Конспект урока на тему: Биосфера.Среды жизни
Оценка 4.6

Конспект урока на тему: Биосфера.Среды жизни

Оценка 4.6
docx
13.12.2021
Конспект урока на тему:  Биосфера.Среды жизни
Конспект урока на тему Биосфера.Среды жизни.docx

Конспект урока на тему: «Биосфера. Среды жизни»

Тема урока: «Биосфера. Среды жизни»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Изучить основные понятия о биосфере, её структуру и функции; выяснить какие среды жизни существуют.

Задачи:

1.    Знать о распределении живого вещества в биосфере, роли биосферы в преобразовании неживой природы.

2.    Воспитывать бережное отношение к природе, повысить мотивацию к изучению биологии.

3.    Сформировать у учеников чувство экологического воспитания.

Методы урока:

Словесные: объяснение, рассказ с элементами беседы.

Наглядные: иллюстрации учебника; демонстрационные карточки: «Обитатели водной среды», «Обитатели наземно-воздушной среды», «Обитатели почвы», «Организм как среда обитания».

Оборудование: учебник Биология. Введение в общую биологию и экологию; демонстрационные карточки.

Циклограмма:

Организационный момент (3 мин)

Изучение нового материала. (30 мин)

Закрепление изученного (10 мин)

Домашнее задание (1 мин)

Ход урока:

1.    Организационный момент

Здравствуйте ребята! На сегодняшнем уроке мы начинаем изучать новую главу под названием Биосферный уровень. Изучая эту главу вы узнаете: о биосфере и особенностях существования организмов в различных ее средах; об основных видах средообразующей деятельности организмов и биогеохимических циклах; об основных закономерностях эволюции биосферы. Итак, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Биосфера. Среды жизни».

2.            Изучение нового материала

Понятие биосферы. Рее природные экосистемы (био­геоценозы) связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли, которую можно рассматривать как самую большую экосистему. Оболочку Земли — ее сушу, воды и ок­ружающее воздушное пространство, населенное живыми су­ществами, — называют биосферой, т. е. сферой жизни.

Состав биосферы и ее основное свойства определяются взаимодействием ее биотического (живого) и абиотического (неживого) компонентов.

%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%8b%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9

%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%8b%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b96

Биосфера — целостная, сложно организованная система, развивающаяся по своим внутренним законам и под дейст­вием внешних сил, в том числе космических.

Биосфера — продукт эволюции Земли. Живое вещество иг­рает огромную роль в развитии нашей планеты. К такому вы­воду пришел русский ученый В. ИВернадский, исследовав состав и эволюцию земной коры. Он доказал, что полученные данные не могут быть объяснены лишь геологическими при­чинами, без учета роли живого вещества в геохимической миг­рации атомов.

Биосферу можно сравнить с огромной машиной, рабо­та которой зависит от одного решающего фактора — энергии: не будь ее, все немедленно остановилось бы. В биосфере роль основного источника энергии играет солнечное излучение.

Живые организмы не просто зависят от лучистой энергии Солнца, они выступают как гигантский аккумулятор (накопи­тель) и уникальный трансформатор (преобразователь) этой энергии. О том, как происходит это накопление и преобразова­ние энергии, вы узнаете из последующих разделов учебника.

Биосфера характеризуется разнообразием природных ус­ловий, зависящих от широты и рельефа местности, от сезон­ных изменений климата. Но основная причина этого разно­образия — деятельность самих живых организмов.

Между организмами и окружающей их неживой приро­дой происходит непрерывный обмен веществ, и поэтому раз­ные участки суши и моря отличаются друг от друга по физи­ческим и химическим показателям.

Ученые считают, что на Земле обитает около 2 млн (а ре­ально — до 5 млн) видов живых организмов; каждый вид объединяет миллионы и миллиарды особей, определенным образом распределенных в пространстве. Каждый вид по-своему взаимодействует с окружающей средой. Деятель­ность живых организмов создает удивительное разнообра­зие окружающей нас природы. Это разнообразие служит га­рантией сохранения жизни на Земле.

