Урок музыки №3 в 1 классе.
Тема: «Повсюду музыка слышна»
Цель урока: сформировать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель), показать, что каждое жизненное обстоятельство находят отклик в музыке.
Задачи урока:
· развивать музыкальные творческие способности, чувство ритма и музыкальный слух;
· закрепить понятия – звук, композитор, исполнитель, слушатель;
· познакомить с народными песенками-попевками;
· прививать навыки эмоционального восприятия музыки и внимательного слушания;
· воспитывать интерес к музыкальным занятиям, к музыкальному творчеству.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Регулятивные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.
Познавательные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Планируемые результаты:
Предметные: Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
Личностные: Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Музыкальное приветствие:
Динь, динь, дон – звенит звонок,
Начинается урок.
-Здравствуйте дети!
-Здравствуйте, учитель!
- Садитесь.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке? (Мы слушали хороводы разных народов мира).
(Слайд 2.)
· Хороводы каких стран прозвучали на прошлом уроке? (России, Молдавии, Греции).
(Слайд 2.)
· С каким хороводом познакомились в России? («Берёзка»).
(Слайд 2.)
· В Молдавии? («Хора» и «Сырба»).
(Слайд 2.)
· Какое название хоровода есть в Греции? (Сиртаки).
· Танцы разные были по характеру, отличались друг от друга? (Разные).
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
Учитель: Сегодня снова мы отправляемся в прекрасный мир музыки. И поведёт нас туда знакомая муза.
(Слайд 3.)
· Назовите её имя? (Терпсихора).
Учитель: Музыка живет во всем. Есть музыка природы: журчание ручья, весенняя капель, пение птиц, раскаты грома. Есть музыка, созданная людьми. Музыка – это украшение любого праздника.
(Слайд 4 - 5.)
Мультфильмы, кинофильмы были бы скучны, если бы в них не было музыки. Музыка – это часть нашей жизни.
Примеры музыки в мультфильмах и кино. (Видео)
· Где звучит музыка?
· Как будет звучать тема нашего урока?
(Слайд 6.)
Учитель: Тема нашего урока: «Повсюду музыка слышна».
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
· А кто сочиняет музыку? (Композитор).
Учитель: Ребята, как вы думаете:
·Кто сочиняет народные песни, танцы, наигрыши для различных музыкальных инструментов? (Народ).
· Какие народные песни знают или любят петь в вашей семье?
Учитель: Люди с давних лет любовались природой, поклонялись ее силам, придумывали различные песни - заклички.
Учитель: Давайте посмотрим мультфильм, в котором услышим подобные песенки.
(Слайд 7.)
Видеофрагмент: «Гори, гори, ясно»
(Слайд 8.)
Учитель: Пришло время немножко отдохнуть, и побыть исполнителями.
Физминутка. Исполнение произведения на шумовых музыкальных инструментах.
(Слайд 9.)
Учитель: Посмотрите, ребята, на экране Муза. Она принесла с собой книгу.
(Слайд 10.)
Давайте посмотрим, что же есть в этой книге. (Стихи, картинки).
Учитель: Муза хочет, чтобы вы попытались сами придумать музыку, т.е. стать кем? (Композиторами)
Учитель: Давайте поиграем в композиторов.
Учитель: Прежде чем сочинить мелодию песенки, надо подобрать стихи. Послушайте слова народных стихов-песенок.
·Расскажите, о каких событиях они рассказывают?
Чтение народных песенок-стихов.
Учитель: «Солнышко»:
·В песенке к кому обращаются, чего хотят? (К солнышку. Просят его выглянуть и быть добрым).
·С каким настроением надо прочитать эту песенку? Какое слово подходит к характеру данного стихотворения? (Радостно).
·Какую по характеру мы должны придумать мелодию? (Веселую, жалобную, напевную).
(Слайд 11.)
Учитель: «Дождик»:
·В каком характере, с каким настроение будем читать слова этой песенки? Какое слово подходит к характеру данного стихотворения? (Строго).
·Какая по характеру должна быть мелодия в этой песенке? (Строгая, уверенная).
(Слайд 12.)
