МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
( Конспект урока по литературе в 8 классе )
Составила:
Мишаткина
Вера Петровна,
учитель
русского языка и литературы,
первая
квалификационная категория
д. Горицы
2022 – 2023 учебный год
Тема урока: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
Цели урока: формировать читательскую компетенцию обучающихся, осмыслить подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой Отечественной войны, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.
Задачи: познавательные: познакомиться со сведениями о жизни и творчестве поэтов- фронтовиков, историями создания текстов песен, содержанием стихов поэтов- фронтовиков;
образовательная: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения стихотворений, работы над проектом; использовать умения применять ИКТ при решении учебных задач;
развивающая:
развивать умение выражать и аргументировать свое мнение; объективно
оценивать свою работу и одноклассников на уроке.
воспитательная: воспитывать уважительное
отношение к историческому прошлому своей
страны, путем анализа произведений воспитывать нравственные понятия:
героизм, подвиг, сострадание, мужество и доблесть, помочь почувствовать пафос
поэзии военных лет.
Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение стихов, анализ стихотворений, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей, использование ИКТ, проекты.
Тип урока: литературно-музыкальная композиция
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентации, аудиозаписи песен
Ход урока
Слайд 1-2
Кто
сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне
В.Лебедев-Кумач
1. Слово учителя.
- Семьдесят восемь лет
отделяют нас от тех страшных событий. Война… Страшное, жестокое
время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа,
сражающегося против беспощадного врага. До стихов и песен ли в такое время?
Какую роль играли стихи и песни во время Великой Отечественной войны,
проанализируем их и попытаемся ответить на этот вопрос. Несмотря на то что,
казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в
тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром. А песня всегда сопровождала солдата и
в походе, и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов, поддерживала
в тяжёлые моменты. Песни далёких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.
Слайд 3
Уже на третий день
войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, «Священная
война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
2. Звучит аудиозапись песни «Священная война» (музыка А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача)
Сообщение ученицы об истории создания песни
Ученица 1. -Песня «Священная война», ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу же после её начала поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом, и, тогда ещё в виде стихов, была продекламирована по радио 24 июня 1941 года . Песня, которая помогла советскому народу выстоять и одержать победу. Первая ее строка «Вставай, страна огромная!» — призыв к соотечественникам подняться на спасение Отечества. В тот же день текст будущей песни был опубликован в газетах «Известия» и «Красная звезда». Сразу же после публикации стихотворения руководитель Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР Александр Александров написал музыку к стихотворению Лебедева-Кумача, и утром 26 июня на репетиции ансамбля состоялось первое прослушивание песни. А уже вечером того же дня она зазвучала на перроне Белорусского вокзала, откуда на фронт уходили эшелоны с добровольцами. Мелодия и слова «Священной войны» оказали такое сильное впечатление на идущих в смертный бой с захватчиками солдат, что оркестр исполнил её пять раз подряд. До сих пор в дни празднования Победы звучит эта песня.
Учитель:
-Какое слово в
этой песне является ключевым? Почему война названа «священной»? (-Это война за
правое дело, за свою родину, не наступательная, а оборонительная. За свободу родины,
против захватчиков оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления
всего народа, она «священная»-потому что защита Отечества, своей семьи-святой
долг каждого.)
-Песня пробуждала дух патриотизма, звучала как призыв, поднимала народ на борьбу,
на защиту родины.
Слайд 4
3. Звучит запись
песни Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!»
(выступающие ученицы поют под запись)
До свидания, мальчики!
Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы, и всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах война что ж ты подлая сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Сообщение ученицы об авторе песни Б.Окуджаве.
Ученица 2. -Булат Окуджава -известный советский поэт, переводчик, прозаик, драматург, композитор и исполнитель собственных песен. Известный не только в музыкальном мире, но и в сообществе писателей. В 1942 году, учась в 9 классе, отправился на фронт добровольцем. Служил миномётчиком, был ранен. В 1945 году демобилизовался. После демобилизации получил аттестат о среднем образовании и поступил в Тбилисский университет на филологический факультет. По окончании несколько лет работал учителем русского языка и литературы. Творческое наследие Окуджавы огромно. Его песни быстро завоевали популярность. Становление авторской песни связано с именем Окуджавы. Его перу принадлежат такие произведения как «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом» и др. А также на стихи Окуджавы звучат песни более чем в 80 фильмах.