Жизненные среды. В пределах биосферы можно выде­лить четыре основные среды обитания. Среда обитания – это то, что окружает живой организм. Это водная среда, наземно-воздушная среда, почва и среда, образуемая самими живыми организмами.

   Вода служит средой обитания для многих организмов. Обитателей            водной среды называют гидробионтами. Из воды же они получают все необходимые для жизни вещества: пищу, воду, газы. Поэтому, как бы ни бы­ли разнообразны водные организмы, все они должны быть приспособлены к главным особенностям жизни в водной сре­де. Эти особенности определяются физическими и химиче­скими свойствами воды.

В толще воды постоянно парит множество мелких расте­ний и животных, ведущих жизнь во взвешенном состоянии. Способность к парению обеспечивается не только физически­ми свойствами воды, обладающей выталкивающей силой, но и специальными приспособлениями самих организмов, на­пример многочисленными выростами и придатками, значи­тельно увеличивающими поверхность их тела и, следователь­но, повышающими трение об окружающую жидкость. Плот­ность тела таких животных, как медузы, очень близка к плотности воды. Удерживаться в толще воды помогает им к тому же характерная форма тела, напоминающая парашют.

У активных пловцов (рыб, дельфинов, тюленей и др.) ве­ретенообразная форма тела, а конечности в виде ласт. Их пе­редвижение в водной среде облегчается, кроме того, благо­даря особому строению внешних покровов, выделяющих специальную смазку — слизь, снижающую трение о воду.

Вода обладает очень высокой теплоемкостью, т. е. свойст­вом накапливать и удерживать тепло. По этой причине в воде не бывает резких колебаний температуры, которые часто случаются на суше. Очень глубокие воды могут быть очень холодными, однако благодаря постоянству температуры у животных смог развиться ряд приспособлений, обеспечи­вающих жизнь даже в этих условиях.

Животные могут жить на огромных океанских глубинах. Растения же выживают только в верхнем слое воды, куда попадает лучистая энергия, необходимая для фотосинтеза. Этот слой называют фотической зоной. Так как поверх­ность воды отражает большую часть света, даже в наиболее прозрачных океанских водах толщина фотической зоны не превышает 100 м. Животные больших глубин питаются либо живыми организмами, либо останками животных и растений, постоянно опускающимися вниз из верхнего слоя.

Подобно наземным организмам водные животные и рас­тения дышат, им требуется кислород. Количество раство­ренного в воде кислорода снижается с увеличением темпе­ратуры. Причем в морской воде кислород растворяется ху­же, чем в пресной. По этой причине воды открытого моря тропического пояса бедны живыми организмами. И наобо­рот, полярные воды богаты планктоном — мелкими рачка­ми, которыми кормятся рыбы и крупные китообразные.

Очень важен для жизни солевой состав воды. Особенное значение для организмов имеют ионы Са2+. Моллюскам и ра­кообразным кальций необходим для построения раковины или панциря. Концентрация солей в воде может сильно из­меняться. Вода считается пресной, если в одном ее литре со­держится менее 0,5 г растворенных солей.  Морская вода от­личается постоянством солености и содержит в среднем 35 г солей в одном литре.

   Наземно-воздушная среда, освоенная в ходе эволюции позже водной, более сложна и разнообразна, и ее населяют более высокоорганизованные живые организмы. Обитатели наземно-воздушной среды – аэробионты.

Наиболее важным фактором жизни обитающих здесь ор­ганизмов являются свойства и состав окружающих их воз­душных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опор­ные ткани — внутренний и наружный скелет. Формы дви­жения очень разнообразны: бегание, прыгание, ползание, полет и др. В воздухе летают птицы и некоторые виды насе­комых. Потоки воздуха разносят семена растений, споры, микроорганизмы.

Воздушные массы постоянно находятся в движении. Тем­пература воздуха может меняться очень быстро и на боль­ших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют Многочисленные приспособления, позволяющие вы­держивать резкие перепады температуры или избегать их. Наиболее замечательным из них является развитие тепло­кровности, возникшее именно в наземно-воздушной среде.

