Математика 5 класс
Тема урока: «Периметр и площадь прямоугольника и квадрата»
Цели урока:
-Обучающие: сформировать понятия: формула, площадь, периметр, единицы измерения площади; научить работать с формулами площади и периметра;
-Развивающие: развивать функциональную грамотность ; развивать умение слушать и формулировать свои мысли в ходе объяснения решения задачи; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; формировать умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности;
-Воспитательные: воспитывать дружеские отношения в классе и умение работать в паре.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя, но если с учебой сложить развлеченье, то праздником станет любое ученье!
2.Мотивация урока.
Измерение площадей считают одним из самых древних разделов геометрии; в частности название “геометрия” (т.е. “землемерие”) связывают именно с измерением площадей. Согласно легенде, эта наука возникла в Древнем Египте, где после каждого разлива Нила приходилось заново производить разметку участков, покрытых плодоносным илом, и вычисление их площадей.
У римлян мерой земляных участков был югер (от «югум» — «ярмо»). Это участок земли, вспахиваемый за день двумя волами, впряженными в деревянное ярмо.
В древней Руси слабо знали основы геометрии и испытывали трудности их приложения к измерению земельных участков неправильной формы. С течением времени для пахотных земель главенствующую роль стала играть четверть — площадь, на которую высевали четверть (меру объема) ржи.
3. Актуализация опорных знаний. (Работа в паре) Заполним таблицу.
Ребята, у вас на парте лежит такая же таблица.
Я вам даю время для того, чтобы вы справились с этим заданием
А затем мы посмотрим, что у кого получилось.
Карточка 1
Название фигуры |
Рисунок |
Формула периметра |
Формула площади |
Квадрат
|
|
|
|
Прямоугольник
|
|
|
|
Карточка 2
1 |
Найти сторону квадрата, если его площадь равна 169 см2?
|
|
2. |
Найти сторону квадрата, если его периметр равен 48 см.
|
|
3. |
Найти ширину прямоугольника, если его площадь равна 33 см2, длина - 3 см? |
|
4 |
Длина прямоугольника равна 5 см, ширина равна 10 см. Чему равен периметр прямоугольника? |
|
4. Объяснение нового материала
-Вспомните, какие единицы измерения площади вы знаете.
-Что такое квадратный миллиметр, квадратный сантиметр?
- Что такое гектар?
- Что за единица измерения площади 1 ар?
-Повторите единицы площади.
1га = 10 000м2 100м * 100м
1а = 100м2 10м * 10м
1дм2 = 100см2 1дм = 10см
1м2 = 100дм2 1м = 10дм
1м2 = 10 000см2 1м = 100см
1км2 = 1 000 000м2 1км = 1 000м
5. Закрепление нового материала.
1. Одна сторона прямоугольника равна 5 м, а другая на 2 м больше. Найдите площадь.
2. Найдите площадь треугольника АСD, если АВ = 4см, АD = 6см.
В С
А D
3. Найдите периметр прямоугольника, площадь которого равна 40см2, а одна из его сторон – 5см.
4.Решим задачу №1 «Мозаика»
В кружке «Мозаика» ребята делают панно из кусочков ткани в технике «пэчворк».
Пэчворк - это особая техника рукоделия, при которой изготавливаются цельные изделия из кусочков ткани с отличающимся рисунком.
Саша и Маша решили сделать квадрат со стороной 40 см с помощью одинаковых фигур. Саша – из маленьких квадратов 5 см х 5 см, Маша – из больших квадратов 10 см х10 см.
40 см
Рис.1
40 см
Вопрос 1. Запишите в таблице 1, сколько фигур потребуется каждой девочке.
Таблица 1
|
Саша |
Маша |
Форма |
малый квадрат
|
большой квадрат
|
Количество фигур
|
_________ шт. |
________ шт. |
Вопрос 2. На занятии кружка ученики разложили все оставшиеся кусочки ткани по форме, пересчитали их, придумали название каждой форме. Вот что у них получилось.
Таблица 2
Название формы
|
Форма |
Количество одинаковых кусочков(штук) |
А. «малый квадрат» |
|
50 |
Б. «большой квадрат» |
|
15 |
В. «полоска»
|
|
16 |
Ребята хотят сложить квадрат со стороной 40 см из одинаковых кусочков. Запишите в ответ, из каких форм ребята смогут сложить такой квадрат, объясните почему. (Рис.1)
А. «малый квадрат» Б. «большой квадрат» В. «полоска»
Ответ:_____________
Объяснение:______________________________________________________
6. Физкультминутка.
1. Сожмите кисть столько раз, сколько равна площадь прямоугольника со сторонами 3см, 2 см.
Ответ: 6 раз.
2. а=2см, в=1см
Вращение туловищем столько раз, сколько равен периметр прямоугольника.
Ответ: 6раз
3. Присядьте столько раз, сколько будет равна площадь квадрата со стороной 2 см. Ответ: 4
4. И продолжим путь науки! (встряхнули кистями рук)
7. Самостоятельная работа. (Тестовое задание)
Тест:
1. Найти площадь квадрата, сторона которого равна 11 см.
1)44 см2 ; 2)121 см2; 3)22 см2; 4) 121 см.
2. Найти площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 4 см.
1)24 см2; 2) 10 см2; 3) 20 см2; 4) 24 см.
3. Найти периметр прямоугольника, одна из сторон которого равна 9 см, а его площадь – 36 см2.
1)4 см; 2) 324 см; 3)13 см; 4) 26 см.
4. Найти площадь фигуры.
1)14 см2; 2) 35 см2;
3) 26 см2; 4) 27 см2.
8. Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее задание (смотрите приложение 1)
1. О каких геометрических фигурах шел разговор сегодня на уроке?
2. Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника, квадрата?
3. Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?
4. Что на уроке было самым сложным, простым?
5. Что вам больше всего понравилось на уроке; что не понравилось?
Мы сегодня не скучали,
а фигуры изучали.
Назовите их все дружно…
Как вы думаете – знать их нужно?
Ответы
№3 Карточка 2 Ответы: 1). 13 см; 2.). 12 см; 3).11 см;. 4). 30 см.
№5 Ответы: 1).35 см2; 2). 12 см2; 3).26 см.
4)Задача «Мозаика»
1. Таблица 1
|
Саша |
Маша |
Форма |
малый квадрат
|
большой квадрат
|
Количество фигур
|
64 шт. |
16 шт. |
2.Ответ: В
Объяснение: У нас «малых квадратов» 50,это меньше, чем 64 ,а «больших квадратов» 15,это меньше, чем 16.
Приложение 1
Домашнее задание : из книги Спивак А.В.
«Тысяча и одна задача по математике». 5 — 7 классы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.