Подготовила:
Учитель начальных классов
МБОУ лицея №3
Васькина В. С.
Конспект
урока окружающего мира
«Первые русские князья»
Цель: сформировать у учащихся образное представление о первых русских князьях.
Задачи: воспитывать интерес к истории;
развивать логическое мышление, речь, любознательность;
умение работать по карте;
Оборудование: демонстрационное оборудование, презентация, справочная литература
I. Организация класса. Слайд 1
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок окружающего мира (из учебника истории выпадают карточки с именами первых русских князей)
Что это за карточки? (На доску прикрепляются карточки с именами)
- Давайте прочитаем имена.
-Как вы думаете, что они означают?
- Каким образом они связаны с нашим уроком? Хотите узнать?
2Обьявление темы урока.
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с историей нашей Родины.
Тема урока: Первые русские князья.(записана на доске)
3.Введение в тему.
-Как ученые узнают о событиях, которые произошли много веков назад? (Находки археологов, остатки поселений, городов, оружие, монета, а также древние книги)
- Давайте закроем глаза и представим: Древняя Русь, монастырь, в монастыре сидит монах и ведет летопись.
(Инсценирование)
Учитель зажигает свечу, выходит ученик, переодетый в летописца.
Вея чистую быль от нелепиц,
Проходя между бездн и высот.
Летописец – старик, страстотерпец,
Страшный крест свой по жизни несет…
Монах. Еще одно последнее сказанье
И летопись окончена моя.
-На Руси первой летописью считается «Повесть временных лет».
- Кто ее автор?(Она была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором)
Показать книгу. Я хочу показать современную версию этой летописи.
- Для чего нужна летопись? ( Из летописи мы узнаем все, что хранит память о прошлом)
Слайд 2.
- Посмотрите на карту. О чем она рассказывает? (О поселениях людей, линии и цвета показывают границы государства, кружками обозначены города, цветом обозначены реки, государства)
- Какие государства вы нашли? (Венгрия, Польша)
Слайд 3
- Как вы думаете, зачем нужно государство? (Слайд о государств).
-Кто сегодня управляет нашим государством)?(Президент Д. А Медведев)
Слайд .4
- Как вы думаете, кто в древности управлял государством?
- Кто такой князь? (Работа со словарем) (Слайд о князе)
IV. Изучение нового материала
Слайд 5 (карта Древней Руси)
Вступительное слово
- История русского государства насчитывает более 1000 лет.
Правления у славян не было, такого, как у нас теперь. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.
- Мирно ли жили племена?
Опыт с яблоком.
Было у отца два сына. Решили они поделить землю, их сыновья опять поделили землю и так далее. Что происходит?
(В летописи рассказывается следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них ссоры да драки, и решили выбрать себе князя , но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени послы и сказали таковы слова:
Монах. Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите к нам княжить и владеть нами.
.(Слайд 6)
И первым князем на Руси стал Рюрик.. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. По одной из версий от имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
- Итак, первым стал княжить Рюрик
Монах. В лето 882 года сел княжить Олег в Киеве, и сказал: «Это будет мать городам русским».
2. Самостоятельная работа по учебнику
Откройте учебник стр. 14. Найдите текст «Князь Олег»
- Что вы узнали о князе Олеге? (слайд 8)
Многие поэты и писатели обращались к прошлому с описанием исторических событий. Одним из них был А. С. Пушкин.
Я предлагаю вам послушать отрывок из произведения «Песнь о вещем Олеге» и ответить на вопрос:
- Каким вы представляете себе Олега?
Звучит отрывок.
- Сбылись ли слова кудесника, вы узнаете, прочитав это произведение. (Показ книги Пушкина)
- Каким вы представляете себе Олега? (слайд 9)
2. Прочитать рассказ о князе Игоре вслух.
Слайд 10
Словарная работа: древляне, дань.( слайд 11). Попробуйте догадаться о значении слова полюдье.
- Как погиб Игорь?
Слайд 12
Монах. В лето 946 года Ольга же устремилась с сыном к городу Искоростеню , так как именно те убили мужа ее. И стояла Ольга все лето и не могла взять города…
- Кто из вас знает, как отомстила Ольга за смерть своего мужа? Как вы думаете, почему княгиня Ольга так жестоко отомстила?
Слайд 13
- Далее летопись рассказывает о неустанных заботах княгини по «устроению земли русской» и называет Ольгу «мудрейши всех человек».
- Сына княгини Ольги и Игоря – Святослава – называли «князь-воин». Как вы думаете, почему? Предположите.
Слайд 14
- Опишите, какой Святослав. (честный, преданный, мужественный, могучий богатырь, благородный, доблестный, храбрый) Подтвердите словами из текста.
Слайд 15 Битва с половцами
- Какие черты князя Святослава вы хотели воспитать в себе? (слайд16. Поражение Святослава)
V. Физминутка-игра
Монах. Хочу испытать вас, ребята, запомнили ли вы деяния великих своих предков.
VI. Первичное закрепление с комментированием.
Кроссворд. Слайд 17
1. «Кому принадлежат слова»Да не посрамим земли русской, но костьми ляжем, дабы мертвые не знают позора»?(Святослав)
2. Первый русский князь, пригашенный новгородцами (Рюрик)
3.Князь, который отправился за данью в землю древлян, и там погиб.(Игорь)
4.Князь, захвативший власть в Новгороде после смерти Рюрика и отправившийся в Киев. Этот поход положил начало Древнерусского государства
5.Кто принял крещение в Византии и жестоко отомстил древлянам?
Монах. Я вижу, ребята, что писал летопись не зря. (Монах задувает свечу и уходит)
VII. Обобщение и закрепление.
Работа по тетради с.6 №6. Соедини имя князя и событие, связанное с ним.
Самопроверка. Слайд 18.
Князь Олег |
Погиб в бою с печенегами |
Князь Игорь |
Прибил щит на врата Царьграда |
Князь Святослав |
Собирал дань с древлян |
Проверка выполненного задания.
VIII. Итог урока
Давайте вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока. Что означают эти имена?
Давайте представим ленту времени и отметим, где место князей на ленте? До Рюрика было государство? А история? Значит в каком месте поместим Рюрика?
- Кто был следующий?
Заполнение ленты времени именами князей.
- На Святославе история закончилась?
- Представляете, сколько всего интересного нам предстоит узнать.
- Что вам было интересно на уроке? Где можно применить эти знания в жизни?
IX. Оценивание.
Давайте посчитаем, сколько вы заработали на уроке полосок?
IX. Домашнее задание. Слайд 19.
Прочитать в учебнике стр. 16,выполнить №10 в тетради. Отметить правильные утверждения
XI.Итог. Слайд 20.
Закончить урок я хотела бы словами А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно. Желаю вам быть любознательными в изучении истории.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.