, в свой душный чердак, на всяком шагу своей страстной молодой жизни испытывает тяжкие лишения и оскорбления, неразлучные с нищетою.
Он мечтал быть честным и полезным деятелем в обществе, он очень любил мать и сестру, переносящих бедность в далёкой провинции, и надеялся, получив образование в университете, переменить свою судьбу. Он очень верил в себя, в будущее, в силу образования. Ведя жёлчные монологи с самим собою, Раскольников решается переменить свою судьбу, убив старую ростовщицу, существование которой с самой снисходительной точки зрения могло быть только вредом для людей.

Необыкновенная тонкость и глубина психологического наблюдения обнаружена автором в каждой мелкой подробности, которыми он обставил подготовку и совершение этого убийства и которые наполняют всю первую часть из шести частей романа.

Можно сказать, что в нашей литературе нет ничего подобного по обстоятельности исследования и внутренней психической правде.

Прочитайте отрывок из книги современного писателя В. Пьецуха, подумайте и ответьте: какими были ваши ощущения во время чтения романа Ф. М. Достоевского и после его прочтения.

Карточка 1
Не знаю, как на кого, а на меня чтение действует расслабляюще, нездорово. Стоит мне накануне углубиться в какую-нибудь злостно-художественную вещь, особенно если она относится к сокровищнице XIX столетия, как ближе к ночи я начинаю бредить… Коли это будет, предположительно «Преступление и наказание», то меня обуревает такое чувство, точно вовсе не Раскольников, а я сам ненароком зарубил топором двух женщин, причём я доподлинно осязаю ладонью шершавое топорище и с часу на час ожидаю появления следователя Порфирия Петровича, который грозно и одновременно вкрадчиво постучится во входную дверь.

• Согласны ли вы с утверждением Ю. Карякина:
«…И о тебе эта история рассказывается, о тебе, если есть в тебе неправота целей, скрываемая самообманом, если боишься ты точного самосознания. У тебя могут быть своя старуха процентщица, своя Лизавета, какими бы другими именами они ни назывались,— могут быть, даже если ты не убивал их буквально. И тогда всё равно страдать за тебя будут и мать, и сестра, и Соня…»?

Аналитическая беседа
• Какие чувства пробудил роман? О чём заставил задуматься?
• На какие вопросы хотелось бы получить ответ?
• Какие особенности романа затрудняли чтение?
• На чьей стороне симпатии автора в романе?
• В чём причина преступления Раскольникова?
• Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?
• Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах. Какое они произвели на вас впечатление?
• Каково ваше ощущение, когда вы входите в трактир, в комнату Мармеладовых?
• Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

Слово учителя

— Основная тайна романа не в преступлении, а в мотивах преступления,— утверждал В. Шкловский. Поэтому главный вопрос урока — вопрос не о самом преступлении, а о том, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

Может быть, Раскольников был преступником по сути? Давайте вспомним его поступки до преступления (помогает Мармеладовым, отдаёт последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, даёт деньги, чтобы её довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

Причины, побудившие Раскольникова к убийству
• Внешние
 — идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); тяжёлая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф; судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
• Внутренние: состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нём есть стремление действовать); характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

Составление опорного конспекта
«Теория Раскольникова: истоки, развитие, крах»

http://www.hallenna.narod.ru/dostoevsky_urok-teoria-raskolnikova.jpg

Комментарий к опорному конспекту
«Теория Раскольникова: истоки, развитие, крах»


Проследим за движением стрелок на схеме. Все они берут начало из одного поля, обозначающего ту социальную действительность, которая будоражит и отравляет сознание Раскольникова.

Итак, чтобы один мог жить, другой должен принести себя в жертву. Эта странная истина поражает мозг Раскольникова, вызывает чувства униженности и протеста. Зловонный, жестокий и пыльный город давит на сознание героя Достоевского, душит его, навязывает ему мысли о том, что выжить может только сильный. В этом убеждает его судьба невзрачного чиновника Мармеладова, так и не увидевшего в своей жизни милосердия; личная драма Сони, вынужденной ценой своего бесчестья добывать средства на жизнь семьи. Не может забыть Раскольников и многих других людей, оставивших свой скорбный след в его воспалённом создании, послуживших зарождению идеи отстоять своё место под солнцем, право быть человеком.

