Конспект урока на тему: «Анализаторы. Строение и функции зрительного анализатора»
Оценка 4.7

Конспект урока на тему: «Анализаторы. Строение и функции зрительного анализатора»

Оценка 4.7
docx
13.12.2021
Конспект урока на тему: «Анализаторы. Строение и функции зрительного анализатора»
Конспект урока на тему Анализаторы. Строение и функции зрительного анализатора.docx

Конспект урока на тему: «Анализаторы. Строение и функции зрительного анализатора»

Тема урока: «Строение и функции анализаторов. Зрительный анализатор»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: сформировать понятия о строении анализаторов и их функциях; изучить строение и функции зрительного анализатора; раскрыть значение зрения

Задачи:

1.    Разъяснить, что анализатор является единой системой, состоящей из рецепторов, проводящих путей, соответствующих чувствительных центров КБП.

2.    Рассмотреть вопрос о достоверности получаемой информации и выяснить природу иллюзий. Раскрыть значение зрения, строение и функции глаза.

3.    Рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию.

4.    Выяснить роль колбочек и палочек в формировании зрительных образов в КБП.

5.    Дать представление о бинокулярном зрении.

Методы урока:
Словесные: объяснение, рассказ с элементами беседы
Наглядные: таблица «Глаз», презентация, видеофильм «Как устроен глаз и как он работает»

Оборудование: видеофильм «Как устроен глаз и как он работает», мультимедийный проектор, таблица «Строение глаза».

Циклограмма:

Организационный момент (2 мин)
Изучение нового материала. (30 мин)
Закрепление изученного (10 мин)
Домашнее задание (1 мин)

Ход урока:

1.    Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним, какую роль играет нервная система? Что такое нейрон? Аксон? Дендрит? Рефлекс?

Итак, нервная система определяет работу органов чувств и поведение человека.

Сегодня на уроке мы рассмотрим понятия органы чувств, анализаторы и более подробно остановимся на понятии зрительный анализатор. Откройте тетради, запишите тему урока «Анализаторы. Строение и функции зрительного анализатора».

2.            Изучение нового материала

Долгое время считалось, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств: глазами видим, ушами слышим, языком ощущаем вкус, носом чувствуем запахи, кожей ощущаем какие-либо поверхности, давление, температуру. На самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия. Оптика нашего глаза фокусирует изображение на зрительные рецепторы сетчатки глаза. Ухо превращает звуковые колебания в механические колебания жидкости внутреннего уха, которые улавливаются слуховыми рецепторами. В любом случае анализ внешних событий и внутренних ощущений начинается с раздражения рецепторов — чувствительных нервных окончаний и заканчивается в нейронах головного мозга.

Рецепторы способны воспринимать и переводить нервные импульсы только на определенный набор раздражений. Их опознание происходит только в коре большого мозга, где показания всех рецепторов складываются в единый образ.

Анализатор — система, состоящая из рецепторов, проводящих нервных путей и центров в коре больших полушарий, (записать в тетрадь)

Каждый анализатор обладает своей модальностью (способом получения своей информации): зрительной, слуховой, вкусовой и т.д. возбуждения, возникающие в рецепторах, имеют одну и ту же природу — электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов. Каждый нервный импульс поступает в соответствующую ему зону коры большого мозга: первичную, вторичную и третичную. В первичных происходит анализ ощущений, во вторичных — формирование образов, полученных от органов чувств (зрения, слуха), в третичных — воспроизводятся образы (ситуации), полученные от органов чувств (зрения, слуха).

Значение анализаторов. Как привило, анализаторы дают верное представление об окружающей действительности. Благодаря анализаторам мы ярко и четко воспринимаем те события, которые происходят с нами в данный момент. Но также мы можем воспроизвести в памяти то. что было в недалеком прошлом, но эти события уже не будут такими же яркими, и спутать их с действительностью мы не можем. При некоторых заболеваниях, в сознании человека могут возникнуть образы, которых нет на самом деле. Это галлюцинации.

Но возможны и ошибки, когда на них действует не свойственный им раздражитель (надавливание на глазное яблоко, удар). Некоторые ошибки восприятия вызываются физическими причинами. Ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной, так как преломление света в воде и воздухе разное. Такие кажущиеся изображения называют иллюзиями.

Всю информацию об окружающей нас среде получаем мы с помощью сенсорных систем. Какие сенсорные системы вы знаете?

Анализаторы отвечают за осуществление оптимальной реакции организма на изменение среды, при условии сохранения относительного постоянства его внутренней среды.

