Дата: 17.09.2019
Предмет: Музыка
Класс: 2
Учитель: Орлова С.В.
Тема: Осенины
Цели урока:
Ø Знакомство с традициями русского народа.
Ø Разучивание и исполнение русских народных песен, закличек об осени.
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Серпы золотые. Русская народная попевка (пение).
Ø Осень. Русская народная песня (пение).
Ø Восенушка-осень. Русская народная песня-закличка (пение).
Ø Ю. Чичков, стихи И. Мазнина. Осень (пение).
Дополнительный материал:
Ø Картинки.
Ход урока:
Ребята, какое время года сейчас за окном? (осень). Тема урока «Осенины».
В конце сентября наступает всякому лету конец. В прошлые времена встречали осень у воды. По утрам выходили на берега рек, озёр встречать матушку Осенину. Женщина с овсяным хлебом становилась к центру хоровода, который молодые девушки водили вокруг неё. Осень, осень,В гости просим! – пели все вместе.
Потом разламывали хлеб и всех им угощали.
Вместе с Осенинами отмечали праздник урожая (Госпожинки). Люди ходили друг к другу в гости. Благо было чем угостить: ведь собран весь урожай.
ü Рассмотрите рисунки.
Через пять дней, когда осень зиме навстречу вышла, несли с поля последний сноп. Украшали его лентами. Девушке, которая несла сноп, надевали на голову венок из цветов и колосьев.
С этой поры птицы улетали, змеи и ящерицы уползали в норы. Приходила матушка Осенина.
ü Зачем люди пели жнивные песни и заклички?
ü Сегогдня мы выучим песни об осени.
Вокально-хоровая работа.
Ø Серпы золотые. Русская народная попевка (пение).
Ø Осень. Русская народная песня (пение).
Ø Восенушка-осень. Русская народная песня-закличка (пение).
Ø Ю. Чичков, стихи И. Мазнина. Осень (пение).
Мы познакомились с песнями и закличками об осени. Узнали о том, как отмечали в старину праздник урожая.
v самостоятельное разучивание песни об осени
Самоанализ урока
Проблема урока. Прогулка в осень давних времён.
Если в 1 классе мы учились, как можно увидеть и услышать осень, то во 2 классе мы знакомимся с народными традициями, историей страны: как исстари встречали осень в России.
Осенины , Госпожинки — что это за праздники в русской культуре, какие обряды в это время были обязательными для русского человека?
Учащиеся должны не только получить представление о праздновании Осенин на Руси, но и попытаться воплотить художественно-образное содержание народной музыки в пении и танцевальных движениях.
Этот урок был проведен с использованием элементов русских народных костюмов, атрибутов праздника матушки Осенины, народных музыкальных инструментов.
Ключевыми произведениями урока стали: фольклорные произведения и авторские песни: русская народная попевка «Серпы золотые», русская народная песня «Осень», песня-закличка «Восёнушка-осень» и песня ≪Осень≫ Ю. Чичкова на стихи И. Мазнина.
-Начать разговор об Осенинах уместно было с вопроса, какой сейчас месяц. (Сентябрь.)
-Работа с календарем: этот месяц на Руси называли вересень (период молотьбы), хмурень.
Уже по названию можно охарактеризовать этот период в природе.
-Вспоминаем с ребятами уже известное понятие «хоровод».
-Исполненяем песню «Осень», сопровождая пение выразительными движениями рук.
Слова песни расположены на экране.
Учащиеся характеризуют особенности в этой песне. (Протяжное исполнение, слоги распеваются на несколько звуков.)
Обращаю внимание на слова песни, характеризующие обильный урожай.
-Распев — это соединение нескольких звуков в песне на одном слоге.
Распевы очень часто встречаются в русских народных песнях.
Вопрос: кто сочиняет русские народные песни и является их композитором. (Народ.)
Ребятам интересно было узнать, что в старые времена, когда ещё не было письменности и люди не могли учиться так, как мы теперь, они сочиняли песни, в которых рассказывали о своей жизни, своих переживаниях,чувствах, событиях. Эти песни они пели друг другу, и так, из поколения в поколение, эти песни дошли до нас.
-В учебнике (с. 10) изображён фрагмент картины А. Смирнова «Осень».
Школьники определяют, какое время года здесь изображено. (Ранняя осень.) Как мы это определили? (Листья с деревьев ещё не опали, трава зелёная, цветы не поникли.) Уместно было вспомнить о том, кто изображает окружающий нас мир красками. (Художники.)
На знаменитой картине А. Венецианова «На пашне» передано настроение светлой радости и тишины. Спокойствием полна вся природа. Простор земли и неба, парящие в вышине облака, трепещущая нежная листва на деревьях — во всём радостная приподнятость.
Картина «Спящий пастушок» отражает отдых крестьян после работы. После тяжёлого труда они с радостью встречали праздник урожая — Госпожинки. Во время этого праздника люди ходили друг к другу в гости, благо было чем угощать: ведь весь урожай собран! Дети собирали последние колоски, бросали их на крыши домов и пели песни-заклички, закликающие хороший урожай.
-Заклички — это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям.
Исполнили песню-закличку «Восёнушка-осень».
Что закликали в осенних песнях-закличках? (Чтобы осень подарила богатый урожай и сытную зиму.)
Через пять дней, когда «осень зиме навстречу вышла», совершался обряд: несли с поля последний сноп. Украшали его лентами. Девушке, которая несла сноп, надевали на голову венок из цветов и колосьев. С этой поры птицы улетали, змеи и ящерицы залезали в норы. Приходила матушка Осенина.
-Обряд — это череда строго определённых обычаем действий, которым придавалось символическое значение.
-Далее прослушиваем песню Ю. Чичкова на стихи И. Мазнина «Осень».
Как в ней рассказывается об осени? Народная это песня или авторская? Почему дети так думают? Какую осень рисует музыка?
-В Рабочей тетради (с. 11) выполняем задание:
вписать в рамках, расположенных после названия каждой из услышанных на уроке русских народных песен, характер произведений.
-Домашнее задание: чтение «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина.
Заданием повышенного уровня стало самостоятельное разучивание песни об осени.
Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.
Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке:информационно-коммуникационные, технология проблемного обучения, игровые технологии , здоровьесберегающие технологии.
Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.
Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся.
В целом урок я считаю удавшимся, так как:
1) реализован замысел урока
2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель.
3) материал урока оказался доступным, интересным для учащихся.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.