Тема: «Зона степей»
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
Игра «Будь внимателен!»
— Послушайте, о чем я случайно услышала.
Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
«Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костер,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели...
Веселились, как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки —
Словом, мусора гора».
- Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)
2. Актуализация знаний.
- С
метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в
которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и
расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.
Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь
бурый медведь. (Тайга)
Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце
летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного
населения. (Арктика)
Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место
для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край
летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)
3. Погружение в проблему.
- Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь
жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы.
Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов.
(Степь)
- Какая это природная зона? Где же она расположена?
(Эту зону мы пока не знаем)
4. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему нашего урока.
5. Постановка учебной задачи.
-Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её
расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу
степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник , карта и дополнительный
материал, который находится у вас на партах.
6. Формирование новых знаний.
7. Рассказ учителя.
Степь — это равнинная ландшафтная зона, расположенная в умеренных и субтропических поясах Северного и Южного полушария. Степи распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.
К сожалению, этот вид природного ландшафта постепенно исчезает с лица земли. Причин много: распашка земли, браконьерство, интенсивный выпас скота, пожары.
Общая характеристика степи
Для степей характерно практически полное отсутствие деревьев. Исключения составляют искусственные насаждения вдоль проложенных дорог и лесополосы возле водоемов. Зато в степи произрастает большое количество травянистых растений и кустарников.
Однако стоит помнить, что равнинное безлесное пространство с влажным климатом уже не является степью. Это зона болотистых лугов, а на севере при таких условиях образуются тундры.
Природные зоны степей
Степная природная зона располагается между лесостепью и полупустыней. Степь – это безлесное пространство, сплошь покрытое травами. Травы образуют практически сомкнутый ковер.
Степные растения отличаются способностью переносить засуху и зной. Как правило, листья у степных растений мелкие, сероватые или сизо-зеленые. Многие растения обладают способностью сворачивать листья во время засухи, чтобы предотвратить испарение.
Поскольку степи занимают обширные пространства, виды растений очень разнообразны. Огромное значение для человека имеют, в первую очередь, кормовые растения: клевер, люцерна, кукуруза, подсолнечник, топинамбур. Свекла, картофель, а также зерновые: овес, ячмень, просо.
Среди степных растений также выделяют лекарственные травы и медоносы.
Животные степи мало чем отличаются от фауны пустынь и полупустынь. Им также приходится приспосабливаться к знойному лету и морозным зимам. Из копытных чаще всего встречаются антилопы и сайгаки, из хищников – лисы, волки и манулы. Много грызунов (сусликов, тушканчиков, сурков), пресмыкающихся и насекомых. Среди степных птиц обычно встречаются степные орлы, дрофы, жаворонки, луни. Большинство представителей пернатых зимой улетает в теплые края.
Многие степные животные и птицы находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу.
Виды степей
Виды степей выделяют в зависимости от соотношения злаковых и травянистых растений.
• Горные — характеризуются пышным разнотравьем. Пример — горные степи Кавказа и Крыма.
• Луговые, или разнотравные — здесь произрастает самое большое количество видов степных растений. Луговые степи контактируют с лесами, а почвы их богаты черноземом. К этому виду относится большая часть степей европейской части России и Западной Сибири.
• Ксерофильные — с обилием дерновинных злаков, в основном ковыля. Этот вид степей часто называют ковыльными. Например, южные степи в Оренбургской области.
• Пустынные, или опустыненные. Здесь больше всего полыни, перекати-поле, прутняка и эфемеров. Такими стали некогда богатые, разнотравные степи Калмыкии, которые в результате деятельности человека постепенно превращаются в пустыни.
Климат степей
Главная особенность всех степей — засушливость. Тип климата — от умеренно-континентального до резко континентального. Средняя норма годовых осадков редко превышает отметку в 400 мм. В степях преобладает ветреная погода, а лето характеризуется большим количеством солнечных дней. Зимы малоснежные, зато часты бураны и метели.
Еще одна особенность степей — резкий перепад дневной и ночной температуры, так как ночью температура может падать на 15-20ºC. Эти условия роднят степи с пустынями.
В степях часто бывают пыльные бури, которые влияют на эрозию почвы и приводят к образованию балок и оврагов.
Почвы степей, расположенных в умеренном климатическом поясе весьма плодородны и активно используются в сельском хозяйстве. В основе — чернозем, лишь ближе к южным широтам встречаются каштановые почвы.
Интересные факты о степи
• В разных странах степи имеют свое название. В Австралии и Африке — это саванна, в Южной Америке — льянос и пампа, или пампасы, в Северной Америке — прерии, а в Новой Зеландии — туссоки.
• В Европе степи сохранились, в основном, в заповедных зонах. А вот в Сибири до сих пор есть целинные степи — Курайская, Чуйская.
• На 1 кв. км степного пространства обитает больше насекомых, чем людей во всем мире.
• В степях обитают самые крупные птицы. В России — дрофы, а в Африке — страусы.
VI. Физкультминутка
IX. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» (Ученики говорят по цепочке или по выбору учителя.)
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за работу на уроке? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.