Особенности подготовки к написанию ВПР по математике

  • Работа в классе
  • docx
  • 05.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ведягина Е.С. (выступление).docx

Актуальность

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с поручением Министерства образования и науки Российской федерации с 2015 года проводит Всероссийские проверочные работы, главная цель которых – оценка уровня подготовки школьников по итогам окончания обучения  в начальных классах  по основным учебным предметам (слайд 1)

Отличительными особенностями ВПР является единство подходов к составлению вариантов.

В пояснении составителей сказано: «Специально готовиться к ВПР не нужно, нужно просто учиться». Это мы и стараемся осуществить, не вызывая стрессовых ситуаций: упоминаний о том, что готовимся…, надо готовиться. Ненавязчиво включаем упражнения в урок, домашние задания, самостоятельные работы, начиная с первого класса.

В 2016 году со своим 4 классом мы готовились и писали ВПР. Тогда я и столкнулась с трудностями в решении нестандартных заданий, требующие логического подхода и умений использования данных в таблицах, схемах, диаграммах. Со следующим набором мы начали вводить упражнения для развития таких умений уже с 1 класса.  И теперь собрала эти задания в систему (Приложение).

Практическая часть

Задания даю в зависимости от сложности, пройденных тем, постепенно усложняя.

Как я уже сказала: задания ВПР составлены по определенной системе.

Например, что подготовиться к решению таких заданий как  6 (слайд 2, 3), 10,11 (слайд 29, 30) нужно уметь работать с данными через таблицы, схемы.

Начинаем в первом классе с таких заданий:

1.              До изучения чисел (слайд 4, 5, 6, 7).

Задания на работу с данными по цвету, форме, размеру. Предполагает анализ, сравнение. Вводим такие понятия, как «строка», «столбец», «диагональ». Тем самым, обеспечивая развитие умения ориентироваться в таблице при нахождении данных или при внесении их в таблицу.

- Расположение фигур в таблице по цвету (анализируем и структурируем фигуры по цвету)

                                                                    

- Расположение фигур в таблице по форме (анализируем и структурируем фигуры по форме)                                                                                                                                                              

- Расположение фигур в таблице по размеру (анализируем и структурируем фигуры по размеру)

Задания на внимательность:

- Какой фигуры не хватает (применяем умение анализировать и структурировать предметы по форме, цвету, размеру)         

- Найди закономерность (задачи для развития логического мышления)

 

2. С изучением чисел (слайд  8, 9, 10, 11, 12, 13)

Работаем с  данными, которые даны в таблице и наоборот: занесение в таблицу…..

- Состав чисел        

- Счёт предметов

                                 

- Знаки «+», «-», «>», «<».

- Действия с числами

- Сравнение чисел

Сравни числа

2< 5

4      3

1      8

5       3

6       10

2     4

0      9

3        7

на 3

на

на

на

на

на

на

на

 

 

 

 

 

 

 

- Название компонентов действий

- Взаимосвязь компонентов действий

Во втором классе усложняем работу в соответствии с прохождением тем (слайд 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21)

- Повторение компонентов действий

- Действия с числами

- Действия с числовыми и буквенными выражениями

- Заполнение таблиц по данным

В третьем классе те же таблицы усложняем и добавляем более сложную работу с данными  (слайд  22, 23, 24, 25)

- Действия с числами

- Действия с числовыми и буквенными выражениями

- Заполнение таблицы по известным данным

- Заполнение разрядных таблиц

- Заполнение таблиц при составлении кратких записей текстовых задач

В четвертом классе продолжаем эту работу, конечно, в соответствии с прохождением  тем (слайд 26, 27, 28)

- Действия с числами

- Действия с числовыми и буквенными выражениями

- Заполнение таблицы по известным данным

- Заполнение разрядных таблиц

- Заполнение таблиц при составлении кратких записей текстовых задач

При выполнении некоторых тестовых заданию даю самопроверку или взаимопроверку, результаты которой тоже нужно вносить в таблицу (слайд 29).

Также, не забываем про математические диктанты: часто провожу именно в виде таблицы, с занесением ответов в таблицу и т.д. (слайд 30)

Не меньшая работа проводится и со схемами. С помощью схем я, также, провожу математические диктанты, изучение состава чисел, счет предметов, запись краткого условия текстовых задач, геометрических заданий (слайд 31, 32)

В первом классе задания направлены на работу с текстом математического задания, планирование хода действий, использование моделей для решения нестандартных задач, проверку решения на реальность и достоверность, составление задач (слайд 33, 34, 35, 36, 37, 38)

В этом помогают такие упражнения:

- Графические диктанты (вырабатывается координация, формируется мышление, ориентация в пространстве)

- Схемы к простым задачам

- Составление задач по схемам

Во втором (слайд 39, 40, 41), третьем (слайд 42, 43) и четвертом (слайд 44, 45, 46)  классах продолжаем систему, усложняя уровень заданий.

 

 

Как итог такой работы после каждого года обучения я использую ВПР по каждому классу (слайд 47, 48, 49, 50, 51)