Конспект урока литературы в 6 классе Ф. И. Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся...»
Оценка 5

Конспект урока литературы в 6 классе Ф. И. Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся...»

Оценка 5
docx
11.12.2022
Конспект урока литературы в 6 классе Ф. И. Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся...»
Конспект урока литературы в 6 классе Ф. И. Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся».docx

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема:  Ф. И. Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся...».

Цель: Расширить полученные учащимися в 5 классе представления о лирике Тютчева Ф.И.; Раскрыть тему взаимоотношений человека и природы в лирике Тютчева Ф.И. на примере стихотворений «С поляны коршун поднялся…»; Расширить и систематизировать навыки работы с литературоведческой терминологией, отрабатывать ее практическое использование; Развивать речь учащихся; формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание; развивать эстетический вкус учащихся.

Ход урока

1.Орг.момент

2.Проверка домашнего задания рассказывают стихотворения

3.Сообщение темы и цели урока

запись числа, темы урока в тетрадь.

4.Изучение нового материала

Работа с учебником

Чтение биографии и пересказ с.193-194

Слово учителя

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему ещё предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.

К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Опубликовали творение Тютчева только спустя более сорока лет – в 1879 г.

Чтение стихотворения с.196-197 «С поляны коршун поднялся...».

Беседа.

- Какое сравнение содержится в этом стихотворении? (Человек сравнивается с хищной птицей - коршуном).

- В чём смысл сопоставления коршуна и человека? (Природа дала коршуну два мощных крыла, чтобы парить в высоте, а человек, лишённый крыльев, словно «прирос к земле» - ему не подняться в небо).

- В чём заключён философский смысл этого стихотворения? (В стихотворении ставится вопрос о назначении человека. Человек не может слиться с природой. Даже наделённый крылатой мыслью, он остаётся приросшим к земле).

Стоит обратить внимание школьников на слово дале. Эта архаическая форма придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.

Антитеза: Человек и птица противопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Мощь и величие птицы подчёркивается и синтаксическим удвоением: “два мощных, два живых крыла”. Логическое ударение на слове мать показывает связь природы и коршуна, её “сына”.

С интонацией грусти звучат финальные 7–8-й стихи, образующие вторую часть стихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”. Эти слова и выделяются логическим ударением.

Очень важно правильно прочитать последнюю строчку, в которой есть внутреннее противопоставление. Человек — “царь земли”, но именно поэтому он “прирос к земли” и не может летать, не может слиться с природой, как птица. Употребление в последнем стихе архаической формы “к земли” делает рассуждения поэта соотнесёнными с образом времени, подчёркивая извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение было написано в 1835 г., когда поэт пребывал в Мюнхене. Первая публикация – 1879 г.

Тема стихотворения – внутренняя свобода человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение – монолог лирического героя, который по смыслу можно поделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, наблюдающего за птицей. Формально стихотворение делится на два катрена.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка парная: ААВВ.

Метафоры«ушёл за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли».

Эпитеты«два мощных, два живых крыла».

 

Слово учителя

июне 1848 г. Ф. И. Тютчев ехал из Петербурга в село Овстуг к друзьям. По дороге его застала гроза. Природное явление вдохновило поэта на написание анализируемого стихотворения. Впервые его опубликовали в журнале «Киевлянин» за 1850 г. под названием «Гроза дорогою».

Чтение стихотворения с.194-195 «неохотно и несмело»

Беседа.

- О чём это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто? (Чувством радости при виде пробуждающейся природы. Смена картин природы помогает поэту передать смену настроений: от чувства неуверенности и ожидания до радости обновления).

- По каким признакам можно определить, что это ранняя весна?

- Какие образы и картины в описании грозы показались вам самыми выразительными? Почему?

- Какими художественными средствами пользовался поэт для описания весенней грозы? Какова роль этих средств в тексте?

Тютчев изображает постепенное приближение грозы, приготовление к ней природы. В описании грозы Тютчев использует эпитеты: «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий», «раскаты громовые»; олицетворение: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «солнце раз еще взглянуло исподлобья на поля». Солнце наделяется свойствами живого существа. Сравнение: «вихрем пыль летит с полей» показывает динамизм, стремительность действий.

— Найти в тексте слова, обозначающие краски окружающего мира, и попытаться определить их художественную функцию. (Мир природы у Тютчева всегда многолик и разноцветен. В стихотворении есть целый ряд слов, обозначающих “окраску” мира. Эти слова создают зрительный ряд и помогают нам явственнее увидеть и определить, как зрительные образы помогают понять смысл стихов. Хотя почти весь текст окутан мраком наступающей грозы, но мысль о грозе как временном явлении подчёркивают яркие цветные картины: “зеленеющие нивы”, “синей молнии струя”, “пламень быстрый и летучий”, земля “в сиянье”).

