Конспект урока литературы в 10 классе "Утверждение самоценности человеческой личности"
Оценка 4.7

Конспект урока литературы в 10 классе "Утверждение самоценности человеческой личности"

Оценка 4.7
docx
11.12.2022
Конспект урока литературы в 10 классе "Утверждение самоценности человеческой личности"
Конспект урока литературы в 10 классе Утверждение самоценности человеческой личности..docx

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема:   Утверждение самоценности человеческой личности. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Цель: показать развитие темы «маленьких людей» в произведениях русской литературы; раскрыть суровую правду жизни в романе «Преступление и наказание»; рассмотреть жизненные тупики, в которых оказываются герои романа; подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.

Ход урока

1.Орг.момент

2.Проверка домашнего задания

3.Сообщение темы и цели урока

запись числа, темы урока в тетрадь.

4.Изучение нового материала

Слово учителя

Роман Ф.М. Достоевского называют социально-философским. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей. В самые тяжелые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба «маленького человека» в обществе. Над этой темой задумывались А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь. Этой темой пронизан и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В романе «Преступление и наказание» создан особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царят особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира, почти все центральные герои романа – люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников – бывший студент. Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания.

 

Жанр романа

• Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» заключается в том, что этот роман нельзя совершенно определённо отнести к уже известным в русской литературе жанрам.

• Роман: социально-бытовой; детективный; любовный; психологический; философский; религиозный.

• «Преступление и наказание» — роман о преступлении, но отнести его к криминальному, детективному жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов.

• В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всём его протяжении мы напряжённо следим за каждым движением воспалённой мысли Раскольникова, за блужданиями его одинокой души, за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.

 

Имена и фамилии героев романа тщательно продуманы Ф. М. Достоевским и полны глубокого смысла.

Фамилия главного героя романа свидетельствует о том, что в сознании автора страстная любовь Раскольникова к людям и фанатизм в отстаивании своей идеи ассоциировались с расколом — определённой стороной самосознания русских людей.

Раскол (старообрядство, староверие) — течение, возникшее в середине XVII в. в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона, которые заключались в исправлении церковных книг и некоторых церковных обычаев и обрядов. Раскольников «раскалывает» породившую его мать — землю, «раскалывает родину», а если принять во внимание отчество [Романович] и идейный смысл самого образа, то возможно и прямое толкование: раскол родины Романовых (обращение к записи на доске).

Имена и фамилии героев
романа «Преступление и наказание»

Имя

Его значение в романе

Раскольников

«Раскол» — раздвоение — с одной стороны страстная любовь к людям, с другой — полное безразличие к своим интересам

София

Смиренность, мудрость. Соня Мармеладова — смиренно несёт крест, выпавший на её долю, и верит в победу добра и справедливости

Лебезятников

Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублёвкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина

Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)

Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя

Разумихин

Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным»

Лизавета Ивановна

Значение имени «Елисавета» — почитающая Бога

 

 

 

 

 

Работа с учебником

чтение статьи с.85-100

Краткий анализ

Год написания – 1866 г.

История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, в период сильнейших душевных переживаний.

Тема – Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоёв населения, безнадёжности их существования и озлоблённости на весь мир.

Композиция – Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6–7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя до преступления и совершённое им преступление, в последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного героя.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

Слово  учителя
— В своём романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.

Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведённых до отчаяния маленьких людей начинают появляться различные фантастические идеи, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность. Такова «идея» Раскольникова о Наполеонах и тварях дрожащих, обыкновенных и необыкновенных людях… И всё-таки, «маленькие люди» в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. К этому выводу постепенно приходит и главный герой.

6.Подведение итогов  - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание: В чем состоит гуманизм Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока литературы в 10 классе

Конспект урока литературы в 10 классе

Жанр романа • Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» заключается в том, что этот роман нельзя совершенно определённо отнести к уже известным в русской литературе…

Жанр романа • Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» заключается в том, что этот роман нельзя совершенно определённо отнести к уже известным в русской литературе…

Работа с учебником чтение статьи с

Работа с учебником чтение статьи с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022