Учитель:
- Какие ещё песни Окуджавы вы знаете, ребята? Может быть вам знаком кинофильм «Белорусский вокзал»? В этом фильме звучит песня Окуджавы «Нам нужна одна победа», завоевавшая популярность. ( звучит отрывок песни из к/ф «Белорусский вокзал»)
Слайд 5
4. Выступление ученика 1: (читает наизусть стихотворение «Жди меня»)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Сообщение ученика о поэте.
Ученик 1.:
-Константин Симонов – прозаик, поэт, драматург и киносценарист. Общественный деятель, журналист, военный корреспондент. Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и шести Сталинских премий. Участник боёв на Халхин-Голе и Великой Отечественной войны. Полковник Советской Армии. Заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР. В первые же дни ушёл на фронт военным корреспондентом. Прошёл всю войну и встретил Победу в Берлине. Стихотворение «Жди меня» Симонов посвятил своей любимой -артистке Валентине Серовой. Творчество Симонова практически всё было связано с пережитой войной. Его перу принадлежат многочисленные стихи, очерки, рассказы, романы. «Товарищи по оружию», «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».
5.Учитель:
-Стихотворение «Жди меня» в годы Великой Отечественной войны завоевало большую популярность, для солдат стало настоящей молитвой, помогавшей бороться с врагами. Стихотворение о любви, хотя это слово ни разу не употребляется здесь. Произведение посвящено любви женщины – такой сильной, что она становится сильнее смерти и помогает выдержать все испытания. Её терпеливое ожидание бережёт бойца в бою, это апофеоз светлого и прекрасного чувства. Ключевое слово «жди», которое постоянно повторяется в строфе. Это повторение и придаёт произведению сходство с молитвой. В 1942 году было напечатано в газете «Правда». В конце декабря 1941 года редактор "Правды" Петр Поспелов спрашивает Константина Симонова нет ли стихов, но Симонов отвечает, что они не для газеты, тем более «Правды». Но Поспелов настаивает, и Симонов отдает ему "Жди меня". «У стихотворения "Жди меня” нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах»,- пишет Константин Михайлович читателю в 1969. «Вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви», - говорил поэт. Миллионы солдат выживали, а их близкие не теряли надежды благодаря этому стихотворению, пожалуй, самому известному и ставшему народным.
Слайд 6
6. Сообщение ученицы 3 об А. Твардовском
Ученица3:
-Александр Твардовский – известный советский писатель, поэт. Прошел всю войну спецкором. Был главным редактором журнала «Новый мир». За годы Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы, Твардовский создал ряд произведений, принесших ему подлинную славу и поистине народную любовь. Прежде всего, это относится к его поэме "Василий Теркин". Первые главы поэмы были напечатаны в сентябре 1942 г. в газете "Красноармейская правда", в том же году поэма вышла отдельной книгой и пользовалась небывалой популярностью. «Василий Теркин» повествует о простых и важных военных моментах: вера в торжество справедливости и победы, героизм простых солдат, сила русского духа. Обычный солдат Василий настолько полюбился читателям, что почти стал настоящим человеком. Люди верили, что где-то действительно живёт такой парень и воюет с ними бок о бок. Тёркин стал не только воином, но и другом для читателя, его боевым товарищем. Весёлый нрав, оптимизм, подвиги — всё это стало настоящей моральной опорой для бойцов.
(отрывок из поэмы Твардовского читает ученик)
Слайд 7
Ученик 2. Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
И чтоб знали, чем силен,
Скажем откровенно:
Красотою наделен
Не был он отменной.
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой — героем.
На Карельском воевал —
За рекой Сестрою.
И не знаем почему, -
Спрашивать не стали, -
Почему тогда ему
Не дали медали.
С этой темы повернем,
Скажем для порядка:
Может, в списке наградном
Вышла опечатка.
Не гляди, что на груди,
А гляди, что впереди!
В строй с июня, в бой с июля,
Снова Теркин на войне.
— Видно, бомба или пуля
Не нашлась еще по мне.
Был в бою задет осколком,
Зажило — и столько толку.
Трижды был я окружен,
Трижды — вот он! — вышел вон.
И хоть было беспокойно —
Оставался невредим
Под огнем косым, трехслойным,
Под навесным и прямым.
И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен…
Но, однако,
Жив вояка,
К кухне — с места, с места — в бой.
Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой.
Как ни трудно, как ни худо —
Не сдавай, вперед гляди,
Это присказка покуда,
Сказка будет впереди.
Учитель:
-Поэма поистине народная. В годы войны «Василий Тёркин» действительно воевал со всем народом. Василий Тёркин был близок солдатам, потому что в нём они видели свои черты, черты своих товарищей, в его образе есть что-то родное, приятное и душевное, что напоминает о доме. Тёркин мог вдохновлять, поддерживать, веселить. Василий – отдельная личность, но в то же время это собирательный образ.
