Конспект урока литературы в 11 классе «Звенья одной цепи» в повести В. Г. Распутина «Последний срок»
Оценка 4.6

Конспект урока литературы в 11 классе «Звенья одной цепи» в повести В. Г. Распутина «Последний срок»

Оценка 4.6
doc
15.08.2024
Конспект урока литературы в 11 классе «Звенья одной цепи» в повести В. Г. Распутина «Последний срок»
Урок литературы.doc

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема урока: «Звенья одной цепи» в повести В. Г. Распутина «Последний срок»

Тип урока: комбинированный

Тип  урока: урок-беседа.

Цели урока:

Образовательные:

- обобщить и углубить знания по творчеству В. Г. Распутина, проанализировать повесть «Последний срок»,

 - выявить проблематику и роль образов в раскрытии значимых проблем;                    Развивающие:

-  развитие правильной речи учащихся,

- развитие  умений и навыков анализа эпического жанра; 

 Воспитательные:

- воспитание морально-нравственных качеств учащихся;

- воспитывать у учащихся внимание к слову.

Задачи: сформировать у учащихся понимание  направления – деревенская проза по повести в.Г. Распутина «Последний срок».

Оборудование урока:  тетради по литературе,  тексты произведения               В. Г. Распутина «Последний срок», компьютер, экран, проектор, презентация к уроку.

Методы и приемы обучения: слово учителя, аналитическая беседа, историко-литературный комментарий, комментированное чтение, сообщение ученика.

Индивидуальное задание: сильный ученик готовит небольшое сообщение о жизни и творчестве В. Г. Распутина.

Ход урока:

I.                  Организационный момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Рада всех вас видеть. Давайте отметим присутствующих и начнем работу. Сегодня мы знакомимся с замечательной повестью В. Г. Распутина «Последний срок». Тема нашего урока «Звенья одной цепи» в повести В. Г. Распутина «Последний срок» (слайд 1,2). Откройте свои тетради и запишите тему.

II. Проверка домашнего задания (по ходу урока)

II.               Объяснение нового материала.

Учитель: 1960-1980-е годы оказались временем, когда в литературе активно заявило о себе новое литературное направление – деревенская проза. Сама по себе деревенская тематика и проблематика разрабатывалась в русской литературе XX века и раньше – в творчестве М. А. Шолохова, И. А. Бунина, Л. Леонова. Но с появлением на литературном небосклоне рассказов, повестей, романов Ф. Абрамова, В. Белова, Е. Носова, В. Распутина, В. Шукшина это явление обрело иные качественные характеристики. Деревенская проза существенно отличалась по направлению поисков и стилистике. С одной стороны, здесь как бы ожили через десятилетия традиционные крестьянские воззрения на нравственность, духовность, которые отвергались официальными идейно – философскими установками советской эпохи, а с другой – отразились трагические, но не бесплодные испытания XX в. В это же время деревенская проза обогатила современную литературу своими художественными открытиями, создав целую галерею запоминающихся характеров.

Вспомним «Последний поклон» В. Астафьева, где перед нами предстает образ мудрой бабушки, которая является хранительницей высокой нравственности. Вспомним также рассказ В. Шукшина «Чудик», главный герой которого очень впечатлителен, раним, но остро, чувствует дисгармонию и красоту мира. В повести В. Белова «Привычное дело» мы знакомимся с замечательным деревенским тружеником. Писатель не идеализирует героя. Но мы понимаем, что Иван Африканыч оказался куда благороднее иных городских с высшим образованием.

В одном строю с этими талантливыми писателями стоит В. Г. Распутин. (слайд 1). Всех их объединяет одно: в своем творчестве они с философской и психологической глубиной, лирической проникновенностью раскрывают перед читателями духовный облик человека, живущего в деревне.

 Сообщение ученика: биография В. Г. Распутина

Учащийся: Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в Сибири, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары. Рос в деревне Аталанка, которую затем перенесли в другое место, на берег Братского моря, так что трагедию затопления Матёры писатель прочувствовал на себе.

О годах своего военного детства Распутин скажет очень важное: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе». Такая общность людей стала для писателя эталоном человеческих взаимоотношений. К чтению будущий писатель пристрастился рано. Был маленьким деревенским грамотеем. Ему часто приходилось читать или писать безграмотным старикам.