Анализатор включает в себя: {записать в тетрадь)

— Периферический отдел (рецептор) органы чувств (зрения, слуха, вкуса.обоняния, осязания и др.)
— Проводниковый отдел (чувствительные нервы или нервные пути)
— Центральный отдел (определенные центры коры больших полушарий)

Виды анализаторов: (записать в тетрадь)

Анализатор

Периферический отдел

Проводниковый отдел

Центральный отдел

Зрительный

Фоторецепторы сетчатки глаза

Зрительный нерв

Зрительная зона в затылочной доле КБП

Слуховой

Слуховые рецепторы кортиева органа

Слуховой нерв

Слуховая зона в височной доле КБП

Вестибулярный

Рецепторы полукружных каналов и отолитового аппарата

Вестибулярный, затем слуховой нерв

Вестибулярная зона в височной доле КБП

Обонятельный

Обонятельные рецепторы в полости носа

Обонятельный нерв

Обонятельные ядра и обонятельные центры височной доли КБ11

Вкусовой

Рецепторы ротовой полости

Лицевой, языкоглоточный нерв

Вкусовая зона в теменной доле КБП

Сенсомоторный

а) чувствительный

Осязательные рецепторы кожи

Спинно-таламический путь: нервы кожной чувствительности

Соматосенсорная зона в задней центральной извилине КБ11

б) двигательный

Проприорецепторы мышц и суставов

Чувствительные нервы скелетно-мышечного аппарата

Соматосенсорная и моторная зоны в передней центральной извилине КБП

 Функции анализаторов: (записать в тетрадь)

— обнаружение и различение сигналов
— преобразование и передача сигналов в центры КБП
— анализ и распознание сигналов

Таким образом, анализаторы обеспечивают воспроизводство раздражений, что позволяет лучше адаптироваться к окружающей среде.

Зрительный анализатор дает нам возможность различать предметы, определять их месторасположение в пространстве, следить за их передвижениями.

Примерно 90 % информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. Это очень много. Поэтому можно сказать, что глаза для человека — главный орган чувств.

Итак, давайте решим проблему урока как же устроен человеческий глаз? Какую форму имеет глаз, (форму шара, поэтому ею и называют «глазным яблоком»). Где располагается 1лазное яблоко? (на лицевой части черепа в полости глазного углубления — глазнице). Диаметр его 25 мм, масса 7.58 мг. Кроме основного аппарата глаза глазного яблока, в состав органа зрения входят вспомогательные приспособления, служащие для защиты глаза. Какие? (брови, веки, ресницы, слезные железы).

   Орган зрения — воспринимающий отдел зрительного анализатора, служит для восприятия световых раздражений. (записать в тетрадь)

%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%8b%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b94

Органы зрения — два глаза — расположены в глазных впадинах черепа (глазницах, или орбитах). Приспособлениями для защиты глаз служат надбровные дуги черепа, брови, веки, ресницы и слезная жидкость, образующаяся в слезном аппарате (слезных железах) для их смазки и дезинфекции.

(фильм «Как устроен глаз и как он работает»)

   Глазное яблоко, как мы уже выяснили, имеет форму шара. Оно прикреплено к глазнице шестью глазодвигательными мышцами и соединено зрительным нервом с головным мозгом. Что происходит в результате сокращения или расслабления этих мышц9 (движение глазного яблока вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения).

Снаружи глазное яблоко покрыто белочной оболочкой — склерой, она защищает глаз от повреждении. Большая часть глазного яблока ‘заполнена прозрачной массой  стекловидным телом. Оно придает форму глазу и содержит питательные вещества. Спереди склера переходит в тонкую прозрачную роговицу, пропускающую лучи света внутрь глаза, сзади – в решетчатую пластинку, через которую проходят волокна зрительного нерва. Она заполнена жидкостью, по составу близкой к спинномозговой жидкости.

Под белочной оболочкой (склерой) находится сосудистая оболочка с пигментным слоем черного цвета.

Как вы думаете, почему именно черного? (благодаря черному цвету, свет внутри глаза не рассеивается).

Сосудистая оболочка пронизана кровеносными сосудами и спереди образует радужку (радужную оболочку), цвет которой зависит от ее толщины и количества находящегося в ней пигмента. При изменении количества света, падающего на  глаз, две мышцы в радужке поочередно сужают и расширяют зрачок круглое отверстие в центре радужки. Она регулирует количество света, попадающего в глаз. На ярком свету рачок сужается, а в темноте — расширяется.

