Конспект урока литературы в 6 классе по произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок »

  • docx
  • 25.08.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект Неизвестный цветок.docx

Конспект урока литературы в 6 классе по произведению

А.П.Платонова «Неизвестный цветок »

Тема урока:

 «А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

Учебная цель урока (прогнозируемый результат)  предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут:
-иметь представление о жизни и творчестве А.П. Платонова
-уметь осмысливать прочитанное;
-знать значение новых слов;
-составлять характеристику героев с использованием «Синквейна»

Личностные:

-способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к героям и  их поступкам

- продолжить формирование ценностно смысловой ориентации:

способность ценить мир природы и человеческих отношений

Регулятивные:

-способствовать самостоятельному формулированию темы и целей урока, - организовать работу учащихся в малых группах

-вырабатывать в сотрудничестве критерии оценки и определение степени успешности своей работы и своей  группы

- развитие адекватного восприятия высказываний и оценок учителя, сверстников на основе принятых критериев

Познавательные:

-развивать умения: анализировать прочитанный текст, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения

-расширять и активизировать словарный запас учащихся

Коммуникативные:

-побуждать высказывать и обосновывать свою точку зрения

- учить слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», кроссворд.

Раздаточный материал : перышко, кроссворд, разноцветные лепестки(для рефлексии) рисунки учащихся, портрет писателя, иллюстрация сказки.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Работа со статьей учебника.

4. Подготовка к восприятию сказки.

Платоновым написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется «Неизвестный цветок». У неё есть подзаголовок «Сказка-быль». Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у неё такой подзаголовок.

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.

5. Чтение сказки учителем.

6. Беседа по содержанию сказки-были.

- О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)

Что рассказано об этих героях? (Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)

 Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? (Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)

7.Работа в парах. Приём «Верные и неверные утверждения».

 Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы…?».

Я буду зачитывать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите в таблице «+», если верите, и «-», если не верите.

Итак, вопросы:

1.        Верите ли вы, что произведение относится к жанру сказки-были ?

2.        Верите ли вы, что цветок по ночам ждал гостей ?

3.        Верите ли вы, что цветок питался пылинками с черной тучной земли и капельками росы?

4.        Верите ли вы, что когда цветку было печально, он придумывал сказки?

5.        Верите ли вы, что мимо пустыря шел мальчик Саша ?

6.        Верите ли вы, что приютилось семечко, упавшее из ветра в ямке меж камней и глиной ?

7.        Верите ли вы, что девочка Даша жила с подругами в пионерском лагере ?

8.        Верите ли вы, что цветок привлекал к себе красивой формой ?

9.        Верите ли вы, что настоящая фамилия автора Климентов ?

8.Итоги урока

-Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать сказку – быль «Неизвестный цветок» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…».

Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного,

для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.

9. Домашнее задание:

Письменно ответить на вопрос: 

«Что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?