Важное значение для жизни растений и животных имеет химический состав воздуха (78% азота, 21% кислорода и 0,03% диоксида углерода). Диоксид углерода, например, является важнейшим сырьевым источником для фотосинтеза. Азот воздуха необходим для синтеза белков и нукле­иновых кислот.

Количество водяных паров в воздухе (относительная влажность) определяет интенсивность процессов транспира­ции у растений и испарения с кожи некоторых животных. Организмы, живущие в условиях низкой влажности, имеют многочисленные приспособления, предотвращающие силь­ные потери воды. Так, например, у пустынных растений мощная корневая система, способная насасывать в растение воду с большой глубины. Кактусы запасают воду в тканях и экономно ее расходуют. У многих растений для уменьшения испарения листовые пластинки превращены в колючки. Многие пустынные животные в самый жаркий период впа­дают в спячку, которая может длиться несколько месяцев.

   Почва — это верхний слой суши, преобразованной в резуль­тате жизнедеятельности живых существОбитатели почвенной среды обитания – геобионты. Это важный и очень сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями. Жизнь почвы необычайно богата. Некоторые орга­низмы проводят в почве всю жизнь, другие — часть жизни. Между частицами почвы имеются многочисленные полости, которые могут быть заполнены водой или воздухом.   Поэтому почву населяют как водные, так и воздуходышащие организ­мы. Огромную роль играет почва в жизни растений.

Условия жизни в почве во многом определяются клима­тическими факторами, важнейшим из которых является температура. Однако по мере погружения в почву колеба­ния температуры становятся все менее заметными: быстро затухают суточные, а по мере увеличения глубины и сезон­ные изменения температур.

Даже на небольшой глубине в почве царит полная темно­та. Кроме того, по мере погружения в почву падает содержа­ние кислорода и растет содержание углекислого газа. Поэто­му на значительной глубине могут обитать лишь анаэробные бактерии, в то время как в верхних слоях почвы помимо бак­терий в обилии встречаются грибы, простейшие, круглые черви, членистоногие и даже относительно крупные живот­ные, прокладывающие ходы и строящие убежища, напри­мер кроты, землеройки, слепыши.

   Тела многих организмов служат жизненной средой для других организмов. Это относится не только к паразитизму, но и к некоторым другим формам взаимоотношений между организмами, о чем более подробно будет сказано в следую­щих разделах учебника. Очевидно, что условия жизни вну­три другого организма характеризуются большим посто­янством по сравнению с условиями внешней среды.  Поэто­му организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и системы, необходимые свободноживущим видам. У них не развиты органы чувств или органы движения, зато возникают при­способления (часто весьма изощренные) для удержания в теле хозяина и эффективного размножения. Организмы, населяющие живые существа – эндобионты (паразиты).

Задание: используя текст учебника, заполните таблицу.

Жизненные среды

Среда

Условия среды

Приспособления организмов

Водная

Плотная, подвижная, высокая теплопроводность. На глубине высокое давление, при высокой солености мало кислорода, свет проникает только на глубину 100м.

Растения обитают в основном на поверхности. Животные имеют органы передвижения – плавники, форма тела обтекаемая. Особое внутреннее строение. Специфические органы чувств (боковая линия), органы дыхания – жабры. Не нужны приспособления для низких температур.

Наземно-воздушная

Среда не плотная, давление небольшое, много кислорода, света. Вода распределена неравномерно, разная влажность воздуха, могут быть сезонные перепады температуры.

Большинство животных – теплокровные, у которых есть приспособления для сезонных изменений температуры. У животных развиты скелет и мышцы, есть различные формы передвижения, хорошо развиты органы чувств.

Растения образуют множество экологических групп, приспособленных к тем или иным факторам среды (свет, влажность, температура)

Почва

Кислорода мало, света нет, высокая плотность, отсутствие колебания температуры

Жизнь только до глубины 1-5 м, животные мелкие, в основном черви и насекомые.

Много грибов и бактерий. У животных есть органы копания, глаз нет, развиты обоняние и слух.

Тела организмов

Постоянные условия среды (температура, влажность, наличие пищи).