На Порфирии Петровиче все эти идейки замыкаются, сливаются, как бы достигнув апогея. Мы никогда не узнаем прошлое этого человека, но, тем не менее, автор даёт нам понять, что была у следователя своя предыстория, «роднящая его с молодым поколением; с реформаторами и бунтовщиками. Но он не решился на свой протест, не переступил опасную черту. А Раскольников — переступил, как бы поднялся выше: «Мне надо было узнать… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Убив и ограбив старуху-процентщицу, он осуществил свою цель: выжить молодому и здоровому на средства никчёмного, паразитирующего и ненавистного человека, не имеющего, по мнению Раскольникова, права на жизнь. Но не просто выжить, а ещё и отмыть эту кровь своим добрым служением людям. Таков выход Раскольникова из нищеты, от унижений, оскорблений и бесправия к его чердачному варианту наполеоновского величия.

Но смерть старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла всё-таки не вверх, а рассеялась множеством путей, ведущих вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая, вполне возможно, была беременна, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым ещё до рождения.

Он и деньги у старухи толком взять не смог, и в горячке оказался, так как его вполне нормальная, здоровая натура не в состоянии была вынести патологию злонамеренного убийства. Да и Наполеоном не стал, а, наоборот, затравленным зверем. Мать почувствовала в сыне недоброе, и умирает из-за него. Невинный, жизнерадостный Миколка-маляр на себя его преступление принял.

Вроде бы и для Миколкиного счастья убивал Раскольников, а Миколке же на каторгу идти. И разветвилась главная мысль Раскольникова на мелкие и ненужные мыслишки. И потянули они его вниз. И как результат — встал перед ним огромный тупик: «Я себя убил, а не старушонку!» — с болью констатирует Раскольников.

Всплеск его страстей не угас и в наше время. Вглядитесь в конспект: Родион Раскольников — предвестник атомного гриба после взрыва.

Раскольников разделил всех людей на два разряда:

I разряд: низший - обыкновенные люди - большая часть - посредственность ;твари дрожащие; - законопослушные - их задача: быть послушными, жить сегодняшним днем - они не могут изменить мир.

II разряд : высший - необыкновенные люди - немногие, талантливые - собственно люди  - создающие законы; господа будущего - их задача: разрушить настоящее во имя будущего - они могут улучшить, переделать мир и поэтому имеют право (и должны) уничтожить все препятствия на пути ко всеобщему благу, в том числе они имеют право на преступление, на убийство немногих, мешающих этому всеобщему счастью (имеют право разрешить себе; кровь по совести;) и не считать себя

преступниками, поскольку благородная цель оправдывает средства.

 

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ТЕОРИЮ РАСКОЛЬНИКОВА?

Считаете ли Вы, что она античеловечна: проповедует идею сверхчеловека, природное неравенство людей; преступна по средствам: достижения? Запишите СВОЮ точку зрения


характеристика Раскольникова

Центральным персонажем в романе Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» является молодой человек, бывший студент Родион Раскольников, совершивший убийство старухи-процентщицы. Характеристика Раскольникова необходима для понимания образа главного героя, его жизненной философии, мотивов поступков.

Краткая характеристика

Полное имя – Родион Романович Раскольников

Возраст – 23 года

Род занятий – бывший студент юридического факультета, без определенного рода деятельности

Семья – мать Пульхерия Александровна и младшая сестра Авдотья Романовна

Социальное положение – мещанин

Происхождение – Раскольников родом из бедной провинциальной семьи, сын мелкого чиновника или военного

Воспитание – родители смогли воспитать Родиона и его сестру Дуню честными, глубоко порядочными людьми

Образование – неоконченное высшее образование, юридический факультет одного из петербургских университетов

Внешность – высокий, худощавый, стройный молодой человек с темными глазами, темно-русыми волосами и привлекательными чертами лица

Характер – независимый, гордый, упрямый, замкнутый, склонный к самокопанию, скрытный

Положительные черты – жалостливый, способный на искренние душевные порывы, с обостренным чувством справедливости

Отрицательные черты – чрезмерная гордыня, ощущение собственной исключительности

Произведение – «Преступление и наказание»

Автор – Фёдор Михайлович Достоевский

Характеристика теории Раскольникова

Раскольников совершает преступление, чтобы проверить свою теорию о людях низших («твари дрожащие») и высших («право имеющие»). Он без тени сомнения делит всех знакомых людей на эти две группы, а самого себя самоуверенно причисляет к избранной касте.

После ознакомления со статьёй Раскольникова Порфирий Петрович интересуется его точкой зрения касательно людей, имеющих полное право на преступление:

«Очень, очень оригинально, но… меня, собственно, не эта часть вашей статейки заинтересовала, а некоторая мысль, пропущенная в конце статьи, но которую вы, к сожалению, проводите только намеком, неясно… Одним словом, если припомните, проводится некоторый намек на то, что существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут… то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан».