Размер зрачка также зависит от эмоционального состояния: у человека в гневе зрачок сужается, от радости и счастья – расширяется. Сразу за зрачком расположен хрусталик.

Какую форму имеет хрусталик? (форму двояковыпуклой линзы). Хрусталик – прозрачная линза, которая с помощью подходящих к ней связок может немного менять кривизну – становиться то более выпуклой, то более плоской. Этот процесс называется аккомодацией.

   Адаптация — приспособленность глаза к восприятию света разной яркости.

 Аккомодация  — приспособленность глаза четко видеть предметы на разном расстоянии благодаря эластичности хрусталика.

После 1 часа пребывания в темноте светочувствительность глаза увеличивается в 200 раз.

Системы

 

Строение

Функции

Вспомо-гатель-

ные

Брови

Волосы

Отводят пот со лба

Веки

Кожные складки с ресницами

Защита от ветра, пыли, ярких лучей

Слезный аппарат

Слезные железы и слезовыводящие пути

Увлажнение, очистка, дезинфекция

Обо-

лочки

Белочная

Наружная плотная оболочка, состоит из соединительной ткани

Защита от механических и химических повреждений, от микроорганизмов

Сосудистая

Сеть кровеносных сосудов; на внутренней стороне — слой черного пигмента

Питание глаза, пигмент поглощает световые лучи

Сетчатка

Палочки + колбочки — фоторецепторы

Восприятие света, преобразование его в нервные импульсы

Опти-

ческие

Роговица

Прозрачная передняя часть белковой оболочки

Преломляет лучи света

Водянистая влага

Жидкость, находящаяся в передней камере глаза

Пропускает лучи света

Радужка

Передняя часть сосудистой оболочки с пигментом и мышцами

Регулирует количество света при изменении диаметра

Зрачок

Отверстие в радужной оболочке

Хрусталик

Двояковыпуклая эластичная линза, ресничная мышца

Преломляет и фокусирует лучи света, аккомодация

Стекловидное тело

Прозрачное студенистое вещество

Поддерживает внутриглазное давление, пропускает лучи света

Свето-

воспри-

нима-

ющие

Фоторецепторы

Палочки + колбочки

Палочки — сумерки, форма;Колбочки — цвет

Например, когда предмет находится далеко, хрусталик становится более плоским, когда близко — более выпуклым, фокусируя световые лучи на задней внутренней стенке глаза сетчатке, которая состоит из нескольких слоев нервных клеток.

Слой, примыкающий к сосудистой оболочке, образован фоторецепторными клетками палочками и колбочками (рецепторы сетчатки).

Палочки (которых больше (около 130 млн), чем колбочек(около 7 млн) очень быстро возбуждаются даже слабым светом, но не воспринимают цвет. Они сосредоточены преимущественно в центральной части сетчатки в желтом пятне.

Желтое пятно — участок сетчатки напротив зрачка, образованный колбочками. Цвет воспринимают колбочки, но они возбуждаются медленно и только ярким светом. Перед палочками и колбочками располагаются нервные клетки, которые воспринимают информацию, полученную от зрительных рецепторов. Аксоны нейронов образуют зрительный нерв. В месте, где он выходит, нет зрительных рецепторов. Здесь находится слепое пятно.

Слепое пятно — лишенная рецепторов область сетчатки, откуда выходит зрительный нерв пучок длинных отростков нервных клеток, передающий в зрительные центры промежуточного мозга зрительную информацию в форме слабых нервных импульсов. Рядом с выходом нерва находятся вход артерии и выход вены.

Зрительные нервные пути так устроены, что левая часть поля зрения попадает в правое полушарие коры большого мозга, а правая часть поля зрения в левое.

Благодаря тому, что наши глаза располагаются не по бокам головы, как у многих животных, мы видим один и тот же предмет сразу обоими глазами. Такое зрение называется бинокулярным. Оно позволяет видеть предметы объемными и очень точно оценивать расстояния до них. Движение глаз позволяет выделить какие-то признаки предметов и их соотношение’ и. таким образом, формировать образы предметов, сохраняющиеся в памяти.

Вырабатывается 0,5 л. слезной жидкости в год. Сетчатка содержит 125 млн. палочек, 6,5 млн. колбочек. Теоретически человек может увидеть огонек свечи па расстоянии 200 км.

Глаз большинства людей может различить примерно 150 цветов, а глаз профессионала — например художника ~ различает около 15 тыс. цветов!

Зрительный анализатор обеспечивает восприятие величины, формы, цвета предметов, их взаимное расположение и расстояние между ними.

