4 класс Урок №10
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Добрый день!
Добрый день!
Все отбросили мы лень?
В коридоре пел звонок
Это начался урок!!
2. Актуализация знаний.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Слайд 2)
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
Учитель: (Слайд 3) Ребята, кто является автором народных песен? (Народ)
Учитель: (Слайд 4) Как вы думаете, о чем мы поговорим на сегодняшнем уроке?
Тема урока: «Композитор – имя ему народ»
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 5) На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания и прошлом и мечты о будущем связаны с образами родной природы.
Учитель: (Слайд 6) О чём мы можем узнать из русских народных песен? (как праздновали, как воевали, как свадьбы справляли).
Учитель: (Слайд 7) В музыке разных народов восприятие мира, прежде всего, связано с восприятием природы.
Учитель: (Слайд 8) Для поэта, художника, композитора, как и для каждого из нас, не может быть природы без человека, как и человека без природы.
Учитель: (Слайд 9) Послушайте песни о природе разных народов мира и подумайте о сходстве или различии музыкального языка одной песни от другой.
Учитель: (Слайд 10) Первая страна, которая представит свою народную песню - это Япония.
Учитель: (Слайд 11) С древности японцы умели видеть бесценную красоту окружающей их природы.
Учитель: (Слайд 12) Сакура – японская вишня, символ Японии. В Японии есть праздник – день цветения сакуры. Люди терпеливо ждут, когда распустится первый цветок. Сакуре японцы посвящают стихи и песни.
Учитель: (Слайд 13) Послушайте японскую песню «Вишня» и скажите, какая она по характеру?
Слушание «Вишня» японская народная песня.
Учитель: Какая она по характеру? (Напевная, нежная, мелодичная, мягкая, спокойная)
Учитель: (Слайд 14) Вторая страна – это Беларусь.
Учитель: (Слайд 15) Природа Беларуси – это одно из уникальнейших, удивительнейших и захватывающих явлений на планете. Это край без морей и высоких горных массивов. Но зато там много густого леса, лугов, живописных рек и озер.
Учитель: (Слайд 16) Послушайте белорусскую народную песню «Реченька» и скажите, какая она по характеру?
Слушание «Реченька» белорусская народная песня.
Учитель: Какая она по характеру?
Учитель: (Слайд 17) Третья страна – это Россия.
Учитель: (Слайд 18) Природа России невероятно богата и многогранна. Здесь есть всё: и высокие горы, и засушливые пустыни, и бурные реки, и холодные моря. И всё это настолько прекрасно, что любоваться можно вечно.
Учитель: (Слайд 19) Во всех странах нашу страну узнают по русской народной песне «Калинка малинка».
Учитель: (Слайд 20) Послушайте р.н.п. «Калинка - малинка», и скажите, какой характер у этой песни?
Слушание р.н.п. «Калинка малинка»
Учитель: Что объединяет все три народные песни разных стран, которые мы послушали? (Любовь к родине, ее природе)
Физминутка (Слайд 21- 35)
Учитель: (Слайд 36) Народная песня как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству. Простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии.
Учитель: (Слайд 37) Первым русским композитором, который стал использовать народные мелодии в своём творчестве, был Михаил Иванович Глинка - основоположник русской композиторской музыки.
Учитель: Он оркестровал русскую народную плясовую мелодию «Камаринская» - получилась симфоническая пьеса «Камаринская».
Учитель: (Слайд 38) В «Камаринской» звучат мелодии двух народных песен - свадебной «Из-за гор, гор высоких» и плясовой «Камаринская». Здесь Глинка подражает русскому народному пению с подголосками.
Учитель: (Слайд 39) Послушайте вторую тему из симфонической пьесы «Камаринская» и скажите, какая она по характеру?
Слушание вторая тема из симфонической пьесы «Камаринская» М.И. Глинка.
Учитель: Охарактеризуйте это произведение?
Учитель: В чем разница между народной музыкой и музыкой композиторской?
5. Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Песня: (Слайд 40-41) «Калинка»
6. Рефлексия (подведение итогов)
Учитель: (Слайд 42) Подведем итог урока:
1. Какие песни звучали на уроке? Назовите страну?
2. С творчеством, какого композитора познакомились?
3. Какое произведение слушали?
Учитель: Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.