КГУ «Индустриально-технологический колледж»
Поурочный план № 103-104
(для организаций технического и профессионального, послесреднего образования)
Первообразная.
(тема занятия)
Наименование
дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 8.02.2021 года
1. Общие сведения
1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20
1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный
1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.
2. Цели, задачи:
Цели:
· повторить понятие производной функции, ее физический смысл, основные формулы дифференцирования; ввести понятие первообразной функции, научить учащихся определять является ли функция F(x) первообразной для функции f(x).
· Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
· Побуждать учащихся само- и взаимоконтролю, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
Задачи:
а)Обучающая - на основе имеющихся у учащихся знаний по теме: «Производная» подвести учащихся к понятию первообразной, определить вместе с ними это понятие;
б) развивающая - формирование приемов обобщения, алгоритмизации;
в) воспитывающая - воспитывать умение участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнении, показ практической применимости математических знаний.
2.2 Результаты обучения:
1) Находить первообразную функции.
2.3 Критерии оценки:
1) Раскрывает содержание понятия первообразной функции.
3. Оснащение занятия
3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.
Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова, Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть. Алматы: Мектеп, 2019г.
3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
4. Ход занятия
Заплани- рованные этапы урока, время |
Деятельность, запланированная на уроке
|
Ресурсы
|
Начало урока |
Орг. момент. |
|
|
Проверка домашнего задания. Повторим: Основные понятия: производная, таблица производных, физический смысл производной. 1. Вычислить производные следующих функций: (1)/ = ((2х-3)6)/= (х)/ = ((х5+20))/= (30х)/= (Соs 3х)/= (х3)/= ( 5х10)/= 2. Назвать физический смысл производной. |
Презентация |
Середина урока |
https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/
Изучение нового материала Задача: При обработке на станке деталь нагреть до 1200. Измерения полагается производить при 200. Скорость охлаждения детали пропорциональна разности температур детали и воздуха в цехе. Сколько же нужно ждать? Здесь T(t) – температура детали, T/(t) = k(T-180)/- скорость её охлаждения. Вопрос: зная производную некоторой функции, мы должны найти саму функцию. Как это сделать? Заполнить пропуски в примерах: (…)/ = 2х (…)/ = 0 (…)/ = 4х3 (…)/ = 25 Как можно иначе сформулировать это задание (найти саму функцию, зная её производную; восстановить функцию по производной)? Восстанавливаемая функция называется первообразной. Дайте определение первообразной функции. Если мы обозначим саму функцию через f(x), а её первообразную через F(x) , то куда поставить штрих в равенстве F=f? Или: как проверить, что некоторая функция F(x) является первообразной для f(x)? Производная – «производит» новую функцию, первообразная - первичный образ. Определение: Функция F(x) называется первообразной для функции f(x) , если F/(x) = f(x) на заданном промежутке. Пример 1: F(x) = x3/3 есть первообразная для функции f(x)=x2 на интервале (-¥; ¥), так как F¢(x) = (x3/3)¢ = 1/3(x3)¢ = 1/3*3x2 = x2 = f(x) для всех x Î (-¥; ¥). Основное свойство первообразной: Любая первообразная для функции f на промежутке I может быть записана в виде F(x) + C, Где F(x) – одна из первообразных для функции f(x) на промежутке I, а С – произвольная постоянная. Признак постоянства функции: Если F¢(x) = 0 на некотором промежутке I, то функция F – постоянная на этом промежутке. Свойства:
F (x) = F(x) + C. График двух любых первообразных для функции получается путем параллельного переноса вдоль оси OY. Таблица первообразных: Пример 2: f(x) = -x3, найти F(x) F¢(x) = -x4/4, так как (-x4/4)¢ = -x3 Общий вид первообразной: F(x) = -x4/4 + C Пример 3: f(x) = 1/x2, найти F0(x) на (0; ¥), F(1) = 1 F(x) = -1/x + C -1/1 + C = 1 -1 + C = 1 C = 2 F0(x) = -1/x + 2
Три правила нахождения первообразных Правило 1 Если F есть первообразная для f, а G – первообразная для g, то F + G есть первообразная для f + g: (F + G)¢ = F ¢ + G ¢ = f + g Пример 4: f(x) = x3 + 1/x2, найти F(x) (x3)¢ = x4/4 (1/x2)¢ = -1/x, => F(x) = x4/4 - 1/x + C Правило 2 Если F есть первообразная для f, а k - постоянная, то функция kF – первообразная для kf: (kF)¢ = kF¢ = kf Пример 5: f(x) = 5cosx, найти F(x) (cosx)¢ = sinx, => F(x) = 5sinx + C Правило 3 Если F(x) есть первообразная для f(x), а k и b – постоянные, причем k ¹ 0, то 1/k*F(kx + b) есть первообразная для f(kx + b): (1/k*F(kx + b) )¢ = 1/k*F¢(kx + b) * k = f(kx + b) Пример 6: f(x) = 1/(7 - 3x)5, найти F(x) (1/x5)¢ = -1/4x4 F(x) = -1/3 * (-1)/4(7 - 3x)4 = 1/12(7 - 3x)4 F(x) = 1/12(7 - 3x)4 + C
|
Ссылка 1, 2 Презентация к уроку. |
|
Закрепление. Решение задач: 1) С целью закрепления определения первообразной выполнить следующие задания: а) Проверить, что функция F(x) есть первообразная для f(x): 1) F(x) = x3-2x+1 f(x)=3x2-2 2) F(x)= x4-7 f(x)=4x3 3) F(x)=10 f(x)=0
4) F(x)= 5) F(x) =10x10 f(x)=200x19 б) Найти первообразную для функции f(x): 1) f(x)= x3 2) f(x) = x2 3) f(x) = x 2). После решения второго задания появляется необходимость как-то упорядочить процесс нахождения первообразной; с этой целью сформулируем алгоритм нахождения первообразной: 1. Подобрать функцию F(x) 2. Найти её первообразную F/(x) 3. Сравнить полученную производную F/(x) с данной функцией f(x) 4. Если они совпадают, то задача решена, если нет, то вернуться к пункту 1).
Задание: Первообразные для следующих функций находим, пользуясь данным алгоритмом. 1) f(x) = 1 2) f(x) = x3 3) f(x) = 0,25 4) f(x) = 5x 5) f(x) = 6/x 6) f(x) = 7x8 7) f(x) = 14x10 8) f(x) = 20x3
|
Презентация
|
Конец урока |
Рефлексия |
Слайд |
|
Домашнее задание: Найти первообразные:
5. f(х)=-1/sin2x
|
Карточка-задание |
5.Рефлексия по занятию
Рефлексия «+, -, интересно».
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
6. Домашнее задание
Оценочный лист:
№ |
Выполненное задание: |
Баллы |
1. |
Составить конспект. |
20 |
2. |
Найти первообразные |
80 |
Найти первообразные:
5. f(х)=-1/sin2x
Подпись преподавателя________________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.