Источник: Порфирий Петрович о теории Раскольникова, Часть 3, глава V

Согласно теории Раскольникова люди делятся на две касты: «обыкновенные» (законопослушные) и «необыкновенные» (имеющие право на преступление):

«Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на “обыкновенных” и “необыкновенных”. Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные».

Источник: Порфирий Петрович о теории Раскольникова, Часть 3, глава V

Раскольников считает, что благородный замысел способен оправдать даже самое низкое преступление:

«Я просто-запросто намекнул, что “необыкновенный” человек имеет право… то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует».

Источник: Раскольников о себе, Часть 3, глава V

По мнению Раскольникова, простые, «низшие» люди являются всего лишь материалом и просто обязаны быть послушными, в то время как «высшая» каста людей имеет полное право на любую гнусность и жестокость:

«Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, — более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться. Одним словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу раз было напечатано и прочитано. Что же касается до моего деления людей на обыкновенных и необыкновенных, то я согласен, что оно несколько произвольно, но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление».

Источник: Раскольников о себе, Часть 3, глава V

Раскольников уверен, что для гармоничного баланса в природе должны существовать люди и первого, и второго сорта:

«Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют…»

Источник: Раскольников о себе, Часть 3, глава V

Раскольников рассуждает о закономерностях появления на свет людей «высшего». порядка:

«Вообще людей с новою мыслию, даже чуть-чуть только способных сказать хоть что-нибудь новое, необыкновенно мало рождается, даже до странности мало. Ясно только одно, что порядок зарождения людей, всех этих разрядов и подразделений, должно быть, весьма верно и точно определен каким-нибудь законом природы. Закон этот, разумеется, теперь неизвестен, но я верю, что он существует и впоследствии может стать и известным».

Источник: Раскольников о себе, Часть 3, глава V

Родион признаётся, что, совершая убийство, хотел лишь проверить себя:

«— Я догадался тогда, Соня, — продолжал он восторженно, — что власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь! У меня тогда одна мысль выдумалась, в первый раз в жизни, которую никто и никогда еще до меня не выдумывал! Никто! Мне вдруг ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепости, взять просто-запросто всё за хвост и стряхнуть к черту! Я… я захотел осмелиться и убил… я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина!»

Источник: Раскольников о себе, Часть 5, глава IV

Деньги старухи-процентщицы нужны были Раскольникову для обеспечения комфортной жизни:

«…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и всё…»

Источник: Раскольников о себе, Часть 5, глава IV

Самое важное, что хотел этим убийством доказать себе Родион, — принадлежит он к «высшей». касте людей или нет:

«И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею
— Убивать? Убивать-то право имеете? — всплеснула руками Соня.
— Э-эх, Соня! — вскрикнул он раздражительно, хотел было что-то ей возразить, но презрительно замолчал. — Не прерывай меня, Соня! Я хотел тебе только одно доказать: что черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все! Насмеялся он надо мной, вот я к тебе и пришел теперь! Принимай гостя! Если б я не вошь был, то пришел ли бы я к тебе? Слушай: когда я тогда к старухе ходил, я только попробовать сходил… Так и знай!» Источник: Часть 5, глава IV

Биография

Родион Романович Раскольников родом из небольшого уездного городка, который он покинул и переехал в Петербург для поступления в университет на юридический факультет.

Родители Родиона – мещане, скромные и порядочные люди. После смерти главы семейства мать, Пульхерия Александровна, сама воспитывает своих детей, Родиона и Дуню. Родион – любимчик в семье, мать и сестра души в нем не чают.

Во время учебы в университете Родион всячески пытался бороться с бедностью: давал уроки, переводил статьи. Однако теория о «высших» и «низших» людях настолько его поглощает, что он бросает учебу, работу, и решается на преступление.

Раскольников убивает топором старуху-процентщицу и ее сестру, чтобы доказать самому себе принадлежность к той группе людей, которые “право имеют”. После долгих и мучительных раздумий он приходит к выводу, что не относится к числу избранных.

Знакомство с Соней Мармеладовой, юной девушкой с чистой душой, заставляет Родиона переосмыслить случившееся. Он признается в содеянном преступлении, и отправляется отбывать наказание на каторгу. Соня отправляется вслед за Родионом, и уже там, на каторге, между ними разгорается сильное чувство. Родион Раскольников полностью меняет свое отношение к жизни, и в этом ему помогает любовь к Соне.

