Конспект урока. Математика 4 класс. Тема урока "Среднее арифметическое"

  • doc
  • 21.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Математика 4 класс Среднее арифметическое (конспект урока).doc

Математика 4 класс

Тема урока " Среднее арифметическое"

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся  понятия «среднее арифметическое» и правилом его нахождения

Планируемые результаты:

- развивать умения использовать различные источники информации, необходимые для решения учебной задачи, извлекать из них информацию, преобразовывать и представлять в виде схем и моделей

- развивать умения,  работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; совместно формулировать цель урока и учебную проблему

- развивать умение высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы, быть готовым изменить свою точку зрения

- формировать положительную мотивацию к обучению;

Ход урока:

Этап 1 Мотивационный

Цель этапа: Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг.момент. Запись даты и вида работы

 

- Прочитайте высказывание Л.Н. Толстого, записанное на доске. "Арифметика ... есть основание всей математики" (Л.Н. Толстой)

- Как вы понимаете эту фразу?

Вспомните, что изучает "Арифметика" (наука, которая изучает простейшие свойства чисел и правила вычислений; от греч. "аритмос" - "число").

Запись даты и вида работы в тетрадях

Чтение высказывания.

 

 

 

Толкование фразы (Умение считать, знание арифметических действий поможет решить любую задачу)

Высказывания детей о разделе математики "арифметика"

Результат  этапа: Дети включаются в работу, определяют значимость арифметики  в жизни человека.

 

Этап 2. Актуализация знаний

Цель этапа: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- С некоторыми свойствами чисел и рациональными приемами вычислений мы уже познакомились на уроках математики и научились их применять.

- Назовите рациональные приемы вычислений.

 

 

Задание № 1 Найти значение выражений удобным способом  (работа в парах)

136+498+264=

296+97+188=

- Какие свойства сложения вы использовали при выполнении задания?

 

 

- Как называются выражения, данные в задании?

- Какие еще действия можно выполнить с числами? Как называются выражения?

 

 

 

 

 

Называют приемы рациональных вычислений - группировка слагаемых и округление.

Выполняют задание № 1 в тетради (взаимопроверка в парах)

 

 

Свойства: переместительное  и сочетательное

 

 

 

Сумма чисел

 

Вычитание - разность; умножение - произведение; деление - частное

Результат этапа: ученики повторили материал, необходимый для изучения новой темы (арифметические действия, их компоненты, рациональные приемы вычислений).

 

Этап 3. Этап фиксации затруднения

Цель этапа: Обеспечение мотивации учения детьми, формулирование темы и цели урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- То, что мы вспомнили в начале урока, поможет нам открыть новые знания.

- Следующее задание нужно выполнить в группах.

- Найти среднее арифметическое чисел 86, 423, 177, 214 (числа записаны на доске)

На работу дается 2 минуты.

- Кто справился с заданием? Как выполняли?

- Кто не смог выполнить задание? Почему?

 

 

- Сформулируйте тему урока

- Что мы должны узнать?

( на доске)Тема урока: Среднее арифметическое

- что?

- как?

- где?

- Что может быть "средним" в жизни? С какими средними величинами вы встречались?

 

 

 

- А что же такое "среднее арифметическое"? Ваши предположения, если обратиться к значению слов.

- Ваши предположения нужно проверить

 

 

 

- Читают задание. Предлагают варианты решения (верные или неверные)

 

 

- Возникло затруднение, новое незнакомое понятие

 

 

 

 

- "Среднее арифметическое"

-Что это?

- Как найти?

- Где  используем в жизни?

 

 

 

(предполагаемые ответы детей): средний вес, средняя температура на улице за неделю, средняя отметка в школе, средняя скорость автомобиля и т.д.)

Предположения детей (какое-то среднее число)

Результат этапа: ученики формулируют тему урока, ставят вопросы, на которые нужно получить ответ

Этап 4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель этапа: Построение проекта выхода из затруднения (планирование деятельности).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Где можно найти информацию по любому вопросу?

 

 

 

 

- Работая в группах, найдите ответ на 2 первых вопроса (опорные карточки по группам)

Задание группа 1

1.     Прочитайте текст учебника (стр. 51

2.     Найдите определение понятия «среднее арифметическое». Попробуйте объяснить это понятие своими словами.

3.     Составьте алгоритм нахождения среднего арифметического

4.     Выберите, кто из группы будет представлять результат работы

Задание группа 2

1.     В поисковой строке введите понятие «среднее арифметическое». (Обратитесь к сайту «Словари-онлайн»  https://rus-econ-dict.slovaronline.com)

2.     Найдите определение понятия «среднее арифметическое». Попробуйте объяснить это понятие своими словами.

3.     Составьте алгоритм нахождения среднего арифметического

4.     Выберите, кто из группы будет представлять результат работы

Задание группа 3

1.     Обратитесь за помощью к взрослым, которые присутствуют на уроке

2.     Узнайте определение понятия «среднее арифметическое». Попробуйте объяснить это понятие своими словами.