Распутин учился в Иркутском университете на историко-филологическом факультете. Много читал как произведения зарубежных писателей, так и русских, но предпочтение отдавал Ф. М. Достоевскому и И. А. Бунину. После окончания университета занимался журналистикой, работал спецкором на различных крупнейших стройках Абакан – Тайшет, Братской и Красноярской ГЭС.

В середине 1960-х годов выходят в свет книги очерков «Костровые новых городов» (1966) и «Край возле самого неба» (1966). В следующем году вышла книга рассказов «Человек с этого света», в которой заявлена важная распутинская тема – тема памяти, непрерывности человеческих отношений. Затем идет ряд значимых произведений: рассказ «Василий и Василиса», «Уроки французского», «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар» и многие другие.

В начале 1980-х годов писатель создал цикл рассказов: «Век живи – век люби», «Что передать вороне?» и другие, в которых отошел от деревенской тематики, но остался верен нравственной проблематике и актуальным проблемам современности: экологическим, социальным, нравственным.

Учитель: Одним из самых значительных явлений русской прозы 1970-х годов стала повесть «Последний срок» (1969-1970), захватывающая своей психологической и философской глубиной. Все содержание «Последнего срока» просвечивается через тему противоборства жизни и смерти.  (Слайд 3)О чем это произведение? Каков его сюжет?

Учащиеся: Сюжет повести прост. Старуха Анна умирает. Михаил, сын Анны, посылает брату и сестрам телеграммы. Приезжают почти все, нет только самой любимой – Таньчоры, младшенькой. Но происходит чудо: обрадованная приездом детей, мать неожиданно оживает.

Учитель: Каковы ваши первые впечатления о произведении?

Учащиеся: Поражает равнодушие детей к матери. Возникает много вопросов. Почему дети отказались от Анны, почему они не понимают друг друга? Откуда в людях так много черствости, ненависти, холодности? А где милосердие, доброта, элементарная порядочность? И почему любимая Таньчора не приезжает проститься с матерью?

Учитель: У вас много вопросов. И много проблем ставит писатель в этом произведении. Разберем их.

Тема жизни и смерти, вечная тема в мировой литературе, волнует Распутина. Что оставит человек после себя? Выполнила ли Анна свое главное предназначение? 

Учащиеся: Да. Она остро ощущает себя связующим звеном в цепи поколений: «...Для того и приходит в мир человек, чтобы мир не оскудел…». Смерть высвечивает характеры всех героев. Казалось бы, какое может быть философское мироощущение у старухи Анны? Простая русская женщина, много потрудившаяся на своем веку, родившая много детей (осталось только пятеро), к своим восьмидесяти годам «выработалась», но смерти не боится. Умирали все ее родные, теперь ее очередь: «Нет, ей не страшно умереть, всему свое место»; «Изжилась до самого донышка…»

Учитель: А когда – то у Анны была другая жизнь. Была и она молода.  Как прожила Анна свою жизнь?

(Чтение отрывка из 10 главы со слов «Но она не жаловалась на свою жизнь»  до слов   «И до того ей хорошо, счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нее кружится голова и сладко, взволнованно поет в груди»)

Учитель: Иногда кажется, что жизнь Анны однообразна. Так ли это?

Учащиеся: Нет, жизнь Анны нельзя назвать однообразной: тяжелая, порой непосильная колхозная работа, пятеро детей. Кажется, что красота земная проходит мимо. Нет, не проходит. Она хорошо помнит «послушные ягодные кусты на берегу реки», «ветки березы на опушке леса», она умеет слушать, как «дышит в ночи изба, освещенная колдовским, рясным светом звезд», чувствует «кружение неба над избой».

Учитель: Какие нравственные категории можно выделить в характере Анны?

  Учащиеся: Незлобивость и любовь ко всему, что окружает. Долг, совесть, открытость души. Так живет простая сельская труженица, которой столько досталось в этой жизни. Но не растеряла она доброты и щедрости души. Проследим, как Анна разговаривала с хромоногой лошадью.

(Чтение отрывка со слов «Конь повернул к ней острую, как клюв, морду и потянулся к ее рукам губами…» до слов «…Ох ты, Игреня ты, Игреня»)

Учитель: Что раскрывает эта сцена?

