3 класс Урок №8
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Добрый день!
Добрый день!
Все отбросили мы лень?
В коридоре пел звонок
Это начался урок!!
2. Актуализация знаний.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Слайд 2)
ü Какие пьесы мы слушали на прошлом уроке?
ü Кто композитор этих произведений?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
Учитель: (Слайд 3) Музыка сопровождает человека каждый день и на протяжении всего дня. Мы с вами слушали утреннюю музыку, узнали, что музыка через интонации способна изобразить портрет человека. Сегодня продолжаем день вместе с музыкой.
Учитель: (Слайд 4) Посмотрите видеофрагмент и скажите, о ком или о чем здесь идет речь? (О игрушках)
Просмотр видеофрагмент «Песня игрушек» из к/ф «Приключение электроника».
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О играх и игрушках)
Учитель: (Слайд 5) Тема нашего урока звучит так:
Тема урока: «В детской. Игры и игрушки »
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 6) Посмотрите на портреты двух композиторов. Назовите их имена. (П. Чайковский, М. Мусоргский).
Учитель: (Слайд 7) Пётр Ильич Чайковский написал «Детский альбом», Модест Петрович Мусоргский – вокальный цикл под названием «Детская».
Учитель: (Слайд 8) Детская тематика раскрывается у Мусоргского в вокальном цикле «Детская».
Учитель: (Слайд 9) В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах.
Учитель: (Слайд 10) Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.
Учитель: (Слайд 11) Сейчас представьте, что вы заглянули внутрь дома и наблюдаете за сценками из жизни его маленьких обитателей. А увидеть эти сценки поможет вам музыка.
Учитель: (Слайд 12) Открывается цикл песней, которая называется «С няней». Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям самого Мусоргского, он «иногда не спал по ночам».
Учитель: (Слайд 13) Послушайте эту песню внимательно. Подумайте, сколько в ней действующих лиц, сколько исполнителей. Каков характер песни, меняется ли он?
Слушание «С няней» М.П. Мусоргский.
Учитель: Ответим на вопросы:
Ø Сколько исполнителей? (Один).
Ø Сколько действующих лиц в песне и кто они? (Двое: няня и малыш).
Ø А образы скольких сказок раскрываются в песне? (Образы двух сказок)
Ø О ком идет речь в первой сказке? (О буке страшном, который бродил по лесам и уносил детей).
Ø О ком рассказывала няня во второй сказке? Какая это сказка? (Веселая и смешная – о хромом царе и чихающей царице).
Учитель: (Слайд 14) А сейчас обратимся к музыке П. Чайковского. Послушаем пьесу «Нянина сказка» из «Детского альбома» и сравним ее с песней «С няней» М. Мусоргского.
Учитель: (Слайд 15) Подумайте, о чем эта сказка, и какие душевные состояния ребенка она передает?
Слушание: «Нянина сказка» П.И. Чайковский.
Учитель: Как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала? (Беспокойство, волнение, тревогу).
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать эти состояния души?
Учитель: Как вы думаете, о ком рассказывает няня малышу? (О ком- то страшном, может, о Бабе Яге. Няня хотела напугать малыша).
Учитель: (Слайд 16) А сейчас посмотрим видеофрагмент, и увидим, какие сказки рассказала няня малышу.
Просмотр «Нянина сказка» П.И. Чайковский.
Учитель: Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского? (В этих пьесах рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок).
Учитель: В чем различие? (Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьеса Чайковского – инструментальное произведение. Пьеса Чайковского представляет музыкальный рассказ самой няни, а песня Мусоргского – обращение ребенка к няне).
Физминутка (Слайд 17)
Учитель: (Слайд 18) Все дети любят играть. Девочки играют с куклами. Они с ними разговаривают, гуляют, танцуют, укачивают их. Мальчики играют с лошадками и машинками.
Учитель: (Слайд 19) Послушайте музыкальную пьесу. Скажите её название и композитора, сочинившего её.
Слушание фрагмент из «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.
Учитель: (Слайд 20) Скажите её название и композитора, сочинившего её? («Марш деревянных солдатиков». П.И. Чайковский)
Учитель: (Слайд 21) «Детский альбом» П.И. Чайковского включает в себя 24 пьесы и делится на несколько частей: утренний цикл «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама».
Учитель: (Слайд 22) Послушайте пьесу и своими движениями покажите персонажа музыки.
Слушание «Игра в лошадки» П.И. Чайковского.
Учитель: Охарактеризуйте это произведение? (Быстрый темп, громкая музыка, стремительный ритм)
В дневной цикл пьес входят «Марш деревянных
солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Вальс», «Новая кукла». Посмотрите
видео пьесы «Болезнь куклы» П.И. Чайковского.
Ученики смотрят видео пьесы «Болезнь куклы» П.И. Чайковского.
Учитель: Какой характер у музыки? Какие интонации вы услышали?
Ученики: Характер музыки спокойный, грустный, тревожный, обеспокоенный.
Услышали интонации плача, печали, грусти.
Учитель: (Слайд 23) В дневной цикл пьес входят «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Вальс», «Новая кукла».
Учитель: (Слайд 24) Послушайте пьесу «Болезнь куклы» П.И. Чайковского. Какой характер у музыки? Какие интонации вы услышали? (Характер музыки спокойный, грустный, тревожный, обеспокоенный. Услышали интонации плача, печали, грусти).
5. Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Песня: (Слайд 25-26)
6. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: (Слайд 27) Подведем итог урока:
Ø Назовите имена композиторов?
Ø Скажите названия вокального цикла М.П. Мусоргского и сборника пьес П.И. Чайковского?
Ø Послушайте, назовите произведение и композитора? («С няней» М.П. Мусоргский).
Ø Послушайте, назовите произведение и композитора? («Игра в лошадки» П.И. Чайковского).
Учитель: Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.