-Какими чертами обладал этот герой?
-Беззаветным мужеством, отвагой, чувством долга. Всегда поддерживает боевой дух товарищей своими остроумными шутками.
-Можно сказать, неунывающий, бравый, находчивый солдат. Именно этими качествами этот образ и привлекал бойцов.
Слайд 8-9
7. История создания песни «Враги сожгли родную хату»
Сообщение ученицы 2.
Читает стихотворение «Враги сожгли родную хату»
Учитель:
-Какие чувства испытывает солдат? О чём повествует автор?
- О том как солдат вернулся домой, но ни дома, ни родных не нашёл. Всех потерял.
-Главная тема стихотворения -горькая доля солдата-победителя, у которого война отнимает всё. Огромное потрясение, боль от утраты самых дорогих людей.
Ученица 2.:
-Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село. Прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой жены на кладбище у околицы. Стихотворение «Враги сожгли родную хату» Исаковский написал в 1945году.В 1946году было опубликовано в журнале «Знамя». Композитор Матвей Блантер положил стихотворение на музыку и прозвучала она на радио в исполнении известного певца Владимира Нечаева, но песню запретили. Долгих пятнадцать лет она была под запретом. Официальная критика подвергала произведение несправедливым нападкам, обвиняя его автора в том, что он распространяет пессимистические настроения. В 1960 году, нарушив запрет, её исполнил сам Марк Бернес, и песня “пошла в народ”, стала очень популярной. –
Звучит песня в исполнении Марка Бернеса (стихи М.Исаковского, муз.М.Блантера)
Слайд 10-11
8. История создания песни «Катюша»( стихи М.Исаковского, муз.М.Блантера). Сообщение ученика 3 об истории создания песни» Катюша»-
-Песня «Катюша» в военные года стала едва ли не гимном русских солдат. Известную песню «Катюша» Михаил Исаковский написал еще до начала Великой Отечественной войны, в 1938 году. Но после написания первых 2 четверостиший, работа встала на месте. Продолжить историю девушки, которая ждет любимого с фронта, не получалось, композиция осталась пылиться где-то на полке. Однако, вскоре Исаковский познакомился с композитором Матвеем Блантером, также известным по песням военной тематики. Разговорившись однажды, поэт признался товарищу, что у него некоторое время лежат 8 строчек, а дальше работа не идет. Тогда Исаковский придал этому эпизоду мало значения, но все же показал. Композитор, прочитав четверостишья, сразу почувствовал в них необыкновенную певучую интонацию. Вскоре была написана музыка. Блантер вновь увиделся с Исаковским и уведомил поэта, что музыка к его стихам написана и песня получается хорошая, а поэтому дело нужно довести до конца, то есть обязательно дописать слова. Песня была дописана. Первая запись «Катюши» была в 1939 году,а первой исполнительницей стала Валентина Батищева. Затем спела легенда русской песни Лидия Русланова. «Катюша» сразу стала популярной и ушла в народ. Во время Великой Отечественной войны ласковым именем «Катюша» окрестили боевую машину залпового огня ,которая наводила панический ужас на фашистов. Песня Блантера и Исаковского «Катюша» во время Великой Отечественной войны пользовалась такой популярностью, что стала неформальным символом периода тяжёлых испытаний для нашей страны. В 1943 году Михаил Исаковский за ряд своих поэтических произведений, в числе которых была и «Катюша», получил Сталинскую премию. Но и в наше время она остаётся популярной. Кстати, композиция оказалась по душе и иностранцам. Например, в Китае «Катюша» — одна из самых популярных русских песен, ее можно даже услышать в военных частях. А не так давно появившийся в Китае русскоязычный канал носит имя главной героини песни — Катюша.
Слайд 12
Звучит песня «Катюша» ( и все участники исполняют песню)
Учитель:
-В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан, во Франции её пели участники Сопротивления. Нашу «Катюшу». Композитором было написано много песен, но пожалуй ни одна не согревала так солдатские сердца в тяжёлую военную пору, ни одна из них не сделала так много для дружбы и взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»!
9. Заключительное слово учителя.
-Ребята, какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня? Что сближает фронтовые песни с народными? Какую роль играла поэзия в годы войны?
В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей, выражая их чувства, мысли, переживания. Песни военных лет помогали выживать, поднимали боевой дух солдат.
10. Ученики читают отрывок «Реквиема» Р. Рождественского:
Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, —
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет, —
помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, —
о погибших
помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, —
заклинаю, —
помните!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.