Конспект урока по детской литературе с практикум по выразительному чтению
Тема: «К.Д.Ушинский – великий педагог и детский писатель»
Кол-во часов: 2 часа.
Цель: Расширение и обобщение знаний студентов о педагогической и литературной деятельности К.Д.Ушинского.
Задачи:
1. Познакомить с отдельными фактами биографии писателя, оказавшими влияние на его интерес к педагогической деятельности (ПК 3.1, ОК.1, ОК.4)
2. Продолжать учить анализировать произведения, выделять характерные особенности отдельной группы произведений (ОК.4, ОК.9).
3. Помочь определить и сформулировать требования к подбору произведений для КДЧ разных возрастных групп (ПК 3.3, ПК 3.4).
4. Продолжать воспитывать творческую активность учащихся, желание ориентироваться в мире методических идей и иметь свою позицию в этом вопросе (ОК.1, ОК.2, ОК.4, ОК.9).
Материал к уроку:
1. Презентация к уроку.
2. Раздаточный: Произведения К.Д.Ушинского.
Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний с элементами беседы).
Вид контроля: выборочный.
Ход урока:
Уважаемые студенты, тема нашего урока «К.Д.Ушинский – великий педагог и детский писатель».
СЛАЙД 1
К.Д.Ушинский – великий педагог и детский писатель
|
При изучении курса общей педагогики вы знакомились с этим именем. Вспомните, почему Ушинского считают величайшим педагогом и называют учителем всех русских учителей? – Он является основоположником отечественной педагогической науки.
СЛАЙД 2
Страницы биографии
|
Родился в г.Туле, где служил в то время его отец, но детство и отрочество прошло в небольшом украинском городке Новгород-Северский на Черниговщине.
СЛАЙД 3
Родители
|
Начальное образование получил дома под руководством матери.
СЛАЙД 4
Страницы биографии 1. Новгород-Сиверская гимназия 2. Московский университет |
В гимназию поступил сразу в 3-й класс и окончил с отличием. Учеба в Московском университете, а именно лекции блестящих преподавателей того времени (профессор истории Т.Н.Грановский и профессор философии государства и права П.Г.Редкин), оказали влияние на последующий выбор Ушинского заняться педагогикой.
СЛАЙД 5
Преподавательская деятельность 1. Ярославский Демидовский юридический лицей 2. Гатчинский сиротский институт |
В 1846 году началась преподавательская деятельность в Ярославском Демидовском лицее.
В Гатчинском сиротском институте обнаружил архив одного из прежних инспекторов Е.О.Гугеля, в котором нашел «полное собрание педагогических книг». Под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, написал одну из лучших своих статей «О пользе педагогической литературы». После общественного успеха статьи Ушинский становится постоянным автором «Журнала для воспитания»
СЛАЙД 6
Преподавательская деятельность 1. Смольный институт благородных девиц |
Помимо реформы института, открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц.
Одновременно стал редактировать Журнал министерства народного просвещения, что в корне изменило его содержание.
СЛАЙД 7
Пребывание за границей
|
Изучение опыта постановки школьного дела за границей помогло Ушинскому в дальнейшем в разработке теоретических положений русской педагогики.
СЛАЙД 8
Учебные книги
|
Как вы думаете, почему он написал эти книги? – Модернизируемой стране нужны были школы, для школ – учителя и книги. Ушинский горячо ратовал и за обучение самих учителей, поэтому ввел новую форму для этого – семинары.
СЛАЙД 9
Последний главный научный труд
|
«Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». В нем дается обоснование предмета педагогики, ее основных закономерностей и принципов.
СЛАЙД 10
Память
|
Константин Дмитриевич похоронен на Украине. Знаменитый памятник перед зданием нашего университета – дань уважения великому учителю и педагогу.
СЛАЙД 11
Система взглядов Ушинского
|
Заложил научные основы развития отечественной педагогики как науки, что всецело отвечало назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.
СЛАЙД 12
Высказывание Л.Н. Модзалевского об Ушинском
|
Согласны ли вы с данными словами? Почему? Ваши суждения.
СЛАЙД 13
Произведения для детей
|
Произведения для детей выходят в разнообразных сборниках, включающих рассказы, сказки, как для самых маленьких, так и для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
СЛАЙД 14
Рассказы о животных
|
Читаем и анализируем: Чем интересны эти рассказы? О чем рассказывает писатель? Каким языком написаны эти рассказы? Какому возрасту детей адресованы?
Какой общий вывод можно сделать? – появление вывода на слайде.
СЛАЙД 15
Рассказы о детях
|
Читаем и анализируем: Какую направленность имеют эти рассказы? Чему учат детей? Почему рассказ «Умей обождать» написан в сказочном жанре?
Какой общий вывод можно сделать? – появление вывода на слайде.
СЛАЙД 16
Познавательные рассказы
|
Читаем и анализируем: почему эти рассказы называют познавательными? Какие конкретные знания и о чем дает детям автор? Подтвердите ответы примерами из текста.
Какой общий вывод можно сделать? – появление вывода на слайде.
СЛАЙД 17
Сказки
|
Какие виды сказок представлены? – Народные, в обработке писателя, но есть и авторская (литературная).
Читаем и анализируем: Какие характерные черты присутствуют в сказках писателя? Подтвердите примерами из текста.
Какой общий вывод можно сделать? – появление вывода на слайде.
СЛАЙД 18
Особенности языка произведений писателя
|
Читаем текст на слайде. Почему язык произведений Ушинского признан образцовым? Ваши суждения? Как можете прокомментировать последнее высказывание писателя?
СЛАЙД 19
Заключение
|
Как вы понимаете слова В.П.Потемкина о том, что Ушинский принадлежит и нашей современности?
СЛАЙД 20
ЛИТЕРАТУРА: Основная:
Дополнительная:
|
Домашнее задание:
1) выписать в тетрадь из Программы, по которой работает ваша ДОО, все произведения К.Ушинского по возрастным группам;
2) написать резюме* о том, почему данные произведения, написанные писателем в XIX веке, не теряют своей актуальности и в XXI веке?
------------------
*Резюме – это краткий вывод из сказанного, написанного или прочитанного, сжато излагающий основные положения. (Толковый словарь Д.Н.Ушакова. – М.: Альта-Принт, 2005. – 1216 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.