Математика. 4 класс. УМК «Школа России»
Целевой компонент урока
Тема: Письменное деление на двузначное число.
Цель: создать благоприятные условия для продолжения знакомства с письменными приёмами деления на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, отрабатывать умение решать задачи изученного вида.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию у обучающихся практических навыков деления многозначного на двузначное число.
Развивающие: продолжить работу по развитию умений анализировать; сравнивать учебный материал; совершенствовать вычислительные навыки; развивать эмоциональную и образную память; развивать логическое мышление, воображение, внимание; расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся познавательной активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.
Планируемые результаты:
Личностные:развитие интереса к предмету, формирование мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: ответственности, аккуратности, усидчивости.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей; осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению; умение анализировать и исправлять ошибки; осуществление контроля по результату.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения сотрудничать с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия; формировать собственное мнение; использование реи для регуляции своего действия; умение аргументировать свою позицию, свой ответ; владение монологической и диалогической формами речи.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Предметные: систематизировать, обобщить и закрепить знания о делении, закрепить алгоритм письменного деления многозначного на двузначное число; применять алгоритм деления многозначного числа в столбик; владеть навыками деления многозначного числа на двухзначное число, тренировать навыки письменных вычислений, решение текстовых задач, примеров на порядок действий.
Основные образовательные
ресурсы: учебник «Математика» М.И. Моро
4 класс 2 часть стр.60.; раздаточный материал.
Ход урока
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У.: Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня урок математики проведу у вас я.
2. Проверка готовности к уроку.
У.: Ребята, проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на партах: тетрадь, ручка, карандаш, учебник. Лишнее с пар убираем, чтобы не мешало при работе на уроке.
3. Мотивация к обучению и познанию.
У.: Мне передали, что вы серьезные, трудолюбивые ребята. Уверена наше сотрудничество будет приятным.
4. Актуализация умений и знаний.
У.: Для начала разомнемся и проведём устный счет.
Устный счет.
У.: На парте у каждого есть круглые, синие фишки. Что на них? (Числа)
У.: Выложите, пожалуйста, перед собой ряд натуральных чисел, используя данные фишки.
У.: А кто помнит: что такое натуральный ряд чисел? (Все числа по порядку, кроме «0»)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
У.: Прочитаем вместе то, что получилось. Не убирайте ряд, он сейчас понадобится.
У.: Следующее задание…. Презентация
У.: Задумайте любое число от 1 до 10.
У.: Умножьте то число на 2.
У.: К произведению прибавьте 3.
У.: Полученную сумму умножьте на 4.
У.: От полученного произведения вычтите 12.
У.: Полученную разность разделите на задуманное число.
У.: У вас у каждого должно получиться число 8.
У.: Если у вас что-то не получилось, можете в свободное время еще раз себя проверить. Цепочка есть на листиках, в конвертике.
У.: Что повторили в проделанных заданиях? (натуральный ряд чисел, название действий)
Открытие новой темы. Целеполагание.
1. Фронтальная работа.
1 задание
У.: Откройте, пожалуйста учебник на стр.60
У.: Для того, чтобы разгадать тему нашего сегодняшнего занятия, вам надо проверить, правильно ли решен пример:
29736:56
У.: Вспомните, что необходимо применять для решения таких примеров? (Алгоритм письменного деления)
У.: Вспомним алгоритм письменного деления. Прочитайте по цепочке.
Алгоритм письменного деления:
1) Выделяем первое неполное делимое.
2) Определяем число цифр в частном.
3) Находим первую цифру частного.
4) Образуем второе неполное делимое.
5) Находим вторую цифру частного.
6) Образуем третье неполное делимое.
7) Находим третью цифру частного.
У.: Отлично, давайте же проверим, верно ли решен этот пример! Решаем вместе с доской.
1.Выделяем первое неполное делимое. 2:56 нельзя, 29:56 нельзя, 297:56 можно. Значит первое неполное делимое 297.
2. Определяем число цифр в частном. У делимого 29736 мысленно выделяем первое неполное делимое 297. Ему будет соответственно одна цифра частного. Затем цифра 3 и 6 делимого, им будет соответственно еще по одной цифре частного. Получается, что всего в частном будет 3 цифры.
3. Находим первую цифру частного. 297:56, приблизительно цифра 5. 56*5=280. Записываем цифру 5 в частное. Находим остаток 297-280=17.
4. Находим вторую цифру частного. К остатку 17 приписываем следующую цифру делимого. Получается 2 неполное делимое 173. 173:56, приблизительно цифра 3. 56*3=168. Записываем цифру 3 в частное. Находим остаток 173-168=5. 5. Находим третью цифру частного. К остатку 5 приписываем следующую цифру делимого. Получается 3 полное делимое 56. 56:56, берем по 1. 56*1=56. Записываем цифру 1 в частное. 56-56=0. Получается 29736:56=531.
