«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.»
Оценка 4.6
Лекции
docx
история
Взрослым
19.09.2017
Данный материал может быть использован педагогами для работы на методических комиссиях общеобразовательного цикла. Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектирование» является особым учебным предметом и занимает достойное место в учебных планах не только в зарубежных школах, но и уже в системе российского образования. Те педагоги, которые не первый год используют в своей работе метод проектирования, согласятся, что проектная деятельность — это здорово!Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектирование» является особым учебным предметом и занимает достойное место в учебных планах не только в зарубежных школах, но и уже в системе российского образования. Те педагоги, которые не первый год используют в своей работе метод проектирования, согласятся, что проектная деятельность — это здорово!
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.».docx
ГБПОУ СО «Питерский агропромышленный лицей»
деятельность на уроках
«Проектная
истории и
обществознания.»
Работа выполнена
преподавателем
истории и обществознания
Заралкиной Н.Ю. 2017г.
Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в
образовательном процессе. «Проектирование» является особым учебным
предметом и занимает достойное место в учебных планах не только в
зарубежных школах, но и уже в системе российского образования. Те
педагоги, которые не первый год используют в своей работе метод
проектирования, согласятся, что проектная деятельность — это здорово!
Почему?
Вопервых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются
различные ключевые компетенции, год которыми в современной педагогике
подразумеваются комплексные свойства личности, включающие
взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных
ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.
Вовторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция
учащихся в учебном процессе.
Втретьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного
интереса учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.
Вчетвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Что же такое метод проекта?
Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности
учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов
ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся
личности.
Учебный проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный
продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения,
обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под
контролем учителя.
Структура учебного проекта
Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в
методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».
Проект — это «пять «П»»:
Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют
решения).
Проектирование (планирование деятель нести).
Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование
информации).
Продукт (изготовление, оформление продукта).
Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также
самооценка и самоанализ).
Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны
все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы,
промежуточные отчеты и другое.
Организация работы над проектом
1.
Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися
знаниями по теме, интересами):
o
высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных
вопросов;
o
o
o
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и
обсуждение возникших идей;
перечисление интересующих учащихся тем проектов;
формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
самостоятельного получения новых знаний):
уточнение намеченной цели и задач;
поиск и сбор информации с помощью специальной литературы,
средств массовой информации, сети Интернет, использование
собственных знаний и опыта учащихся;
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями,
родителями, консультантами и т. д.);
интерпретация данных;
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и
интеграции полученных знаний, умений, навыков):
систематизация полученных данных;
построение общей логической схемы выводов для подтверждения
итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов,
мультимедийной презентации и т. д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской
деятельности школьников):
осмысление полученных данных и способов достижения
результата;
обсуждение и организация презентации результатов работы над
проектом (на уровне УО, района и т. д.).
Классификация проектов по количеству участников
1.
2.
3.
Персональные (индивидуальные).
Парные.
Групповые.
Классификация проектов по доминирующей деятельности
Виды проектов
Сущность проекта
Исследовательский
Имеет структуру,
приближенную к
научным исследованиям
по истории и
обществознанию.
Включает обоснование
актуальности избранной
темы, определение
проблемы, предмета,
объекта, целей, задач
исследования, его
методов.
Представление
результатов
Письменное
оформление,
формулировка выводов
и обозначение проблем
на дальнейшую
перспективу.
Примерные темы:
— «17 октября 1905 г.:
Манифест или
Конституция»;
— «Отношение
немецкого народа к
Сталинграду: вчера и
сегодня»;
— «Возрождение
казачества: история и
перспективы»;
— «Роль местного
самоуправления в
развитии области»;
— «Демографические Информационный
Направлен на обучение
учащихся добывать и
анализировать
информацию. Такой
проект может
интегрироваться в более
крупный проект.
Учащиеся изучают и
используют различные
методы получения
информации (анализ
литературы, СМИ, баз
данных, в том числе и
электронных, методы
анкетирования,
интервьюирования), ее
обработка(анализ,
обобщение,
сопоставление и т. д.)
.
проблемы региона».
Публикация в СМИ
статей, например, об
истории родного края.