Организмы-паразиты утрачивают органы чувств, органы передвижения, некоторые внутренние органы. Хорошо развиты органы прикрепления и размножения.

1.    Закрепление изученного

Теперь давайте закрепим изученный материал.

Какие среды обитания живых организмов выделяют?

Какие особенности характеризуют водную среду обитания? Какие приспособления выработались у живых организмов, обитающих в водной среде?

Что характерно для наземно–воздушной среды обитания? Какие приспособления выработались у живых организмов, обитающих в наземно–воздушной среде?

В чем особенности почвы как среды обитания?

В чем особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?

2.           Домашнее задание

Пункт 6.1.. на странице 172. Записи в тетради.

3.           Страничка из тетради ученика

   Оболочку Земли — ее сушу, воды и ок­ружающее воздушное пространство, населенное живыми су­ществами, — называют биосферой, т. е. сферой жизни.

Состав биосферы и ее основное свойства определяются взаимодействием ее биотического (живого) и абиотического (неживого) компонентов.

%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%8b%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b93

Среда обитания – это то, что окружает живой организм. Это водная среда, наземно-воздушная среда, почва и среда, образуемая самими живыми организмами.

Обитателей водной среды называют гидробионтами. Обитатели наземно-воздушной среды – аэробионты. Обитатели почвенной среды обитания – геобионты. Организмы, населяющие живые существа – эндобионты (паразиты).

Жизненные среды

Среда

Условия среды

Приспособления организмов

Водная

Плотная, подвижная, высокая теплопроводность. На глубине высокое давление, при высокой солености мало кислорода, свет проникает только на глубину 100м.

Растения обитают в основном на поверхности. Животные имеют органы передвижения – плавники, форма тела обтекаемая. Особое внутреннее строение. Специфические органы чувств (боковая линия), органы дыхания – жабры. Не нужны приспособления для низких температур.

Наземно-воздушная

Среда не плотная, давление небольшое, много кислорода, света. Вода распределена неравномерно, разная влажность воздуха, могут быть сезонные перепады температуры.

Большинство животных – теплокровные, у которых есть приспособления для сезонных изменений температуры. У животных развиты скелет и мышцы, есть различные формы передвижения, хорошо развиты органы чувств.

Растения образуют множество экологических групп, приспособленных к тем или иным факторам среды (свет, влажность, температура)

Почва

Кислорода мало, света нет, высокая плотность, отсутствие колебания температуры

Жизнь только до глубины 1-5 м, животные мелкие, в основном черви и насекомые.

Много грибов и бактерий. У животных есть органы копания, глаз нет, развиты обоняние и слух.

Тела организмов

Постоянные условия среды (температура, влажность, наличие пищи).

Организмы-паразиты утрачивают органы чувств, органы передвижения, некоторые внутренние органы. Хорошо развиты органы прикрепления и размножения.

Список использованной литературы

Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 303, [1] с. : ил.

Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии / А.О. Рувинский, Л.В. Высоцкая, с.М. Глаголев и др.; под ред. А.О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – 544 с.: ил.

Уроки общей биологии. Пособие для учителей. Под ред. В.М. Корсунской. Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1977. – 319 с.: ил.

Чернова Н.М. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 304 с.: ил.


 

Конспект урока на тему: «Биосфера

Конспект урока на тему: «Биосфера

Итак, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Биосфера

Итак, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Биосфера

Биосфера — продукт эволюции Земли

Биосфера — продукт эволюции Земли

Плот­ность тела таких животных, как медузы, очень близка к плотности воды

Плот­ность тела таких животных, как медузы, очень близка к плотности воды

В воздухе летают птицы и некоторые виды насе­комых

В воздухе летают птицы и некоторые виды насе­комых

Тела многих организмов служат жизненной средой для других организмов

Тела многих организмов служат жизненной средой для других организмов

Какие особенности характеризуют водную среду обитания?

Какие особенности характеризуют водную среду обитания?

Среда обитания – это то, что окружает живой организм

Среда обитания – это то, что окружает живой организм

Чернова Н.М. Основы экологии: Учеб

Чернова Н.М. Основы экологии: Учеб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2021