Актуальность
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с поручением Министерства образования и науки Российской федерации с 2015 года проводит Всероссийские проверочные работы, главная цель которых – оценка уровня подготовки школьников по итогам окончания обучения в начальных классах по основным учебным предметам (слайд 1)
Отличительными особенностями ВПР является единство подходов к составлению вариантов.
В пояснении составителей сказано: «Специально готовиться к ВПР не нужно, нужно просто учиться». Это мы и стараемся осуществить, не вызывая стрессовых ситуаций: упоминаний о том, что готовимся…, надо готовиться. Ненавязчиво включаем упражнения в урок, домашние задания, самостоятельные работы, начиная с первого класса.
В 2016 году со своим 4 классом мы готовились и писали ВПР. Тогда я и столкнулась с трудностями в решении нестандартных заданий, требующие логического подхода и умений использования данных в таблицах, схемах, диаграммах. Со следующим набором мы начали вводить упражнения для развития таких умений уже с 1 класса. И теперь собрала эти задания в систему (Приложение).
Практическая часть
Задания даю в зависимости от сложности, пройденных тем, постепенно усложняя.
Как я уже сказала: задания ВПР составлены по определенной системе.
Например, что подготовиться к решению таких заданий как 6 (слайд 2, 3), 10,11 (слайд 29, 30) нужно уметь работать с данными через таблицы, схемы.
Начинаем в первом классе с таких заданий:
1. До изучения чисел (слайд 4, 5, 6, 7).
Задания на работу с данными по цвету, форме, размеру. Предполагает анализ, сравнение. Вводим такие понятия, как «строка», «столбец», «диагональ». Тем самым, обеспечивая развитие умения ориентироваться в таблице при нахождении данных или при внесении их в таблицу.
- Расположение фигур в таблице по цвету (анализируем и структурируем фигуры по цвету)
- Расположение фигур в таблице по
форме (анализируем и структурируем фигуры по форме)
- Расположение фигур в таблице по размеру (анализируем и структурируем фигуры по размеру)
Задания на внимательность:
- Какой фигуры не хватает (применяем
умение анализировать и структурировать предметы по форме, цвету, размеру)
- Найди закономерность (задачи для развития логического мышления)
2. С изучением чисел (слайд 8, 9, 10, 11, 12, 13)
Работаем с данными, которые даны в таблице и наоборот: занесение в таблицу…..
- Состав чисел
- Счёт предметов
- Знаки «+», «-», «>», «<».
- Действия с числами
- Сравнение чисел
Сравни числа |
|||||||
2< 5 |
4 3 |
1 8 |
5 3 |
6 10 |
2 4 |
0 9 |
3 7 |
на 3 |
на |
на |
на |
на |
на |
на |
на |
- Название компонентов действий
- Взаимосвязь компонентов действий
Во втором классе усложняем работу в соответствии с прохождением тем (слайд 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21)
- Повторение компонентов действий
- Действия с числами
- Действия с числовыми и буквенными выражениями
- Заполнение таблиц по данным
В третьем классе те же таблицы усложняем и добавляем более сложную работу с данными (слайд 22, 23, 24, 25)
- Действия с числами
- Действия с числовыми и буквенными выражениями
- Заполнение таблицы по известным данным
- Заполнение разрядных таблиц
- Заполнение таблиц при составлении кратких записей текстовых задач
В четвертом классе продолжаем эту работу, конечно, в соответствии с прохождением тем (слайд 26, 27, 28)
- Действия с числами
- Действия с числовыми и буквенными выражениями
- Заполнение таблицы по известным данным
- Заполнение разрядных таблиц
- Заполнение таблиц при составлении кратких записей текстовых задач
При выполнении некоторых тестовых заданию даю самопроверку или взаимопроверку, результаты которой тоже нужно вносить в таблицу (слайд 29).
Также, не забываем про математические диктанты: часто провожу именно в виде таблицы, с занесением ответов в таблицу и т.д. (слайд 30)
Не меньшая работа проводится и со схемами. С помощью схем я, также, провожу математические диктанты, изучение состава чисел, счет предметов, запись краткого условия текстовых задач, геометрических заданий (слайд 31, 32)
В первом классе задания направлены на работу с текстом математического задания, планирование хода действий, использование моделей для решения нестандартных задач, проверку решения на реальность и достоверность, составление задач (слайд 33, 34, 35, 36, 37, 38)
В этом помогают такие упражнения:
- Графические диктанты (вырабатывается координация, формируется мышление, ориентация в пространстве)
- Схемы к простым задачам
- Составление задач по схемам
Во втором (слайд 39, 40, 41), третьем (слайд 42, 43) и четвертом (слайд 44, 45, 46) классах продолжаем систему, усложняя уровень заданий.
Как итог такой работы после каждого года обучения я использую ВПР по каждому классу (слайд 47, 48, 49, 50, 51)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.