Нерв, управляющий движением глаза состоит из 25 тыс. нейронов; в обычных условиях используется только 4 тыс.

Зрительная зона коры ГМ, где формируется образ, переворачивает изображение обратно.

У женщин острее видит правый глаз и лучше слышит правое ухо, у мужчин — наоборот.

 Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Природа предусмотрела надежную защиту глаз. Самый первый барьер – веки. Как только глаз заметит, что к нему что-то приближается, веки сразу же закрываются. В основном движется только верхнее веко (в нижнем нет мышц, которые поднимали бы его). Веки защищают глаз от ветра, яркого света и пыли. Моргая, они очищают поверхность глаза и увлажняют его слезной жидкостью.

Некоторые люди думают, что слезы на глазах появляются только когда человек плачет. На самом деле это не так. Слезная жидкость выделяется постоянно, она омывает, увлажняет и обеззараживает глаз.

Также защитную функцию выполняют брови и ресницы. Они состоят из множества коротких волосков. На верхнем веке у человека растет до 100-150 ресничек, на нижнем в 2 раза меньше. От чего защищают ресницы? (от попадания пылинок). А от чего брови? (задерживают стекающие со лба капельки пота).

Глаз человека с идеальным зрением хорошо фокусируется и на дальних, и на близких предметах. Но многие люди хорошо видят вдаль, но плохо вблизи. Это нарушение зрения называется дальнозоркостью. При близорукости, наоборот, человек четко видит перед собой, а отдаленные предметы – как в тумане. Оба эти недостатка связаны с тем, что хрусталик не способен сфокусировать изображение на сетчатке, оно оказывается размытым. Причиной этого может быть: привычка низко наклоняться над книгой, чтение в транспорте, чтение лежа, при недостаточном освещении и т.д.

Косоглазие – это, когда движения глаз не связаны друг с другом. Глаза человека с таким нарушением направлены в разные стороны. Хорошо при этом видит только один глаз. Исправить положение позволяют очки.

Конъюнктивит. Конъюнктива – прозрачная оболочка глаза. Она покрывает заднюю поверхность век и переднюю часть глаз до роговицы. Она выделяет слизь, которая снижает трение век при мигании. При раздражении пылью, химическими веществами она краснеет и нагнаивается. Возникает конъюнктивит. Глаза чешутся, болят, слезятся. Причина: микробы, заносимые в глаз грязными руками.

Помутнение хрусталика – катаракта. Это нарушение возникает с возрастом. Причины: нарушение обмена веществ, травмы, радиоактивное облучение. Помутневший хрусталик офтальмологи удаляют. Больному выписывают очки с большими диоптриями или заменяют на искусственный.

Травмы глаз также опасны. Поэтому нужно защищать глаза от различных повреждений.

1.    Закрепление изученного

Теперь давайте закрепим изученный материал.

Что же такое анализатор? (система, состоящая из рецепторов, проводящих нервных путей и центров в коре больших полушарий)

Какие сенсорные системы есть у человека? (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, вестибулярная)

Что такое галлюцинации и иллюзии? (галлюцинации — образы, которых нет на самом деле; иллюзии — кажущиеся изображения)

Какую возможность дает нам зрительный анализатор? (различать предметы, определять их месторасположение в пространстве, следить за их передвижениями)

Какие оболочки различают в глазе? (белковая и сосудистая)

Какие особенности строения глаза позволяют свету проходить к сетчатке? (наличие

двояковыпуклого хрусталика, который собирает свет в одной точке, а затем рассеивает его на сетчатке)

Какие свойства есть у хрусталика? (становиться более выпуклым, более плоским)

Какое значение имеют мышцы, двигающие глазное яблоко? (повороты глазного яблока вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения)

Что регулирует количество света, попадающего в глаз? (зрачок)

%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%8b%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9-7

1.    Небольшое отверстие в центре радужной оболочки, которое рефлекторно с помощью мышц может расширяться или сужаться, пропуская в глаз необходимое количество света.

2.    Двояковыпуклое прозрачное образование, расположенное за зрачком.

3.    Выпукло-вогнутая линза, через которую свет проникает внутрь глаза

4.    Внутренняя оболочка глаза.

5.    Отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие на определенные раздражители.

6.    Рецепторы сумеречного света.

7.    Нарушение зрения, при котором хрусталик теряет эластичность и близко расположенные предметы расплываются.

8.    Углубление в черепе.

9.    Вспомогательный аппарат, защищающий глаз от пыли.

