«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»
Оценка 4.6

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
история
Взрослым
23.06.2019
«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»
Проблемы цифровизации образования: Внедрение ЦИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся: — опасность подавления межличностного общения, (так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию); — усиление социального неравенства, (так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем); — опасность снижения роли устной и письменной речи, (так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение); — ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, (так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая “дигитализация” — приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод); — отсутствие прямого исследования действительности, (так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ); — пассивность усвоения информации, (так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким); — опасность снижения социализации человека, (т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий).
Доклад с. Питерка.docx
ГБПОУ СО  «Питерский агропромышленный лицей» «Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области» Работу подготовила: преподаватель истории Наталья Юрьевна Заралкина с. Питерка Любая деятельность есть процесс и результат.                                                                       Б. Пастернак 2018 г. Современное общество характеризуется высоким уровнем развития  информационных технологий, которые охватили все сферы человеческой  деятельности.  Информатизация  образования, как и цифровизация общества, претерпевает бурное   развитие.   Сейчас   редкое   учебное   заведение   не   использует   в   своей работе   цифровые   технологиив   образовательной   и   управленческой деятельности.  Информатизация  и  цифровизация   образования  —  процесс   обеспечения сферы   образования   методологией   и   практикой   разработки   и   оптимального использования современных средств ЦИКТ, ориентированных на реализацию психолого­педагогических целей обучения, воспитания. Выделяют, как минимум, три основные цели информатизации образования: — повышение эффективности образования; — повышение гибкости и доступности образования; — развитие информационной культуры. В   настоящее   время   большинством   авторов,   работающих   над   этой   темой, рассматриваются   следующие  основные   направления  информатизации образования: ∙цифровизация как техническое оснащение образовательного учреждения; ∙цифровизация   как   внедрение   новых   информационных   технологий   в образование; ∙цифровизация   как   формирование   информационной   культуры   субъектов образования; ∙цифровизация   как   (информационной среды) учебного заведения.   информационного   пространства создание Проблемы цифровизации образования: Внедрение   ЦИКТ   в   обучение   при   неразумном   их   использовании   может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся: —   опасность   подавления   межличностного   общения,   (так   как   общение   с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию); — усиление социального неравенства, (так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем); — опасность снижения роли устной и письменной  речи, (так как  в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение); —   ослабление   способностей   к   самостоятельному   творческому   мышлению, (так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая “дигитализация”   —   приспособление   мышления   человека   к   определенным правилам   и   моделям,   ориентация   на   формальные   логические   структуры, замена   многозначности   на   формальную   однозначность,   на   реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод); —   отсутствие   прямого   исследования   действительности,   (так   как   ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ); — пассивность усвоения информации, (так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким); —   опасность   снижения   социализации   человека,   (т.е.   резкое   уменьшение времени   пребывания   среди   других   людей   и   общения   с   ними,   посещения общественных и культурных мероприятий).   как К важнейшим проблемам внедрения ЦИКТ в образовательный процесс, сдерживающим, можно отнести также: —   неготовность   педагогов   к   цифровизации   образования: психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером; —   большинство   преподавателей   не   имеют   представления   о   возможных способах   использования   обучающих   программ   и   других   мультимедийных приложений; — отсутствие методических материалов по использованию ЦИКT в учебном заведении; —   слабая   обеспеченность   образовательных   учреждений   современным оборудованием, в том числе и мультимедийным; —  отсутствие   рекомендаций   по   выбору  того   или   иного   оборудования  для учебных заведений; часто образовательному учреждения дают не то, что ей нужно,   а   то,   что   могут   дать.   Это   не   позволяет   выстроить   грамотную   и эффективную технологическую цепочку внедрения ЦИКТ; — отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки педагогов и   заместителей   директоров   по   цифровизации   образования;   большинство необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только   потом   переходить   к   обучению   цифровым   информационно­ коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием; Однако   чрезмерное   увлечение   цифровыми   технологиями   без соответствующей   методической   подготовки   может   приводить   к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Наиболее типичными педагогическими ошибками являются: —   недостаточная   методическая   подготовленность   педагога   в   части использования цифровых технологий на конкретном уроке; — неправильное определение их дидактической роли и места на уроках; —   несоответствие   выразительных   возможностей   мультимедиа   их дидактической значимости; — бесплановость, случайность применения ЦИКТ; — перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно­звуковую, литературно­музыкальную композицию. На таком уроке, по сути, отсутствует учебно­воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие   учебной   информации   учащимися,   нерационально   тратится учебное время. Внедрение   цифровых   ­   информационных   технологий   обучения   в   процесс преподавания   гуманитарных   дисциплин,   не   связанных   с   изучением информатики   и   программирования,   требует   от   учителя­предметника постоянной   работы   над   