Конспект урока литературы в 6 классе по произведению
А.П.Платонова «Неизвестный цветок »
Тема урока:
«А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».
Учебная цель урока (прогнозируемый
результат) предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут:
-иметь представление о жизни и творчестве А.П. Платонова
-уметь осмысливать прочитанное;
-знать значение новых слов;
-составлять характеристику героев с использованием «Синквейна»
Личностные:
-способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к героям и их поступкам
- продолжить формирование ценностно смысловой ориентации:
способность ценить мир природы и человеческих отношений
Регулятивные:
-способствовать самостоятельному формулированию темы и целей урока, - организовать работу учащихся в малых группах
-вырабатывать в сотрудничестве критерии оценки и определение степени успешности своей работы и своей группы
- развитие адекватного восприятия высказываний и оценок учителя, сверстников на основе принятых критериев
Познавательные:
-развивать умения: анализировать прочитанный текст, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения
-расширять и активизировать словарный запас учащихся
Коммуникативные:
-побуждать высказывать и обосновывать свою точку зрения
- учить слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», кроссворд.
Раздаточный материал : перышко, кроссворд, разноцветные лепестки(для рефлексии) рисунки учащихся, портрет писателя, иллюстрация сказки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Работа со статьей учебника.
4. Подготовка к восприятию сказки.
Платоновым написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется «Неизвестный цветок». У неё есть подзаголовок «Сказка-быль». Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у неё такой подзаголовок.
Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.
5. Чтение сказки учителем.
6. Беседа по содержанию сказки-были.
- О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)
- Что рассказано об этих героях? (Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)
- Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? (Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)
7.Работа в парах. Приём «Верные и неверные утверждения».
Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы…?».
Я буду зачитывать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите в таблице «+», если верите, и «-», если не верите.
Итак, вопросы:
1. Верите ли вы, что произведение относится к жанру сказки-были ?
2. Верите ли вы, что цветок по ночам ждал гостей ?
3. Верите ли вы, что цветок питался пылинками с черной тучной земли и капельками росы?
4. Верите ли вы, что когда цветку было печально, он придумывал сказки?
5. Верите ли вы, что мимо пустыря шел мальчик Саша ?
6. Верите ли вы, что приютилось семечко, упавшее из ветра в ямке меж камней и глиной ?
7. Верите ли вы, что девочка Даша жила с подругами в пионерском лагере ?
8. Верите ли вы, что цветок привлекал к себе красивой формой ?
9. Верите ли вы, что настоящая фамилия автора Климентов ?
8.Итоги урока
-Ребята, продолжите фразу: «Я бы
посоветовал (а) прочитать сказку – быль «Неизвестный цветок» другим детям,
потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…».
Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного,
для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.
9. Домашнее задание:
Письменно ответить на вопрос:
«Что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.