Конспект урока литературы в 6 классе
Тема: Ф. И. Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся...».
Цель: Расширить полученные учащимися в 5 классе представления о лирике Тютчева Ф.И.; Раскрыть тему взаимоотношений человека и природы в лирике Тютчева Ф.И. на примере стихотворений «С поляны коршун поднялся…»; Расширить и систематизировать навыки работы с литературоведческой терминологией, отрабатывать ее практическое использование; Развивать речь учащихся; формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание; развивать эстетический вкус учащихся.
Ход урока
1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания рассказывают стихотворения
3.Сообщение темы и цели урока
запись числа, темы урока в тетрадь.
4.Изучение нового материала
Работа с учебником
Чтение биографии и пересказ с.193-194
Слово учителя
Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему ещё предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.
К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.
Опубликовали творение Тютчева только спустя более сорока лет – в 1879 г.
Чтение стихотворения с.196-197 «С поляны коршун поднялся...».
Беседа.
- Какое сравнение содержится в этом стихотворении? (Человек сравнивается с хищной птицей - коршуном).
- В чём смысл сопоставления коршуна и человека? (Природа дала коршуну два мощных крыла, чтобы парить в высоте, а человек, лишённый крыльев, словно «прирос к земле» - ему не подняться в небо).
- В чём заключён философский смысл этого стихотворения? (В стихотворении ставится вопрос о назначении человека. Человек не может слиться с природой. Даже наделённый крылатой мыслью, он остаётся приросшим к земле).
Стоит обратить внимание школьников на слово дале. Эта архаическая форма придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.
Антитеза: Человек и птица противопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Мощь и величие птицы подчёркивается и синтаксическим удвоением: “два мощных, два живых крыла”. Логическое ударение на слове мать показывает связь природы и коршуна, её “сына”.
С интонацией грусти звучат финальные 7–8-й стихи, образующие вторую часть стихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”. Эти слова и выделяются логическим ударением.
Очень важно правильно прочитать последнюю строчку, в которой есть внутреннее противопоставление. Человек — “царь земли”, но именно поэтому он “прирос к земли” и не может летать, не может слиться с природой, как птица. Употребление в последнем стихе архаической формы “к земли” делает рассуждения поэта соотнесёнными с образом времени, подчёркивая извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.
Краткий анализ
История создания – Стихотворение было написано в 1835 г., когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация – 1879 г.
Тема стихотворения – внутренняя свобода человека.
Композиция – Анализируемое стихотворение – монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стихотворение делится на два катрена.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка парная: ААВВ.
Метафоры – «ушёл за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».
Эпитеты – «два мощных, два живых крыла».
Слово учителя
июне 1848 г. Ф. И. Тютчев ехал из Петербурга в село Овстуг к друзьям. По дороге его застала гроза. Природное явление вдохновило поэта на написание анализируемого стихотворения. Впервые его опубликовали в журнале «Киевлянин» за 1850 г. под названием «Гроза дорогою».
Чтение стихотворения с.194-195 «неохотно и несмело»
Беседа.
- О чём это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто? (Чувством радости при виде пробуждающейся природы. Смена картин природы помогает поэту передать смену настроений: от чувства неуверенности и ожидания до радости обновления).
- По каким признакам можно определить, что это ранняя весна?
- Какие образы и картины в описании грозы показались вам самыми выразительными? Почему?
- Какими художественными средствами пользовался поэт для описания весенней грозы? Какова роль этих средств в тексте?
Тютчев изображает постепенное приближение грозы, приготовление к ней природы. В описании грозы Тютчев использует эпитеты: «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий», «раскаты громовые»; олицетворение: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «солнце раз еще взглянуло исподлобья на поля». Солнце наделяется свойствами живого существа. Сравнение: «вихрем пыль летит с полей» показывает динамизм, стремительность действий.