Размещение в сети
Интернет информации
об истории и жизни
школы.
Анализ данных
социологического
опроса, например:
«Считаете ли вы
необходимым
восстановление храма
Николая Угодника в
нашем селе?».
Сравнительно
сопоставительный
анализ, например:
«Политика Ивана
Грозного и И.В.Сталина:
сравнительная
характеристика» и др.
Ролевой
Творческий
Практико
ориентированный
Все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся
участников проекта реализуются в каждом проекте. Необходимо
помнить, что речь идет не о единственной, а о доминирующей
направленности деятельности участников того или иного проекта.
Классификация проектов по продолжительности
Минипроекты могут укладываться в один урок.
Пример. Тема «Семья в современном обществе» (обществознание, 11
класс). Каждая группа получает задание: составить социальную рекламу, которая
могла бы обратить внимание на проблемы семьи в современном обществе. В
процессе работы на уроке учащиеся выдвигают проблемы, продумывают
способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце урока
представляют их классу.
Тема «Куликовская битва» (история, 6 класс). Проект «Создание
диафильма».
1.
2.
В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров».
Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько
«кадров».
3.
Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и
иллюстрацию для титульного листа.
Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.
4.
Краткосрочные проекты требуют выделения 46 уроков.
Пример. Тема «Правление Александра II». Проект «Учебник истории
пишем сами».
В начале изучения темы предлагается самостоятельно создать параграфы
изучаемой темы. Учитель формулирует тему, проблему и объясняет задание.
Учащиеся делятся на группы и на протяжении нескольких уроков пишут
параграфы учебника, используя дополнительную литературу, различные
источники.
Учащиеся должны:
— сформулировать заголовок и план каждого параграфа;
— написать небольшой авторский текст;
— раскрыть событийнохронологический ряд;
— отобрать материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет»,
задания к тексту и т. д.;
— придумать иллюстрации.
В конце изучения темы каждая группа представляет параграфы изученной
темы.
Данный проект можно сделать и на одном уроке (минипроект), но в
этом случае группа пишет один параграф или одну страничку учебника.
Данный проект будет уже по силам учащимся 1 курсов.
Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или
индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание
фильма «История моего края» и др.
Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего
такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ.
Выполняются во внеурочное время.
Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит
от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.
Пример. Социальный проект «Малая родина в сердце России». В процессе
данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам района.
Работа шла по трем направлениям:
1) определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим
местам района;
2) социальное взаимодействие с органами местной власти с целью
привлечения к проблеме сохранения памятников на территории нашего края;
3) историческое просвещение детей и родителей.
Классификация проектов по комплексности
(по предметносодержательной области)
1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или
одной области знания.
2. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под
руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Надпредметные (социальные) проекты.
3.
Пример. Тема «СССР в первые послевоенные десятилетия».
Предметный проект: «Они восстанавливали страну в послевоенные годы» (о
землякахветеранах труда, восстанавливавших страну после войны).
Межпредметный: «Произведения художественной литературы как источник
для изучения истории первых послевоенных десятилетий» (история и
литература). «Изменение границ СССР после Великой Отечественной войны»
(история и география).
Над предметный: Программа помощи ветеранам труда.
Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию
данные социологического опроса;
бизнесплан;
электронное учебное пособие;
рукописный учебник истории; исторический журнал;
законопроект;
ролевая игра;
письмо в…;
статья;
мультимедийный продукт;
сравнительносопоставительный анализ;
сценарий;
праздник;
костюм;
видеофильм;
видеоклип;
социальная реклама;
стенгазета;
разработанный маршрут экскурсии;
театрализация;
справочник;
webсайт;
игра;
путеводитель и др.
Роль учителя в проектной деятельности
Учительруководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей
культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Он является
инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся
самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый
участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!»
Учитель берет на себя тьютерские функции:
— является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
— инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь
любознательности в учениках;
— предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с
учеником «проживает» его проект);
— помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
— «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот, кто организует
обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем
косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и
поддерживает обратную связь); — он координатор всего группового процесса;
— является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов
выполненного проекта.
«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.»
«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.»
«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.»
«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.»
«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.»
«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.»
«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.»
«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.»
«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.