собой,   непрерывного   образования,   повышения квалификации,   освоения   ЦИКТ,   создания   собственных   информационных ресурсов,   непрерывного   анализа   своей   педагогической   деятельности   и деятельности   своих   коллег,  значительных   временных  затрат   на  подготовку уроков. Достоинства цифровизации образования: Для преподавателя ЦИКТ дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях: — во время проведения урока; — в проектной деятельности, при создании материалов к урокам; — при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.; — в процессе создания и передачи общелицейской информации; — в процессе научной деятельности; —при   обмене   опытом   как   внутри   учебного   заведения,   так   и   между учреждениями СПО. Для  студента  ЦИКТ   дают   наибольший   эффект   при   их   использовании   в следующих случаях: — для более глубокого восприятия учебного материала; — в проектной деятельности; — при создании мультимедийных сочинений; — в презентационной деятельности; — в локальной и глобальной сети. Мотивы,   побуждающие   педагога   к   использованию   ЦИКТ   на   уроке,   как правило, следующие: ∙ повышение уровня профессиональной культуры; ∙ снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования; ∙ развитие плодотворного сотрудничества с учащимися; ∙ возможность использования чужого опыта и методических разработок; ∙ повышение уровня функциональной грамотности в сфере ЦИКТ; ∙ переход от роли учителя — транслятора знаний к роли учителя­тьютора (преподаватель­консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях); ∙ возможность самореализации и самоутверждения; ∙ возможность тиражирования собственного педагогического опыта; ∙ повышение авторитета среди учащихся; ∙ повышение авторитета среди коллег; ∙ поощрение администрации. Что даёт цифровизация образованию: Использование  цифровых  технологий  на  общеобразовательных  уроках  дает возможность:  ∙ повысить у учащихся интерес к предмету;  ∙ облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как учащиеся могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке. ∙ выявлять и развивать способности;  ∙   овладевать   конкретными   знаниями,   необходимыми   для   применения   в практической деятельности;  ∙ интеллектуально развивать учащихся;  ∙   подготовить   к   самостоятельному   усвоению   общеобразовательных дисциплин;  ∙ расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми   коммуникативного   опыта;   прежде   всего   —   в   русле   совместной предметной деятельности; ∙ повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (проектные  виды  деятельности   школьников  в  индивидуальной  и  групповой формах;   рост   удельного   веса   самостоятельной   работы   с   различными источниками и базами данных; с реальным социальным опытом, и т.п.). Возможности   современных   цифровых   информационных   технологий обучения   позволяют   педагогу   существенно   интенсифицировать   процесс овладения   учеником   учебной   информацией,   передав   компьютеру   роль транслятора   учебного   материала   и   беспристрастного   экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке. Одной   из   форм   использования   компьютера   во   внеклассной   работе является   создание   презентаций,   докладов,   учебных   программ   самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме,   но   и   активно   мыслят,   привлекают   для   решения   проблемы   ранее полученные   знания,   проводят   синтез,   анализ,   обобщение   и   выводы, способствующие самостоятельному   рассмотрению поставленной   задачи.   Все   это   стимулирует   мыслительную   активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению   и   самоутверждению   в  глазах   окружающих.  В   этом   случае компьютер   выступает   как   инструмент   творчества,   но   одновременно   идет процесс   освоения,   изучения   богатых,   часто   скрытых   возможностей компьютера.   всестороннему   Использование   в   преподавании   учебных   предметов   созданных   самими   учащимися, мультимедийных   продуктов, способствует: — развитию интереса к изучаемому предмету; —   стимулированию   активности   и   самостоятельности   учащихся   при подготовке материалов, при работе с литературой, внеклассной работе; — формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем, совершенствованию этики общения и письменной речи учащихся; — беспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися. Подготовка педагогов:  «Слабым звеном» в информатизации образования на   сегодняшний   день   является   мастер,   преподаватель,   незначительно   или совсем   не   владеющий   компьютерными,   мультимедийными   и информационными технологиями. Система обучения педагогов, мастеров должна являться следствием общей системы   методической   работы,   отвечать   профессиональным   запросам личности педагога и соответствовать специфике учебного заведения. Некоторые эксперты говорят о психологическом барьере, как об одной из главных проблем для педагогов: многие, особенно с возрастом, испытывают страх перед компьютером и долго не могут с ним справиться. Следует   помнить,   что   компьютер   не   заменяет   преподавателя.   Компьютер лишь  моделирует  деятельность преподавателя. “Машинное” и человеческое мышление   существенным   образом   различаются:   мышление   человека значительно шире и богаче.  Со временем будут появляться все новые и новые информационно­ коммуникационные технологии, которые можно будет применять в СПО.  Следовательно, можно будет и дальше расширять информационную среду, а  значит, будут и темы для продолжения разговора. Источники: 1. «Цифровизация     образования     доктор экономических наук, директор ФИРО­РАНХиГС по стратегии и  методологии.     – надежды и риски»  Татьяна Клячко,  vc.ru›flood/43800­cifrovizaciya­obrazovaniya­vse… 2. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации. Омарова  С. К. 2018/ Педагогика. Вопросы теории и практика 3.  Актуальные проблемы коммуникативного общения в 21 веке: сборник  научных статей по материалам VII Международной научно –  практической конференции (26 апреля 2016г.)/ под ред. Л.В. Гордеевой, Т.Ю. Зотовой, А.П. Сурковой: РИЦ НФИ КемГУ,2016. 4. Образовательная гуманитарная технология цифрового поколения. Текст научной статьи по специальности «Психология» Пошехонова В.А.  https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya­gumanitarnaya­ tehnologiya­tsifrovogo­pokoleniya

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»

«Проблемы цифровизации гуманитарного образования в СПО Саратовской области»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2019