Конспект урока музыки 3 класс "В детской. Игры и игрушки"

  • docx
  • 15.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ход урока.docx

3 класс Урок №8

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1) Приветствие

Добрый день!

Добрый день!

Все отбросили мы лень?

В коридоре пел звонок

Это начался урок!!

2.                   Актуализация знаний.

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Слайд 2)

ü Какие пьесы мы слушали на прошлом уроке?

ü Кто композитор этих произведений?

3.                 Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.

Учитель: (Слайд 3) Музыка сопровождает человека каждый день и на протяжении всего дня. Мы с вами слушали утреннюю музыку, узнали, что музыка через интонации способна изобразить портрет человека. Сегодня продолжаем день вместе с музыкой.

Учитель: (Слайд 4) Посмотрите видеофрагмент и скажите, о ком или о чем здесь идет речь? (О игрушках)

Просмотр видеофрагмент «Песня игрушек» из к/ф «Приключение электроника».

Учитель:  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О играх и игрушках)

Учитель: (Слайд 5) Тема нашего урока звучит так:

Тема урока: «В детской. Игры и игрушки »

4.                 Работа над темой.  Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 6) Посмотрите на портреты двух композиторов. Назовите их имена. (П. Чайковский, М. Мусоргский).

Учитель: (Слайд 7) Пётр Ильич Чайковский написал «Детский альбом», Модест Петрович Мусоргский – вокальный цикл под названием «Детская».  

Учитель:  (Слайд 8) Детская тематика раскрывается у Мусоргского в вокальном цикле «Детская».

Учитель:  (Слайд 9) В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах.

Учитель:  (Слайд 10) Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.

Учитель:  (Слайд 11) Сейчас представьте, что вы заглянули внутрь дома и наблюдаете за сценками из жизни его маленьких обитателей. А увидеть эти сценки поможет вам музыка.

Учитель: (Слайд 12) Открывается цикл песней, которая называется «С няней». Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям самого Мусоргского, он «иногда не спал по ночам».

Учитель: (Слайд 13) Послушайте эту песню внимательно. Подумайте, сколько в ней действующих лиц, сколько исполнителей. Каков характер песни, меняется ли он?

Слушание «С няней» М.П. Мусоргский.

Учитель: Ответим на вопросы:

Ø Сколько исполнителей? (Один).

Ø Сколько действующих лиц в песне и кто они? (Двое: няня и малыш).

Ø А образы скольких сказок раскрываются в песне? (Образы двух сказок)

Ø О ком идет речь в первой сказке? (О буке страшном, который бродил по лесам и уносил детей).

Ø О ком рассказывала няня во второй сказке? Какая это сказка? (Веселая и смешная – о хромом царе и чихающей царице).

Учитель: (Слайд 14) А сейчас обратимся к музыке П. Чайковского. Послушаем пьесу «Нянина сказка» из «Детского альбома» и сравним ее с песней «С няней» М. Мусоргского.

Учитель: (Слайд 15) Подумайте, о чем эта сказка, и какие душевные состояния ребенка она передает?

Слушание: «Нянина сказка» П.И. Чайковский.

Учитель: Как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала? (Беспокойство, волнение, тревогу).

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать эти состояния души?

Учитель: Как вы думаете, о ком рассказывает няня малышу? (О ком- то страшном, может, о Бабе Яге. Няня хотела напугать малыша).

Учитель: (Слайд 16) А сейчас посмотрим видеофрагмент, и увидим, какие сказки рассказала няня малышу.

Просмотр «Нянина сказка» П.И. Чайковский.

Учитель: Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского? (В этих пьесах рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок).

Учитель: В чем различие? (Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьеса Чайковского – инструментальное произведение. Пьеса Чайковского представляет музыкальный рассказ самой няни, а песня Мусоргского – обращение ребенка к няне).

Физминутка (Слайд 17)

Учитель: (Слайд 18) Все дети любят играть. Девочки играют с куклами. Они с ними разговаривают, гуляют, танцуют, укачивают их. Мальчики играют с лошадками и машинками.

Учитель: (Слайд 19) Послушайте  музыкальную  пьесу.  Скажите  её  название  и  композитора, сочинившего её.

Слушание фрагмент из «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

Учитель: (Слайд 20) Скажите  её  название  и  композитора, сочинившего её? («Марш деревянных солдатиков». П.И. Чайковский)

Учитель: (Слайд 21) «Детский альбом» П.И. Чайковского включает в себя 24 пьесы и делится на несколько частей:  утренний  цикл  «Утренняя  молитва»,  «Зимнее  утро»,  «Игра  в  лошадки»,  «Мама».

Учитель: (Слайд 22) Послушайте пьесу и своими движениями покажите персонажа музыки.

Слушание «Игра в лошадки» П.И. Чайковского.

Учитель: Охарактеризуйте это произведение? (Быстрый темп, громкая музыка, стремительный ритм)

В  дневной  цикл  пьес  входят  «Марш  деревянных

солдатиков»,  «Болезнь  куклы»,  «Похороны  куклы»,  «Вальс»,  «Новая  кукла».  Посмотрите

видео пьесы «Болезнь куклы» П.И. Чайковского.

Ученики смотрят видео пьесы «Болезнь куклы» П.И. Чайковского.

Учитель: Какой характер у музыки? Какие интонации вы услышали?

Ученики:  Характер  музыки  спокойный,  грустный,  тревожный,  обеспокоенный.

Услышали интонации плача, печали, грусти.

Учитель: (Слайд 23) В  дневной  цикл  пьес  входят  «Марш  деревянных солдатиков»,  «Болезнь  куклы»,  «Похороны  куклы»,  «Вальс»,  «Новая  кукла». 

Учитель: (Слайд 24) Послушайте пьесу «Болезнь куклы» П.И. Чайковского. Какой характер у музыки? Какие интонации вы услышали? (Характер  музыки  спокойный,  грустный,  тревожный,  обеспокоенный. Услышали интонации плача, печали, грусти).

5.     Вокально-хоровая  работа:

Упражнения  по восстановлению  дыхания.

Дыхательная  гимнастика  по  Стрельниковой.

Распевание.

Песня: (Слайд 25-26)

6.                 Рефлексия (подведение итогов)

Учитель: (Слайд 27) Подведем итог урока:

Ø Назовите имена композиторов?

Ø Скажите  названия  вокального  цикла  М.П.  Мусоргского  и  сборника  пьес  П.И. Чайковского?

Ø Послушайте,  назовите произведение и композитора? («С няней» М.П. Мусоргский).

Ø Послушайте, назовите произведение и композитора? («Игра в лошадки» П.И. Чайковского).

Учитель: Домашнее задание