Учащиеся: Эта сцена раскрывает мудрость народного характера. Конь для крестьянина – неотъемлемая часть жизни. С раннего детства дети были приучены ухаживать за животными, хорошо знали их повадки, любили их. Для Анны важно не то, что коня могут признать «дизентиром», для нее главное – чтобы конь жил. И измученный непосильным трудом, «конь тронулся» и «заковылял дальше». Удивительно, конь и человек поняли друг друга. Добрая, сострадательная, любящая душа Анны словно влила жизнь в коня, поделилась теплотой, любовью.

Учитель:  Обращает на себя внимание и дружба двух старух – Анны и Миронихи. (слайд 4). Что их связывает?

Учащиеся: Долгие годы общения, дружба. Когда – то Мирониха была боевая, крикливая, «только в последние годы стала посмирней». На работу она «была жадной». Еще и сейчас ее руки «наизготове». Природа подарила ей крепкое здоровье. Хотя она жалуется на боли в ногах, но все еще бегает за своей часто теряющейся коровой. Мирониха понимает, что Анна скоро умрет, но продолжает говорить бодро, с юмором: «Да и что это за баба без коровы?» Анна и сама долго «хваталась за подойник, пока ей не запретили». Было время, когда в каждом крестьянском подворье жила скотина. Все бережно относились в животным, так как мясо, молоко, шерсть и другие продукты были необходимы большой семье.

Учитель: Старухи понимают, что скоро они расстанутся навсегда. Как они прощаются?

Учащиеся: Анна просит Мирониху помочь детям «сподобить» ее, так как понимает, что дети этого сделать не могут – не умеют, а уйти «туда» хочется «по правилам», соблюдаемым на Руси испокон веков. Нельзя без слез читать строчки прощания старух. Когда Анна для прощания подала руку, то «Мирониха вдруг дернулась, неловко клюнула головой и прижала старухину руку к своей щеке». Обе они испытали «чувства полной, ясной и светлой законченности и убранности этой давней и верной дружбы».

Учитель: В повести часто появляется солнце. Что оно символизирует?

Учащиеся: Это своего рода связь героини с космосом.

Учитель: Докажите текстом.

Учащиеся: (читают: «Она подняла глаза и увидала, что, как лесенки, перекинутые через небо, по которым можно ступать только босиком, поверху бьют суматошные от радости, еще не нашедшие землю солнечные лучи»). Эти лучи греют душу старухе, дают успокоение. Анна словно растворяется в мире. Ей кажется, что она уже жила когда – то, прожила теперешнюю жизнь, а теперь уйдет, растворится там, где звонят колокола, где много света.

Учитель: Почему для Анны дорого все, что происходит вокруг? Какой вопрос ее мучил?

Учащиеся: Старуха, умирая, очень верила, что самое важное, что не дано знать при жизни, она теперь узнает, «скажут ей вековую тайну – что с ней было и что будет». В последние годы Анна много думала о солнце, земле, траве, деревьях, птицах, о всех тех явлениях, которые происходят вокруг. Думала, что, живя рядом с людьми, она приносит им радость. Ее мучил вопрос: что останется после нее? Старуха понимает, что и «…необязательно быть здесь, чтобы слышать их повторяющийся, зовущий голос – повторяющийся для того, чтобы не потерять красоту и веру, и зовущий одинаково к жизни и смерти».

Учитель:   Была ли счастлива Анна?

Учащиеся: Семейная жизнь старухи сложилась нелегко, но она никогда никому не жаловалась. Муж умер несколько лет назад. Умереть ему довелось дома, хотя мог погибнуть на фронте. Анна видела в этом какой – то тайный знак «и сразу примирилась со стариком». Читала молитву: «Господи, прости нам прегрешения наши…» Она не случайно произносит слово «наши» вместо «его». С ним, мужем своим, делила она все тяготы и беды семейной жизни. А как же иначе, ведь он был отцом всех ее ребят – мертвых и живых.

Учитель: Что можно сказать о жизни Анны? Как она ее прожила? Как относилась к тяготам и трудностям жизни?

