Николай Некрасов. Отрывок из поэмы "Железная дорога", "Мужичок с ноготок"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Некрасов показывает крестьянскую жизнь, несмотря на тяжёлую , трудную обстановку жизни, дети сильные, умные, крепкие, готовы на всё!
Иконка файла материала Конспект Мужичок с ноготок (Восстановлен)123.docx

 

 

            

                                      Разработка 

                                        урока  по  литературе  в  6  «в»  классе  на  тему:

                          «Стихотворение  Н.А.Некрасова  «Мужичок  с  ноготок»

                           учительницы  русского  языка  и  литературы

                           школы  №23  города  Бухары

                           Хамраевой  Лолы  Нарзуллаевны

 

 

                                                                                                           

 

 

Дата:  22.11.2017г.

Класс                      6 «В».

Тема:                       Стихотворение Н.А.Некрасова «Мужичок с ноготок».

Цели               А) Обучающая           

                               Познакомить учащихся с биографией Н.А.Некрасова и научить   

                              выразительному  чтению  стихотворения  «Мужичок  с  ноготок», раскрыть

                              основную       идею   стихотворения.           

                       Б)  Воспитательная                 

                           Прививать   любовь  к  поэзии,  учёбе  и   труду.

                        В)  Развивающая

                             Развивать  устную  речь, познавательную  деятельность,

                    наблюдательность,    воображение,   мышление, обогащать  словарный  запас  в  речи.

           К 1, К 2, К 3, К 6.

                    Девиз  урока:

                      «То, что  знаешь  не  скрывай  -  на  вопросы  отвечай!»

                     Эпиграф  урока:

                     « Играйте  же, дети, растите  на  воле,

                       На  то  вам  и  красное  детство  дано».

                                                                                                    Н.А.Некрасов.

  2017 год  -  объявлен  годом  диалога  с  народом  и  интереса  человека.

Название  команд:  «Осень»  и  «Зима».

Метод  урока:       Интерактивный,   (работа в  малых группах)

Тип  урока:              Подача нового материала  (выразительное чтение)

Оборудование: Портрет  Н.А.Некрасова, иллюстрации  по  стихотворению, портрет    президента 

Ш.М.Мирзиёева, слайды, диаграмма  Венна, синквейн, кластер  и.т.д.

 

 

 

                                                                   Ход  урока:

      I.ОРГ.МОМЕНТ.  Приветствие  учителя:

Рады  слышать  мы  звонок

Начинается  урок

Интересно  нам  читать

Думать,  спорить, размышлять.

      А) Слово  учителя: -  Здравствуйте  ребята!      -  Садитесь.  Сегодняшний  урок  необычный.   У нас гости.     --  Порадуйте  наших  гостей.   

 - Какое  сейчас  время  года?

                                                                                     

      - Расскажите  об  изменениях  природы?

      - Кто  знает  стихотворение   об  этой  чудной  поре?  Пожалуйста!

 

 

 

 

 

 

 

         К 6

      Б) - 2017  год  каким  годом  является?

      - Расскажите  об  улучшениях  и  изменениях  нашего  Узбекистана?                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  II.  ОПРОС  ДОМАШНЕГО  ЗАДАНИЯ.

  А)  Жизнь  и  творчество  М.Ю. Лермонтова.  Стихотворение  «Парус».

  Б)  Выразительное  чтение  стихотворения  наизусть.

 

В) Составление  кластера.

 

                                             М.Ю.Лермонтов  родился  в  1814году  в  Москве. 

Овал: М.Ю.Лермонтов

 


             писал  об  одиночестве                                                                                                  Воспитывался  у  бабушки

 

Учился  в  военной  школе

                                                                                                                                                                            Рано  потерял  мать

                                                                                                                                                            Тосковал  по  родителям

                             Часто  болел

                                                           Лечился  на  Кавказе                                     Писал  стихи

                                                                                             Погиб  на  дуэли

 

III.     ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ.    НОВАЯ  ТЕМА:

А) Вступительное  слово  учителя.