Описание грозы динамично и построено по принципу сменяющихся картин. Вначале это солнце, боящееся приближающейся грозы. Затем порывы ветра, наступающий сумрак, когда зелень полей кажется темнее. Центральная картина — вспышка молнии. В ней наиболее яркие цветовые образы. Следом идёт изображение расходящегося дождя, поднятой ветром пыли и усиление громовых раскатов. И в завершение — конец грозы, вновь появившееся солнце, залившее мир сиянием. Кольцевая композиция тютчевского текста подчёркивает мысль о том, что гроза — это явление временное, что она обязательно пройдёт и солнце снова воссияет на небе.

Торжественный оттенок придаёт тютчевскому тексту устаревшая и возвышенная лексика: струя, пламень, смятенная.

Краткий анализ

История создания – произведение написано в 1849 г., впервые было напечатано в журнале «Киевлянин» за 1850 г.

Тема стихотворения – красота природы, объятой раскатами грома и молниями.

Композиция – Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры«пробилась из-за тучи
синей молнии струя», «Пламень окаймил её края», «в сиянье потонула вся смятённая земля».

Олицетворения«солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и смелей».

Эпитеты«ветер тёплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятённая земля».

 

Перед вами литературоведческие термины. Используйте их для ответа.

 

Антитеза -  противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов. Композиционных или сюжетных элементов произведения.

Метафора – переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.

Повтор – родовое название средств художественной выразительности.

Сравнение – уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Хорей – двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.

Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.

 

Самостоятельная работа. Тесты


1.Укажите год создания стихотворения «С поляны коршун поднялся»:

1.      1817 г.

2.      1820 г.

3.      1825 г.

4.      1835 г.

2.  Где было написано стихотворение?

1.      В Париже

2.      В Мюнхене

3.      В Питере

4.      В Москве

3. Когда было опубликовано произведение?

1.      1837 г.

2.      1845 г.

3.      1860 г.

4.      1879 г.

4. Определите жанр стихотворения:

1.      Послание

2.      Лирика

3.      роман

4.      повесть

5.    «И вот ушел за небосклон!» – это:

1.      Метафора

2.      Эпитет

3.      Сравнение

6.     В каком году было написано стихотворение Ф. Тютчева «Неохотно и несмело»?

1.      1835 г.

2.      1939 г.

3.      1948 г.

4.      1950 г.

7.  Стихотворение «Неохотно и несмело» было написано по дороге в:

1.      Петербург

2.      Овстуг

3.      Константиново

4.      Ленинград

8.       Когда за тучей послышался гром, земля:

1.      Обрадовалась

2.      Зазеленела

3.      Принахмурилась

4.      улыбнулась

9.    На что смотрит солнце?

1.      На леса

2.      На рощу

3.      На поля

4.      На луга

10.     В каком варианте представлено пропущенное в фразе «и в сиянье потонула вся… земля» слово?

1.      Унылая

2.      Зеленая

3.      Смятенная

4.      Далекая

11.   Укажите стихотворный размер произведения:

1.      Дактиль

2.      Анапест

3.      Ямб

4.      хорей

12.    «Зеленеющие нивы» – это:

1.      Сравнение

2.      Эпитет

3.      Метафора

4.      гипербола


                             

Подведение итогов  - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание:

 

 

 

 

 

Антитеза -  противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов. Композиционных или сюжетных элементов произведения.

Метафора – переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.

Повтор – родовое название средств художественной выразительности.

Сравнение – уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Хорей – двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.

Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.

 

 

Антитеза -  противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов. Композиционных или сюжетных элементов произведения.

Метафора – переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.

Повтор – родовое название средств художественной выразительности.

Сравнение – уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Хорей – двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.

Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.

 

 

 

Антитеза -  противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов. Композиционных или сюжетных элементов произведения.

Метафора – переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.

Повтор – родовое название средств художественной выразительности.

Сравнение – уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Хорей – двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.

Ямб – двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.


 

Конспект урока литературы в 6 классе

Конспект урока литературы в 6 классе

Антитеза: Человек и птица противопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире

Антитеза: Человек и птица противопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире

Найти в тексте слова, обозначающие краски окружающего мира, и попытаться определить их художественную функцию

Найти в тексте слова, обозначающие краски окружающего мира, и попытаться определить их художественную функцию

Самостоятельная работа. Тесты 1

Самостоятельная работа. Тесты 1

Антитеза - противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов

Антитеза - противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022