Учащиеся: Анна несет свой крест достойно. В ее жизни было много несчастья, но она знает, что жить надо при любых обстоятельствах, а думать о смерти грешно. «Справлять свою жизнь для нее было то радостью, то мучением – мучительной радостью, она не знала, где они сходились и где расходились и что из них для нее было полезней, она принимала их в себя для себя же, для своего продолжения, для того, чтобы озариться их потайным огнем». Анна прожила свою жизнь достойно: много трудилась, любила родителей, почитала мужа. Но вот с детьми что – то не получилось, не сладилось. Не слушали дети мудрого сердца матери, шли своей дорогой, искали свое счастье. И последние мысли Анны связаны с детьми.

Учитель:  Как сложились судьбы детей?

Учащиеся: Старуха не идеализирует их, но в каждом видит доброе, каждого прощает. В том, что они порой грубоваты, невнимательны, ссорятся, обижаются по мелочам друг на друга, Анна винит только себя («не доглядела», «не уберегла»).

Учитель: Антиподами старухе Анне выступают ее дети: Варвара, Люся, Илья, Михаил. (слайд 5). Какими же мы их видим на страницах повести?

Учащиеся: Каждый из них живет только своими мелкими интересами, они словно плывут по течению жизни.

Учитель: Что можно сказать о Варваре? Что показывает писатель на примере ее судьбы?

Учащиеся: Варвара, старшая дочь Анны, несколько глуповата, порой простодушна, ленива. Она приехала сразу же, как получила телеграмму, но, увидев, что мать и не собирается умирать, торопится уехать. Дома у нее остались дети, муж. Удивительно, но она своих детей не приводит проститься с бабушкой. Вероятно, ей это и в голову не приходит. А жаль. Какой нравственный урок могли бы получить дети! Но нет – опять упустили… Дети – звено в цепи поколений. И каким будет это звено (крепким или слабым), зависит от родителей.

На примере судьбы Варвары мы видим, как рвутся кровные связи.  Родители живут своими интересами, а дети своими. Варвару волнует лишь одно – заполучить платье, которое шила Люся для похорон матери. Она и к Анне относится равнодушно (знает, что «положено» приехать на похороны – так принято, и не более). Но именно ее старуха учит причитать, она чувствует, что из всех детей только Варвара могла бы с этим справиться: «Я ишо мамочку свою тем провожала, и ты меня проводи, не постыдись». Какой важный момент в жизни этих женщин! Именно сейчас они так близки и понятны друг другу. И кажется, что светлая душа матери переливается в душу дочери. Сейчас они едины. Перед ними раскрывается Вечность. Мы словно слышим голос старухи: «…дальнюю сторонушку…», «…к матушке божьей церквы…», «…Ко своему роду – племеню». (слайд 6)

Учитель: Но вот образ Люси неоднозначен. Почему?

Учащиеся: Из сюжета мы узнаем, что Люся даже поработала какое-то время в колхозе, но, как и многие, «убежала» из деревни в город, где чисто, хорошо платят, люди какие-то другие». Да и прижилась. Ей «уже больше сорока», «моложавая» и «одета не как попало». Но теперь она гордая, высокомерно разговаривающая с родными. Чувствуется, что с ней  что-то в городе произошло. А может, оторвавшись от родной земли, не привязалась к новой, городской жизни?  Что-то с ней происходит.  Совсем иной мы видим ее на прогулке по родным местам. Все ее волнует, ее острый глаз подмечает, что в деревне «не сеют, не пашут». Вспоминает она, как когда-то косила, возила траву. Было весело, потому что в те далекие, послевоенные, времена в деревнях жило много народу, было кому косить, пахать. Воспоминает «воскресники: то, что было не под силу одной семье, делали миром, брали с собой ребятишек, находя им сподручную работу.» А работа была «дружная, заядлая, звонкая, с разноголосицей пил и топоров.» 

В какой-то миг Люся испытала чувство вины, словно она могла что-то изменить в этой, уже чужой, жизни. Но, к сожалению, это был только миг. Вернувшись с прогулки, она опять, словно улитка, ушла в свой мир, где ей уже было привычнее. Она опять постарается все забыть. Люся теперь практичный человек: не забыла перед отъездом купить ткань для платья – и это на похороны матери спешила. Мать своим чутким сердцем ощущает холодность своей дочери, но она радуется, что дочь «выбрала» время и приехала проститься. (слайд 7)

Учитель: Тревожиться мать и за сына Илью. Каков он?