У.: Ответ верный получился? (Да)
У.: Ответим теперь на главный вопрос. О чем мы будем сегодня говорить на нашем занятии? (О письменном делении многозначного на двузначное число)
У.: Мы первый урок занимаемся по этой теме? (Нет)
У.: Тогда какова цель нашего урока? (Учиться самостоятельно делить многозначное на двузначное число)
У.: Верно!
II. Открытие новых умений и знаний.
1. Работа по карточкам.
У.: Ребята, давайте перейдем ко второму заданию.
2 задание
У.: Разделимся на группы. Выберите капитана.
1 группа: 48 984 : 52;
2 группа: 243 144 : 72.
3 группа: 91 375 : 43;
4. группа: 351 456 : 84.
У.: У доски будут решать примеры капитаны, остальные решают в тетради.
У.: проверку задания мы нее начнем, пока не закончат все команды. Поэтому, если кто-то решит раньше, может скрасить свое ожидание творческим заданием на белой карточке.
У.: Давайте проверим, правильно ли вы решили.
У.: Проверка по группам.
III. Физминутка.
В презентации
IV. Открытие новых умений и знаний. (продолжение)
1. Работа с учебником.
У.: Перейдем к следующему заданию.
3 задание
У.: На странице 60 учебника. Посмотрите на задачу под номером 227.
У.: Кто громко прочитает нам первую задачу под номером 227?
У.: О чем говорится в задаче?
О.: О теплоходе.
У.: Какие опорные слова мы выделяем в задаче, которые нам помогут в решении и помогут в том, чтобы составить краткую запись?
О.: Скорость, время, расстояние.
У.: С помощью какой краткой записи мы будем оформлять эту задачу?
О.: С помощью таблицы.
У.: Какие главные слова мы можем выделить в задаче?
О.: Теплоход, дни.
Чертим таблицу.
У.: Нам известно, что теплоход за два дня вместе прошел 350 км. 350 км – это у нас что?
О.: Расстояние.
У.: Известно ли нам сколько он шел отдельно в первый день км и сколько шел во второй день км?
О.: Нет.
У.: Обязательно подписываем мерки (км). Что нам еще известно в задаче?
О.: Что в первый день теплоход был в пути 8ч.
У.: 8ч это что у нас такое? В какую строчку мы это впишем?
О.: Время. В первую строчку.
У.: Во второй день знаем сколько?
О.: Да, 6ч.
У.: Куда впишем?
О.: Во вторую строчку.
У.: Известна ли нам скорость?
О.: Нет.
У.: В чем измеряется скорость? Если у нас расстояние в км, а время в часах, то тогда скорость изменяется в чем?
О.: В км/ч.
У.: Что у нас спрашивается в задаче? Что нам надо найти?
О.: Какое расстояние прошел теплоход в каждый из дней, если шел с одинаковой скоростью.
У.: Что мы знаем о скорости?
О.: Скорость была одинаковая.
У.: Вопрос мы отобразили в задаче?
О.: Да.
У.: Можем ли мы ответить на вопрос задачи?
О.: Нет.
У.: Почему?
О.: Потому что нам недостаточно данных. Мы можем ответить, если бы нам была известна скорость.
У.: Так что же мы будем делать, если у нас не достает пунктов в первой строчке и во второй. Как же мы будем решать? Для того, чтобы решить такую задачу, нам надо сначала найти разность между временем. Разность – это у нас какой знак?
О.: Минус.
У.: Что из чего мы будем вычитать?
О.: Из большего меньшее.
У.: Мы нашли разность во времени. Что мы можем делать дальше? Что нам известно?
О.: Общее расстояние 350 км.
У.: Что мы можем найти?
О.: Скорость.
У.: Давайте вспомним формулу нахождения скорости.
О.: V=S*t (скорость = расстояние * время)
У.: Расстояние нам известно?
О.: Да, 350 км.
У.: Время известно?
О.: Да, 8ч.
У.: Ищем скорость. Каким действием?
О.: Делением.
У.: В чем измеряется расстояние?
О.: В км/ч.
У.: Мы нашли скорость. Теперь, когда нам известна общая скорость, известно время, можем ли мы найти расстояние?
О.: Да.
У.: Вспомним формулу нахождения расстояния.
S = V *t (расстояние = скорость * время)
У.: Как найти расстояние?
У.: Теперь, таким же способом, мы можем узнать, сколько за второй день. Каким действием?
У.: Мы ответили на вопрос задачи?
О.: Да.
