Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу О.Генри «Дары волхвов» (Маленькие люди в большом мире)
Оценка 4.9

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу О.Генри «Дары волхвов» (Маленькие люди в большом мире)

Оценка 4.9
doc
14.06.2020
Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу О.Генри «Дары волхвов» (Маленькие люди в большом мире)
Konspekt_uroka_literatury_v_7_klasse_po_rasskaz.doc

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу О.Генри «Дары волхвов» (Маленькие люди в большом мире)

 

 

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Знакомство учащихся с творчеством О.Генри, американского писателя-юмориста.
  2. Обучение приёмам работы с текстом на основе анализа произведения, обращая внимание на изобразительно-выразительную силу деталей.
  3. Развитие умения рассуждать, строить развёрнутые ответы на вопросы, отбирать материал на определённую тему, выразительно читать текст.
  4. Развитие положительной мотивации к обучению, интереса к зарубежной литературе
  5. Формирование чувства гуманизма у учащихся.

 

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:

·         Учебник « В мире литературы» 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/А.Г.Кутузов, А.К.Киселев и др.

·         Портрет О.Генри

·         Толковый словарь В.И.Даля

·         Словарик на доске: волхвы, Уильям Сидней Портер, царица Савская, царь Соломон.

 

ПЛАН УРОКА:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Чтение рассказа, определение темы произведения
  3. Работа с текстом (анализ текста, характеристика героев рассказа, поиск изобразительно-выразительных средств)
  4. Подведение итогов урока.

 

1. Вступительное слово учителя.

 Имя О.Генри (Уильяма Сиднея Портера) известно не одному поколению читателей. Мы знаем о нем одновременно много и мало, потому что О.Генри, известнейший американский писатель-юморист, избегал популярности. Его жизнь была богата приключениями, но многие факты его биографии покрыты тайной. Герои его рассказов – обыкновенные люди, жители многочисленных американских городков, ковбои, фермеры.

 В своем первом сборнике О.Генри писал: « Нью-Йорк населяют четыре миллиона таинственных чужестранцев. Они попали сюда разными путями и по разным причинам. В провинциальных городках и на фермах, откуда они приехали, жизнь была скучной и однообразной, томительной по сравнению с соблазнами, которыми приготовил им большой город. А пока они ютятся в крошечных квартирках. Маленькие люди в большом городе, они тешат себя надеждой, что преуспеют в своих начинаниях, будут счастливы и благополучны».

 

'Попробуйте определить, какая тема преобладает в творчестве О.Генри (тема маленького человека в большом городе). Назовите известных вам писателей, которые обращались к теме «маленького человека» в русской литературе (А.С.Пушкин, А.П.Чехов, Н.В.Гоголь)

 

2. Чтение рассказа с пометами. Во время чтения дети делают на полях пометы (незнакомые слова, выражения)

  • Понравился ли вам рассказ? Что именно вам понравилось?
  • Почему герои рассказа поступили именно так? (перед Рождеством принято дарить подарки)
  • Почему рассказ назван «Дары волхвов»? (Именно волхвы принесли новорожденному Иисусу все самое дорогое, что у них было)
  • Дайте характеристику героям рассказа (составление синквейна)

 

Джим

1.      Скромный, великодушный

2.      Никогда не опаздывает, любит Деллу, жертвует самым дорогим

3.      Продает свои фамильные золотые часы, чтобы сделать подарок любимой

4.      Рыцарь

 

Делла

1.         Бережливая, влюбленная

2.         Переживает, продает волосы, покупает цепочку

3.         Ради подарка, достойного Джима, остригла свои роскошные волосы.

4.         Царица Савская

 

3. С помощью каких деталей мы узнаем о жизни Джима и Деллы, их материальном достатке? Найдите в тексте описание этих деталей.

 

Старенькая кушетка, вопиющая нищета, молчащая бедность, электрический звонок не работает, серая кошка, серый двор, старенький коричневый жакет, старенькая коричневая шляпка, ветхий красный ковер, дрянной кожаный ремешок.

 

  • Найдите и прочитайте описание подарка Деллы. Почему именно на цепочке остановилась Делла?

      (Это была платиновая цепочка для карманных часов простого и строгого рисунка,  пленявшая истинными своими качествами, а не показным блеском. Скромность и достоинство - эти качества отличали обоих.)

  • Найдите и прочитайте описание подарка Джима.

      (Чудесные гребни, настоящие черепаховые, с вделанными в края блестящими       камешками, и как раз под цвет ее каштановых волос)

  • Как вы думаете, почему сокровища, которыми обладали герои, по мысли автора, превосходят сокровища царицы Савской и царя Соломона?
  • Прочитайте выразительно последний абзац рассказа

 

А я рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими.

 

Ответьте на вопрос:

 

Почему писатель называет молодых людей глупыми и одновременно мудрейшими, мудрее всех мудрецов наших дней? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

 

4. Слово учителя:

 

Как можно определить жанр произведения, действие которого происходит под Рождество? (Святочный рассказ)

  • Действие рассказа происходит накануне Рождественских праздников. Произведения каких писателей на эту тему вы знаете? (Н.В.Гоголь « Ночь перед рождеством», Г.-Х.Андерсен «Девочка со спичками», А.П.Чехов «Чудесный доктор»)
  • Как вы думаете, почему жанр святочного рассказа заинтересовал этих авторов? (Накануне Рождества часто происходят волшебные, фантастические события. Девушки гадают на суженого, пытаются узнать свою судьбу.)
  • Прочитайте определение святочного рассказа, данное Н.Лесковым:

 

«От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера (канун Рождества), чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль… и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело».

 

  • Как вы считаете, соответствует ли такому определению жанр рассказа «Дары волхвов» ?
  • Попробуйте найти в рассказе все условия, соответствующие или опровергающие мнение Н.Лескова

 

приурочен к событиям святочного вечера

был сколько-нибудь фантастичен

Присутствие морали

Оканчивается весело

Действие происходит накануне Рождества

Какое-то мистическое совпадение желаний Деллы и Джима пожертвовать самым дорогим для любимого человека

Ради настоящей любви нужно жертвовать

Смех сквозь слезы

 

 

  • Попробуйте определить позицию автора. Найдите слова, в которых она заключается. Почему автор уверен, что математик и мудрец дадут неправильный ответ на вопрос «Что больше – восемь долларов в неделю или миллион в год?»

 

5. Подведение итогов урока.

Изменилось ли ваше понимание смысла названия рассказа? Почему? Выставление оценок за работу на уроке.

 

6. Домашнее задание:

подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитав рассказы О.Генри «Из любви к искусству», «Кому что нужно», «Последний лист», «Русские соболя», «Роза и крест» и др.


Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу

Почему герои рассказа поступили именно так? (перед

Почему герои рассказа поступили именно так? (перед

Действие рассказа происходит накануне

Действие рассказа происходит накануне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2020