Н.А.Некрасов  родился  28  ноября  1821  года  в  местечке  Немирово  на  Украине.  Много  горя  и  страданий  видел  поэт  в  детстве.  В  1832  году  Некрасов  поступил  в  ярославскую  гимназию.                                                Отец  хотел, чтобы  сын  поступил  в  Дворянский  полк  и  получил  военное  образование.  Но  будущего  поэта  военная  карьера  совсем  не  привлекала.  Некрасов  мечтал  учиться  в  университете, а  потом  заняться  литературной  деятельностью.  Он  бросил  учёбу   против  воли  отца,   и  за  это  отец  лишил  его   материальной  помощи.  Но  жизненные  невзгоды  не  сломили  Некрасова, не  поколебали  в  нем  страстного  желания  учиться.  Он  говорил:  «Поэтом  можешь  ты  не  быть, но  гражданином  быть  обязан».

   

         

 

  «Я  лиру  посвятил  народу  своему.

  Быть  может, я  умру, неведомый  ему,

  Но  я  ему  служил  -  и  сердцем  я  спокоен…» 

                                                                                                             Н.А.Некрасов.

 

Для  Некрасова  крестьянские  дети  были  близки.  Он  жил   и  играл   вместе  с  ними. Поэтому  ему  легче  было  показать, как  народные  бедствия  и  страдания  проявляются  в  отдельной, глубоко  индивидуальной  судьбе  героя.  В  стихотворении  «Мужичок  с  ноготок»  правильно  и  ярко  изображает  конкретные  народные  характеры  крестьян. Он  хотел  рассказать, как  тяжело  жилось  крестьянам, в  том  числе  детям   в  то  время.  Ведь  даже  детям  приходилось  работать  наравне  со  взрослыми.  

            

Г) Словарная  работа   и   перевод  на  английский  язык  следующих  слов: Парус, мужик, отец, лошадь …

    

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ  НОВОЙ  ТЕМЫ.

А) Составление  предложения.

1. Наступила  студёная  пора.                                                                                                                                                                         2. Мальчик  возил  хворост.

 

 

Б)  Образцовое   чтение  стихотворения   учителем .

      Выразительное  чтение  данного  стихотворения  учениками  по  ролям.

«Мужичок с ноготок».

  Однажды, в студёную  зимнюю пору,

  Я из лесу вышел; был сильный мороз.

  Гляжу, подымается медленно в гору

  Лошадка, везущая хворосту воз.

  И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

  Лошадку ведёт под уздцы мужичок

  В больших сапогах, в полушубке овчинном,

  В больших рукавицах... а сам с ноготок!

  «Здорово, парнище!» - Ступай себе мимо! -

  «Уж больно ты грозен, как я погляжу!

  Откуда дровишки?» - Из лесу, вестимо;

  Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

  (В лесу раздавался топор дровосека.) -

  «А что, у отца-то большая семья?» -

  Семья-то большая, да два человека

  Всего мужиков-то: отец мой да я...-

  «Так вот оно что! А как звать тебя?»

  - Власом.-

  «А кой тебе годик?» - Шестой миновал...

  Ну, мёртвая! - крикнул малюточка басом,

  Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

В)  Демонстрация  видео  на  экране.  Два  мальчика  читают  стихотворения.

Г)  Показ   видео  связь  с  реальной  жизнью.

 

 

Д)  Инсценировка  по  данному  стихотворению   учениками.       К 3

Е)  Вопросно  -  ответная  беседа.

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж)  ДИАГРАММА  ВЕННА.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З)  СОСТАВЛЕНИЕ  КЛАСТЕРА  НА  ТЕМУ:  «Мужичок  с  ноготок».    К 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И)  СОСТАВЛЕНИЕ    СИНКВЕЙНА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ.

А)  Вывод  по  уроку.                                                                                                                                                                                              Б)  Лесенка  знаний.

VI.  ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ.        Напишите  в  тетрадях:

        Урок  окончен.  До  свидания!                                                                                                                                                         


 

Посмотрите также