У.: Записываем ответ.
|
V (скорость) |
T (время) |
S (расстояние) |
|
1 |
? |
8ч |
? км |
350 км |
2 |
6ч |
? км |
1) 8-6=2 (ч) – разность.
2) 350:2=175 (км/ч) – расстояние.
3) 175*8=1400 (км) – за первый день.
4) 175*6=1050 (км) – за второй день.
Ответ: 1400 км и 1050 км.
У.: Вторую задачу вы сейчас решаете самостоятельно, кто решит, поднимает руку.
У.: Кто хочет выйти к доске и вписать в таблицу данные второй задачи?
У.: Кто хочет зачитать, как он решил задачу?
У.: У кого получилось так, поднимите руку.
У.: У кого получилось не так, поднимите руку.
У.: Ребята, чем похожи эти задачи?
У.: Чем они отличаются?
У.: Всем ли было понятно, как мы решили эту задачу?
У.: У кого возникли трудности, поднимите руку.
У.: Ребята, начертите на полях «волшебные линеечки» как на доске. Оцените себя. Если вы считаете, что были самостоятельны, то крестик ставим в самом верху, если не очень самостоятельны, то по середине, ну а если совсем плохо, то в самом низу. Такая же шкала на сколько вы были аккуратны и на сколько были активны.
4 задание
У.: Ребята, незнакомец советует нам обратиться к заданию в учебнике под номером 230. Но перед тем как выполнять это задание, давайте вспомним, что такое площадь прямоугольника?
О.: Площадь – это числовая характеристика фигуры.
У.: Как найти площадь прямоугольника?
О.: Длину умножить на ширину.
У.: Что такое периметр прямоугольника?
О.: сумма длин всех сторон прямоугольника или сумма длины и ширины, умноженная на 2.
У.: Хорошо, прочитаем задание в учебнике.
У.: Что нам уже известно?
О.: Длина прямоугольника 8 см, периметр 24 см.
У.: Что нам надо сделать?
О.: Начертить такой же прямоугольник, разделить его на 2 равных треугольника.
У.: Что нам надо найти?
О.: Площадь каждого треугольника.
У.: Можем ли мы узнать сумму длины и ширины?
О.: Да.
У.: Каким действием?
О.: 24:2=12
У.: Что еще можно найти?
О.: Ширину прямоугольника.
У.: Каким действием?
О.: 12-8=4
У.: Что еще можно найти?
О.: Площадь прямоугольника.
У.: Каким действием?
О.: 8*4=32
У.: Что еще можно найти?
О.: Площадь треугольника.
У.: Каким действием?
О.: 32:2=16
У.: С помощью какой краткой записи мы будем оформлять задачу?
У.: Записываем действия.
1) 24:2=12 (см) – сумма длины и ширины.
2) 12-8=4 (см) – ширина прямоугольника.
3) 8*4=32 (см2) – площадь прямоугольника.
4) 32:2=16 (см2)
Ответ: 16 см2 площадь каждого треугольника.
У.: Ответили мы на вопрос задачи?
О.: Да.
У.: Ребята, а теперь на полях поставите кружочек. Зеленый, если все было понятно и легко. Желтый, если были трудности. Красный, если вообще задача не понятна.
V. Подведение итогов урока.
У: Ребята, наш урок подходит к концу. Какая была тема нашего сегодняшнего урока?
О: Деление многозначного на двухзначное число.
У.: Какую цель мы ставили в начале урока?
О.: Самостоятельно делить многозначное на двузначное число.
У.: Смогли ли мы достигнуть поставленную цель?
О.: Да.
У: Что мы решали на сегодняшнем уроке?
О: Примеры и задачи.
У: Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам самыми трудными?
Рефлексия.
У.: Ребята вам понравился урок?
У.: Мы выполнили много заданий .
У.: Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу!
Домашнее задание:
Стр. 60 №231.
https://гдз-матеша.рф/uchebnik-moro-4-klass-2-chast-stranica-60/
Приложение
1. Фишки с цифрами
2. Цепочка действий
3. Карточка для опережающих
4. Работа по группам
1 группа 48 984 : 52 |
1 группа 48 984 : 52 |
1 группа 48 984 : 52 |
1 группа 48 984 : 52 |
2 группа 243 144 : 72 |
2 группа 243 144 : 72 |
2 группа 243 144 : 72 |
2 группа 243 144 : 72 |
3 группа 91 375 : 43 |
3 группа 91 375 : 43 |
3 группа 91 375 : 43 |
3 группа 91 375 : 43 |
4 группа 351 456 : 84. |
4 группа 351 456 : 84. |
4 группа 351 456 : 84. |
4 группа 351 456 : 84. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.