Образ Раскольникова

Родион Раскольников – молодой человек 23-х лет, который совершает преступление, желая тем самым доказать себе, кто он – «тварь дрожащая» или «право имеет». Родион из бедной семьи, и вынужден влачить жалкое существование: живет впроголодь, носит старую, истрепанную одежду и в целом имеет вид нищего, выпрашивающего гроши на улице. Он хорош собой, умен, талантлив, и, в целом, производит положительное впечатление. Крайняя нужда тяжело сказывается на и без того непростом характере Родиона. Будучи от природы человеком самолюбивым и тщеславным, он тяжело переносит столь унизительное положение. Убедив себя в собственном превосходстве, Родион совершает преступление, однако оно не приносит ему чувство удовлетворения. После мучительных сомнений и терзаний герой становится на путь духовного перерождения.

5 фактов о Раскольникове

  • Большое влияние на развитие теории Раскольникова оказала личность Наполеона. Достоевский наделил главного героя чертами французского императора, чтобы в полной мере подчеркнуть его идею о «сверхчеловеке».
  • Раскольников был влюблен и даже собирался жениться на больной, убогой девушке, которая в итоге умерла. По признанию самого Родиона, он привязался к девушке только потому, что она была больной, несчастной, дурной собой.
  • Чтобы как-то свести концы с концами, Раскольников, во время учебы в университете, давал частные уроки детям, но в итоге оставил эту работу.
  • Раскольников получил весьма мягкое наказание по тем временам, и «присужден был к каторжной работе второго разряда, на срок всего только восьми лет». Примечательно, что сам Достоевский также отбывал ссылку на каторжных работах за участие в политическом преступлении.
  • На каторге арестанты сразу невзлюбили Раскольникова. Они презирали его, потешались над его преступлением, считая «не барским», а со временем и вовсе грозились убить, обвиняя его в безбожии.

Вывод

По сути, роман «Преступление и наказание» – это исповедь, в которой автор поднимает вопросы человеческого мировоззрения, пороков и раскаяния. По признанию самого Фёдора Михайловича, он намеренно сделал преступником человека благородного, образованного, с хорошими наклонностями, чтобы продемонстрировать все этапы его духовного становления.  Писатель ставит перед героем неразрешимые вопросы, решая которые, тот собственноручно перековывает свою сущность. В итоге Раскольников приходит к Господу, к Божьей правде, и в этом сознательном выборе автор видит единственно правильное решение.

Обобщающая беседа
• Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?
• В чём сомневается Раскольников, идя на преступление? Для чего ему нужна была проба?
• Когда у Раскольникова возникли сомнения в верности своей теории?
• С какой целью писатель вводит в роман сон Раскольникова перед преступлением?
• Если преступление — это попытка доказать что-то себе, то каков смысл преступления Раскольникова?
• Как сразу же в момент убийства развенчивается гуманная сущность теории Раскольникова?

Заключительное слово учителя

— Итак, доведённый до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своём пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Но, исполнив свой замысел, Раскольников осознаёт, что убил и самого себя.
С огромным мучением он чувствует, что насилие, совершённое им над своею нравственною природою, составляет бóльший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление. Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта, после чего герой подходит к порогу новой жизни, объединяющей его с другими страждущими и угнетёнными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку — такой же «парии общества», как он,— Соне Мармеладовой.

Домашнее задание:  Написать сочинение-миниатюру «Можно ли иногда нарушать нравственные правила для достижения общего счастья? (по желанию учащихся).

 

http://www.hallenna.narod.ru/dostoevsky_urok-teoria-raskolnikova.jpg

 

http://www.hallenna.narod.ru/dostoevsky_urok-teoria-raskolnikova.jpg

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока литературы в 10 классе

Конспект урока литературы в 10 классе

Согласны ли вы с утверждением Ю

Согласны ли вы с утверждением Ю

Комментарий к опорному конспекту «Теория

Комментарий к опорному конспекту «Теория

Как случайный свидетель, следом за старухой убита

Как случайный свидетель, следом за старухой убита

Характер – независимый, гордый, упрямый, замкнутый, склонный к самокопанию, скрытный

Характер – независимый, гордый, упрямый, замкнутый, склонный к самокопанию, скрытный

Я только в главную мысль мою верю

Я только в главную мысль мою верю

Ну… ну, вот и всё…» Источник:

Ну… ну, вот и всё…» Источник:

Слово учителя — Основная тайна романа не в преступлении, а в мотивах преступления,— утверждал

Слово учителя — Основная тайна романа не в преступлении, а в мотивах преступления,— утверждал

Конспект урока литературы в 10 классе "Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова"

Конспект урока литературы в 10 классе  "Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова"

Конспект урока литературы в 10 классе "Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова"

Конспект урока литературы в 10 классе  "Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022