10.  Орган зрения.

11.  Прозрачное и бесцветное тело, заполняемое внутренность глаза.

12.  Средняя часть сосудистой оболочки, в которой содержится пигмент, определяющий цвет глаз.

13.  Место выхода зрительного нерва, где нет рецепторов.

14.  Один из вспомогательного аппарата.

15.  Наружная оболочка.

16.  Белковая оболочка.

17.  Нарушение зрения, когда изображение предмета фокусируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое.

18.  Рецепторы способные реагировать на цвета.

19.  Защитные образования от стекающего со лба пота.

20.  Сложная система, обеспечивающая анализ раздражения и контролирующая двигательную и трудовую деятельность человека.

1.    Домашнее задание

§  § 48,49.

Сообщения «Гигиена зрения», «Глазные болезни»

Выполнить лабораторную работу на стр.249 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

Найти пословицы и поговорки, связанные со зрением, с глазом.

2.           Страничка из тетради ученика

  Анализатор — система, состоящая из рецепторов, проводящих нервных путей и центров в коре больших полушарий.

  Анализатор включает в себя:

Периферический отдел (рецептор) — органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания и др.)

Проводниковый отдел (чувствительные нервы или нервные пути)

Центральный отдел (определенные центры коры больших полушарий)

   Виды анализаторов:

1)

Зрительный

2)

Слуховой

3)

Вестибулярный (равновесие)

4)

Обонятельный

5)

Вкусовой

6)

Сенсомоторный

А) чувствительный

Б) двигательный

   Функции анализаторов:

— обнаружение и различение сигналов

— преобразование и передача сигналов в центры КБП

— анализ и распознание сигналов

   Орган зрения — воспринимающий отдел зрительного анализатора, служит для восприятия световых раздражений.

%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%8b%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b98

Аккомодация — приспособленность глаза четко видеть предметы на разном расстоянии благодаря эластичности хрусталика

1.    Список использованной литературы

Бруновт Е.П. и др. Уроки по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1968 – 224 с.

Все предметы школьной программы в кратком изложении: 8-й кл. / И.В. Текучева, Д.Г. Чижов, Л.И. Слонимский и др. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 478, [2] с.

Колесов Д.В. Биология. Человек: Учеб.для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 336 с.: ил.

Новейший универсальный справочник школьника: 5-11 классы / С.Ю. Курганов, Н.А. Гырдымова, Н.И. Слабун и др. – М.: Эксмо, 2011. – 848 с. – (Новейшие справочники школьника).

Семенов Э.В., Мамонтов С.Г., Коган В.Л. Биология: Пособие для поступающих в вузы / Под ред. С.Г. Мамонтова. – М.: Высш. шк., 1984. – 352 с., ил.

Человек / М.О. Лукьянов, Н.Н. Малофеева, Л.С. Сергеева и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2013. – 96 с. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).

Экзаменационные вопросы и ответы. Биология. 9 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 352 с.


 

Конспект урока на тему: «Анализаторы

Конспект урока на тему: «Анализаторы

Закрепление изученного (10 мин)

Закрепление изученного (10 мин)

Значение анализаторов. Как привило, анализаторы дают верное представление об окружающей действительности

Значение анализаторов. Как привило, анализаторы дают верное представление об окружающей действительности

Вкусовой Рецепторы ротовой полости

Вкусовой Рецепторы ротовой полости

Как устроен глаз и как он работает»)

Как устроен глаз и как он работает»)

Вспомо-гатель- ные Брови

Вспомо-гатель- ные Брови

Слепое пятно — лишенная рецепторов область сетчатки, откуда выходит зрительный нерв пучок длинных отростков нервных клеток, передающий в зрительные центры промежуточного мозга зрительную информацию в…

Слепое пятно — лишенная рецепторов область сетчатки, откуда выходит зрительный нерв пучок длинных отростков нервных клеток, передающий в зрительные центры промежуточного мозга зрительную информацию в…

А от чего брови? (задерживают стекающие со лба капельки пота)

А от чего брови? (задерживают стекающие со лба капельки пота)

Какие свойства есть у хрусталика? (становиться более выпуклым, более плоским)

Какие свойства есть у хрусталика? (становиться более выпуклым, более плоским)

Отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие на определенные раздражители

Отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие на определенные раздражители

Слуховой 3) Вестибулярный (равновесие) 4)

Слуховой 3) Вестибулярный (равновесие) 4)

Колесов Д.В. Биология. Человек:

Колесов Д.В. Биология. Человек:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2021