Учитель: «Гори, гори ясно»:
·Определите настроение и характер этого текста. Какое слово подходит к характеру данного стихотворения? (Призывно).
·Определите, с каким настроением и характером должна получиться мелодия у этой песенки? (Веселая, радостная, оживлённая).
(Слайд 13.)
Учитель: «Трам, трам, трам»:
· С каким настроением следует прочитать это стихотворение? Выберите соответствующее слово. (Задорно).
· С каким характером придумаем мелодию к этой песенке? (Задорная, веселая, энергичная).
· Исполнять её будем как песню, как танец или как марш? (Как марш).
(Слайд 14.)
Учитель: «Баю, баюшки, баю»:
Мы устали за день: и солнышко встречали, и дождик призывали, и
маршировали. Наступил вечер.
· А какие песни поют детям вечером? (Колыбельные).
· Как звучат колыбельные? Найдите соответствующее слово. (Нежно).
Учитель: Прочитайте ласково, нежно с имитацией покачивания колыбельки.
· Какую мелодию по характеру мы должны придумать к колыбельной? (Нежную, ласковую, напевную, спокойную).
· (Слайд 15.)
Физминутка «Радуга-дуга»
Ролевая
«игра в композитора» - сочинение мелодий песенок:
Учитель:
А сейчас мы с вами превратимся в композиторов. Но чтобы песенка у
вас получилась красивой и мелодия соответствовала тексту, нужно определить ее
жанровую основу.
(Слайд 16.)
· Скажите, какие из этих стихотворений можно исполнить как песню, а какие – как танец или марш?
(Слайд 17.)
Сочиняют мелодию к «Солнышко»
Приёмы
исполнения:
- сочинение по фразам
- по цепочке
- разучивание и повторение хором наиболее удавшихся индивидуальных
импровизаций: самых ярких мелодий или даже отдельных интонаций.
Учитель: Молодцы! Вы сейчас были самыми настоящими композиторами! Сложно было? (Ответы детей)
5. Вокально-хоровая работа:
(Слайд 18.)
Учитель: Пришло время познакомиться с новой песней.
Учитель: Колыбельная песня пришла к нам из творчества народа, передаваясь из уст в уста.
Современные композиторы тоже сочиняли и сочиняют колыбельные песни. Одну из них мы сегодня постараемся разучить. Послушайте эту песню.
· Как поют эту колыбельную? (Мягко, нежно, плавно, напевно, и т.д.)
· О чём поётся в этой песне? (Беседа о содержании песни)
Учитель: Вспомните правило, как нужно слушать музыку? (В тишине).
Слушают: «Колыбельная» Кукутики.
· Как поют эту колыбельную? (Мягко, нежно, плавно, напевно, и т.д.)
· О чём поётся в этой песне? (Беседа о содержании песни)
Учитель: Перед тем, как начать исполнять песню, давайте вспомним о правилах:
исполнителя, как мы должны сидеть? (На краешке стула.)
· Ноги вместе на полу, как держим спину? (Спину прямо.)
· Где руки, как держим голову? (Руки на коленях, голова прямо).
Упражнения по восстановлению дыхания. Дыхательная гимнастика.
опустим.)
Учитель: А теперь представьте, что у вас в руках красивый букет ландышей, поднесем его к носу и вдохнём аромат с наслаждением так, чтобы живот надулся, и пояску стало тесно, но при этом плечи не поднимаем. Выдох через рот.
носику и вдохнем аромат с наслаждением так, чтобы животик надулся, и пояску
стало тесно, при этом плечи не поднимаем.
Распевание. Разучивание 1 куплета.
(Слайд 19.)
7. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: Давайте повторим о чём говорили сегодня на уроке.
· Где можно услышать музыку?
· В роли кого вы сегодня были на уроке? (В роли слушателя, исполнителя и композитора).
Учитель: На доске два смайлика.
ü Если вы сегодня все поняли и занятие не вызвало у вас затруднения, то нарисуйте один лучик смайлику с улыбкой.
ü А если вы ничего не поняли, вам было неинтересно на уроке, то нарисуйте лучик смайлику с грустным лицом.
Учитель: У нас получилось замечательное солнышко!
Спасибо вам за урок! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.