Конспект урока литературы в 10 классе
Тема: Утверждение самоценности человеческой личности. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя
Цель: показать развитие темы «маленьких людей» в произведениях русской литературы; раскрыть суровую правду жизни в романе «Преступление и наказание»; рассмотреть жизненные тупики, в которых оказываются герои романа; подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.
Ход урока
1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания
3.Сообщение темы и цели урока
запись числа, темы урока в тетрадь.
4.Изучение нового материала
Слово учителя
Роман Ф.М. Достоевского называют социально-философским. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей. В самые тяжелые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба «маленького человека» в обществе. Над этой темой задумывались А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь. Этой темой пронизан и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
В романе «Преступление и наказание» создан особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царят особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира, почти все центральные герои романа – люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников – бывший студент. Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания.
Жанр
романа
• Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» заключается в том, что
этот роман нельзя совершенно определённо отнести к уже известным в русской литературе
жанрам.
• Роман: социально-бытовой; детективный; любовный; психологический;
философский; религиозный.
• «Преступление и наказание» — роман о преступлении, но отнести его к
криминальному, детективному жанру нельзя, его называют романом-исповедью,
романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов.
• В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг
другого: повествование построено так, что на всём его протяжении мы напряжённо
следим за каждым движением воспалённой мысли Раскольникова, за блужданиями его
одинокой души, за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.
Имена и фамилии героев романа тщательно
продуманы Ф. М. Достоевским и полны глубокого смысла.
|
||||||||||||||||
Работа с учебником
чтение статьи с.85-100
Краткий анализ
Год написания – 1866 г.
История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, в период сильнейших душевных переживаний.
Тема – Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоёв населения, безнадёжности их существования и озлоблённости на весь мир.
Композиция – Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6–7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя до преступления и совершённое им преступление, в последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного героя.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм.
Слово учителя
— В своём романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает
различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить
за квартиру. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу
рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор;
трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения
семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.
Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов
ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных
характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная
жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит
психологию людей. У доведённых до отчаяния маленьких людей начинают появляться
различные фантастические идеи, не менее кошмарные, чем окружающая их
действительность. Такова «идея» Раскольникова о Наполеонах и тварях дрожащих,
обыкновенных и необыкновенных людях… И всё-таки, «маленькие люди» в романе
Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть
жертвами, а не палачами. К этому выводу постепенно приходит и главный герой.
6.Подведение итогов - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание: В чем состоит гуманизм Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.