— Найти в тексте слова, обозначающие краски окружающего мира, и попытаться определить их художественную функцию. (Мир природы у Тютчева всегда многолик и разноцветен. В стихотворении есть целый ряд слов, обозначающих “окраску” мира. Эти слова создают зрительный ряд и помогают нам явственнее увидеть и определить, как зрительные образы помогают понять смысл стихов. Хотя почти весь текст окутан мраком наступающей грозы, но мысль о грозе как временном явлении подчёркивают яркие цветные картины: “зеленеющие нивы”, “синей молнии струя”, “пламень быстрый и летучий”, земля “в сиянье”).
Описание грозы динамично и построено по принципу сменяющихся картин. Вначале это солнце, боящееся приближающейся грозы. Затем порывы ветра, наступающий сумрак, когда зелень полей кажется темнее. Центральная картина — вспышка молнии. В ней наиболее яркие цветовые образы. Следом идёт изображение расходящегося дождя, поднятой ветром пыли и усиление громовых раскатов. И в завершение — конец грозы, вновь появившееся солнце, залившее мир сиянием. Кольцевая композиция тютчевского текста подчёркивает мысль о том, что гроза — это явление временное, что она обязательно пройдёт и солнце снова воссияет на небе.
Торжественный оттенок придаёт тютчевскому тексту устаревшая и возвышенная лексика: струя, пламень, смятенная.
Краткий анализ
История создания – произведение написано в 1849 г., впервые было напечатано в журнале «Киевлянин» за 1850 г.
Тема стихотворения – красота природы, объятой раскатами грома и молниями.
Композиция – Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «пробилась
из-за тучи
синей молнии струя», «Пламень окаймил её края», «в сиянье потонула вся
смятённая земля».
Олицетворения – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и смелей».
Эпитеты – «ветер тёплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятённая земля».
Перед вами литературоведческие термины. Используйте их для ответа.
Антитеза - противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов. Композиционных или сюжетных элементов произведения.
Метафора – переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.
Повтор – родовое название средств художественной выразительности.
Сравнение – уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания.
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Хорей – двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.
Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.
Самостоятельная работа. Тесты
1.Укажите год создания стихотворения «С поляны коршун поднялся»:
1. 1817 г.
2. 1820 г.
3. 1825 г.
4. 1835 г.
2. Где было написано стихотворение?
1. В Париже
2. В Мюнхене
3. В Питере
4. В Москве
3. Когда было опубликовано произведение?
1. 1837 г.
2. 1845 г.
3. 1860 г.
4. 1879 г.
4. Определите жанр стихотворения:
1. Послание
2. Лирика
3. роман
4. повесть
5. «И вот ушел за небосклон!» – это:
1. Метафора
2. Эпитет
3. Сравнение
6. В каком году было написано стихотворение Ф. Тютчева «Неохотно и несмело»?
1. 1835 г.
2. 1939 г.
3. 1948 г.
4. 1950 г.
7. Стихотворение «Неохотно и несмело» было написано по дороге в:
1. Петербург
2. Овстуг
3. Константиново
4. Ленинград
8. Когда за тучей послышался гром, земля:
1. Обрадовалась
2. Зазеленела
3. Принахмурилась
4. улыбнулась
9. На что смотрит солнце?
1. На леса
2. На рощу
3. На поля
4. На луга
10. В каком варианте представлено пропущенное в фразе «и в сиянье потонула вся… земля» слово?
1. Унылая
2. Зеленая
3. Смятенная
4. Далекая
11. Укажите стихотворный размер произведения:
1. Дактиль
2. Анапест
3. Ямб
4. хорей
12. «Зеленеющие нивы» – это:
1. Сравнение
2. Эпитет
3. Метафора
4. гипербола
Подведение итогов - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание:
Антитеза - противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов. Композиционных или сюжетных элементов произведения.
Метафора – переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.
Повтор – родовое название средств художественной выразительности.
Сравнение – уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания.
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Хорей – двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.
Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.
Антитеза - противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов. Композиционных или сюжетных элементов произведения.
Метафора – переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.
Повтор – родовое название средств художественной выразительности.
Сравнение – уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания.
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Хорей – двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.
Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.
Антитеза - противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов. Композиционных или сюжетных элементов произведения.
Метафора – переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.
Повтор – родовое название средств художественной выразительности.
Сравнение – уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания.
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Хорей – двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.
Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.