3.     Составьте алгоритм нахождения среднего арифметического

4.     Выберите, кто из группы будет представлять результат работы

Задание группа 4

1.     Обратитесь к справочным материалам по математике (стр.    )

2.     Найдите определение понятия «среднее арифметическое». Попробуйте объяснить это понятие своими словами.

3.     Составьте алгоритм нахождения среднего арифметического

4.     Выберите, кто из группы будет представлять результат работы

 

- Заслушивание ответов групп, подведение итогов работы на данном этапе, фиксация ответов на 2 первых вопроса (среднее число; значение суммы данных величин разделить на количество слагаемых)

- Выполните задание на карточке. Чему равно среднее арифметическое данных чисел?

 

Предлагают варианты ответов (Учебник; взрослый, владеющий информацией; интернет; справочник)

 

Поиск информации в разных источниках, осмысление, обсуждение варианта представления результата работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание по алгоритму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание по алгоритму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание по алгоритму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление результата работы

 

 

 

 

 

Результат этапа: формулируют понятие "среднее арифметическое" и выстраивают  алгоритм его нахождения

 

Этап 5. Закрепление и включение в систему знаний

Цель этапа: Реализация построенного проекта, первичное закрепление нового способа действий с проговариванием и включение новых знаний в практическую деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Выполним задание на карточке (с комментированием) задание из рабочей тетради (РТ, стр. 42, № 1)

 

- В начале урока вы вспомнили, что в жизни достаточно часто приходится встречаться с понятием "среднее число".

- Предлагаю вам решить несколько задач, где нужно применить полученные сегодня знания

1. В старшей группе детского сада 25 детей, в средней группе 23, а в младшей группы 21 ребёнок. Сколько детей в среднем в этих группах детского сада?

1.

2. В одной коробке 48 конфет, во второй 44 кон­феты, в третьей 80 конфет, а в четвертой 56 конфет. Узнай среднее количество конфет в одной коробке?

2.

3.Токарь изготовил в первый день 25 деталей, во второй 32 детали и в третий день 27 деталей. Сколько деталей в среднем изготавливал токарь за один день?

3.

4. Витя прочитал в первый день 28 страниц во второй 60 страниц, а в третий 32 страниц. Сколько в среднем страниц за день читал Витя?

4.

 

Задачу № 1 решаем коллективно с записью решения (как образец)

 

- Решите задачи № 2-4

 

 

 

- Возьмите зеленую ручку и проверьте выполнение работы. Если все верно,  поставьте "+". Если допущены ошибки, знак "?"

Эталон:

№ 2 (48+44+80+56):4=57

№ 3 (25+32+27):3=28

№4 (28+60+32):3=40

 

 

 

- В задачах мы встретились с необходимостью найти среднее число в разных областях жизнедеятельности человека

- Всегда ли среднее число в жизни имеет смысл? в каких случаях нельзя найти "среднее"?

 

 

 

- Задача может быть представлена в разных формах. В виде чего представлена следующая задача? (диаграмма на доске)

- Что вы узнали из диаграммы?

- Какие вопросы вы можете задать?

 

 

 

 

 

 

 

 

Задайте вопрос, связанный с сегодняшней темой урока

 

 

- Как решить последнюю задачу?

 

- Вернемся от решения задач к числам и числовым выражениям.

- Самостоятельно запишите выражение и найдите его значение (Найти среднее арифметическое чисел 1627, 1854, 1877)

 

- Выполняют задания на индивидуальных карточках, взаимопроверка в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задачи №1 с комментированием

Решение задач 2 - 4 самостоятельно с записью решения на карточке.

Самопроверка по эталону с самооценкой (символической)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

размер обуви, средняя температура у больных в больнице

 

Диаграмма

 

 

Читают диаграмму.

 

 

 

 

 

 

Называют данные

 

Задают вопросы

- На сколько больше выучили слов в ноябре, чем в сентябре?

- Сколько всего слов выучили за эти месяцы?

- Сколько в среднем за месяц слов выучили ученики?

Объясняют план решения задачи

 

 

Запись выражения и его решение. Взаимопроверка в парах

 

 

Результат этапа: ученики закрепляют новый способ действий, включают  новые знания в практическую деятельность

 

Этап 6. Рефлексия

Цель этапа: Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Чтобы подвести итог урока, вернемся к нашей цели и тем вопросам, которые мы для себя определили. 

- На какой из этих вопросов вы можете сейчас дать ответ?

 

 

 

 

 

- У кого остались вопросы по сегодняшней теме? Какие?

- На следующем уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы.

 

 

 

 

 

- Узнали что такое "среднее арифметическое"

- узнали алгоритм нахождения среднего арифметического

- научились применять при решении задач и выражений

Результат этапа: обучающиеся оценивают свою учебную  деятельность, дают самооценку результатов.

 

Домашнее задание: с помощью родителей узнать средний рост всех членов вашей семьи (в см) и средний вес (в кг)


Посмотрите также