Учащиеся: Странный он какой-то, с детства «заполошный»: никогда не узнаешь, «что выкинет он через минуту». Жизнь его потрепала. К матери приезжал редко, от жены «терпит немало». Получив телеграмму, Илья приезжает проститься с матерью. И вот стоит он перед нею. Трудно узнать в теперешнем сыне того, которого «держала в памяти». Чувствует сердце матери, что и внутренне он изменился. Ей кажется, что ее Илью «заглотила рыбина…», «…теперь они живут в одном теле». А когда-то и он был жадным до работы. В разговоре с Михаилом Илья вспоминает время, когда работал грузчиком: «Вроде как чувствовали работу, считали ее за живую, а не так, что лишь бы оттрубить». Теперь же мы часто видим его пьяным, так как пьет он вместе с братом Михаилом – то за встречу, то за радость, что мать «решила не умирать». (слайд 8)

Учитель: Что можно сказать о Михаиле?

 Учащиеся: Михаил – натура более милосердная, он ближе всех матери по миропониманию. Он после армии остался жить в деревне, завел семью,  у него есть сын, дочь Нинка, вертлявая, непослушная, но уже «у себя на уме». Михаил много пьет, словно «глушит» боль, совесть за что-то.

Учитель: Какую проблему поднимает писатель на пример двух братьев?

Учащиеся: Распутин вскрывает еще одну проблему – пьянство. Нравственное падение человека ярко показано в сцене пьянства мужиков в бане. И эта огромная беда захватила многих – и мужчин, и женщин. Обращаем внимание, что возле пьяных мужиков крутится дочь Михаила – Нинка. Она считает, сколько ей дадут пустых бутылок. Очень настораживает фраза: «Теперь судьба крепко связала ее с ними…» И это ли не предостережение, что очень часто дети идут по стопам своих родителей! Распутин словно бьет в набат, тревожась за будущее народа, ведь Нинка – звено в общей цепи поколений. Пьянство отлучает человека от созидательного труда. В повести дается социальное объяснение инертности мужчин: слишком долго жизнь требовала от человека подчинения вместо творчества, крестьян оторвали от земли, лишили чувства хозяина.

Учитель: Почему именно Михаилу отводится роль связующего звена между прошлым и настоящим?

Учащиеся: В чертах характера Михаила есть много хорошего – это ответственность за мать, семью, дом. Именно он будет хоронить Анну, именно он будет поддерживать дом. И хотя часто бывает груб, невнимателен, любит выпить, только Михаил еще способен удержать на своих плечах это нелегкое бремя. Он хозяин своей земли. Есть у него сын, который пока еще служит. Может, он явится тем звеном, которое и разорвать будет трудно, какие бы «преобразования» не сваливались на голову крестьянина. Земля наша давно ждет своего Хозяина, который сохранит ее, «обиходит», защитит от любого врага. (слайд 9)

Учитель: Что можно сказать о Татьяне – Таньчоре?

Учащиеся: Таньчора самая младшенькая и самая любимая. Увидев у изголовья своих детей, Анна тревожится – нет Таньчоры. И так на протяжении почти всего сюжета. Старуха «ждала не переставая». Но «ждать» времени не оставалось, хотя сердце Анны временами «чуяло Таньчору». Мать давно не видела дочери, «а сколько давно, она не знала». Письма ее перечитывала не раз, особенно ей нравились слова «мама моя!» Читая эти строки, Анна замирала от счастья и какого-то страха.

Таньчора была ласковее других ее детей, всегда держалась возле матери. Читая строки, в которых описывается ожидание дочери, волнуешься вместе с героиней. Иногда кажется, что луч солнца, проникающий в комнату Анны и ожидание Таньчоры, – одно и то же. Таньчора для Анны – тот лучик солнца, от которого тепло, светло, легко. А может, Таньчора – это сама Анна в молодости – легкая, веселая, любящая свою мать, любящая жизнь. И вдруг весть о том, что Таньчора, любимая, ненаглядная Таньчора, не приедет! «…В ту же ночь, не откладывая, старуха решила умереть. Делать больше на этом свете ей было нечего и отодвигать смерть стало ни к чему». Но старуха продолжает думать о Таньчоре. Кажется ей, что «дождись она Таньчору, и смерть была бы чище и светлей – на это старуха и рассчитывала». (слайд 10)

Учитель: В повести сталкиваются вечное и мимолетное, высшее и суетное. Мы ощущаем, что в большом единстве находятся прошлое и настоящее. Неотвратимая смерть становится реальностью. Дети, не дождавшись смерти матери, уезжают. Старуха просит их подождать хотя бы еще один день. Но дети неумолимы. Они упускают свой «последний срок», чтобы одуматься.

Учитель: Как умирает – «уходит» – Анна?

Учащиеся: Анна уходит тихо. Всей своей нелегкой жизнью она заслужила тихую смерть. Это ей награда за терпение, смирение, за любовь ко всему живому.

 Смысл названия повести

Учитель. Повесть называется «Последний срок». Это многозначное и символичное название.

Последний срок отпустила себе Анна, дожидаясь Таньчоры: «Сегодня был последний срок: если до темноты не приедет, значит нечего больше и надеяться».

Последний срок отпущен самой Анне для понимания себя, подведения жизненных итогов.

Последний срок определен для детей Анны, чтобы они опомнились, задумались о своем равнодушии к человеку, давшему им жизнь, о том, какую боль они причиняю матери своей черствостью и эгоизмом. (слайд 11)

IV. Подведение итогов. Оценки

 Учитель: В. Распутин говорил: «Деревенские старухи полны внутренней красоты и обаяния…».  (слайд 12) Когда-то у Распутина спросили: «Чем дороги вам ваши старухи? Что станет с нами, когда их не станет?» И писатель ответил: «Старухи-то никуда не денутся, они, сменяя друг друга, будут всегда, но вот вопрос: какие старухи? Моя Анна говорит о себе и Миронихе: «Мы с тобой, однако, две последние старинные старухи, не ведающие старину, обычаев, не знающие народных песен, сказок, уткнувшись в телевизор…» Говорится это не в осуждение им, а с болью за засыхание поэзии и узорчатости национальной жизни».

Итак, сегодня мы с вами познакомились с деревенской прозой.

V. Домашнее задание: Домашнее сочинение на тему: «Звенья одной цепи» в повести В. Г. Распутина «Последний срок».


Конспект урока литературы в 11 классе

Конспект урока литературы в 11 классе

В. Г. Распутина «Последний срок»

В. Г. Распутина «Последний срок»

Сообщение ученика: биография В

Сообщение ученика: биография В

Учитель : Одним из самых значительных явлений русской прозы 1970-х годов стала повесть «Последний срок» (1969-1970), захватывающая своей психологической и философской глубиной

Учитель : Одним из самых значительных явлений русской прозы 1970-х годов стала повесть «Последний срок» (1969-1970), захватывающая своей психологической и философской глубиной

Учитель : А когда – то у Анны была другая жизнь

Учитель : А когда – то у Анны была другая жизнь

Добрая, сострадательная, любящая душа

Добрая, сострадательная, любящая душа

Ей кажется, что она уже жила когда – то, прожила теперешнюю жизнь, а теперь уйдет, растворится там, где звонят колокола, где много света

Ей кажется, что она уже жила когда – то, прожила теперешнюю жизнь, а теперь уйдет, растворится там, где звонят колокола, где много света

Анна прожила свою жизнь достойно: много трудилась, любила родителей, почитала мужа

Анна прожила свою жизнь достойно: много трудилась, любила родителей, почитала мужа

Именно сейчас они так близки и понятны друг другу

Именно сейчас они так близки и понятны друг другу

Учащиеся : Странный он какой-то, с детства «заполошный»: никогда не узнаешь, «что выкинет он через минуту»

Учащиеся : Странный он какой-то, с детства «заполошный»: никогда не узнаешь, «что выкинет он через минуту»

Учитель : Почему именно Михаилу отводится роль связующего звена между прошлым и настоящим?

Учитель : Почему именно Михаилу отводится роль связующего звена между прошлым и настоящим?

Учитель : В повести сталкиваются вечное и мимолетное, высшее и суетное

Учитель : В повести сталкиваются вечное и мимолетное, высшее и суетное

Говорится это не в осуждение им, а с болью за засыхание поэзии и узорчатости национальной жизни»

Говорится это не в осуждение им, а с болью за засыхание поэзии и узорчатости национальной жизни»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2024