Конспект урока на тему "Первые русские князья", построенный на технологии проблемного обучения
Оценка 5

Конспект урока на тему "Первые русские князья", построенный на технологии проблемного обучения

Оценка 5
docx
22.04.2020
Конспект урока на тему "Первые русские князья", построенный на технологии проблемного обучения
Технология проблемного обучения.docx

Подготовила:

Учитель начальных классов

МБОУ лицея №3

Васькина В. С.

     

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

 урока окружающего мира

 

«Первые русские князья»

 

Цель: сформировать  у учащихся образное представление о первых русских князьях.

Задачи: воспитывать интерес к истории;

 развивать логическое мышление, речь, любознательность;

умение работать по карте;

Оборудование: демонстрационное оборудование, презентация, справочная литература

I. Организация класса.              Слайд 1

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок окружающего мира (из учебника истории  выпадают карточки с именами первых русских князей)

Что это за карточки?  (На доску прикрепляются карточки с именами)

-  Давайте прочитаем имена.

-Как вы думаете, что они означают?

- Каким образом они связаны с нашим уроком? Хотите узнать?

2Обьявление темы урока.

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с историей нашей Родины.

Тема урока: Первые русские князья.(записана на доске)

 

3.Введение в тему.

-Как ученые узнают о событиях, которые произошли много веков назад? (Находки археологов, остатки поселений, городов, оружие, монета, а также древние книги)

- Давайте закроем глаза и представим:  Древняя Русь, монастырь, в монастыре сидит монах и ведет летопись.

(Инсценирование)

Учитель зажигает свечу, выходит ученик, переодетый в летописца.

Вея чистую быль от нелепиц,

Проходя между бездн и высот.

Летописец – старик, страстотерпец,

Страшный крест свой по жизни несет

Монах. Еще одно последнее сказанье

И летопись окончена моя.

 

-На Руси первой летописью считается «Повесть временных лет».

 - Кто ее автор?(Она была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором)

Показать книгу. Я хочу показать современную версию этой летописи.

- Для чего нужна летопись? ( Из летописи мы узнаем все, что хранит память о прошлом)

 

Слайд 2.

- Посмотрите на карту. О чем она рассказывает? (О поселениях людей,  линии и цвета показывают границы государства, кружками обозначены города, цветом обозначены реки, государства)

- Какие государства вы нашли? (Венгрия, Польша)

Слайд 3

- Как вы думаете, зачем нужно государство?  (Слайд о государств).

-Кто сегодня  управляет нашим государством)?(Президент Д. А Медведев)

Слайд .4

- Как вы думаете, кто в древности управлял государством?

- Кто такой князь? (Работа со словарем) (Слайд о князе)

 

IV.  Изучение нового материала

Слайд 5 (карта Древней Руси)

Вступительное слово

- История русского государства насчитывает более 1000 лет.

Правления у славян не было, такого, как у нас теперь. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.

- Мирно ли жили племена?

Опыт с яблоком.

Было у отца два сына. Решили они поделить землю,  их сыновья опять   поделили землю и так далее. Что происходит?

(В летописи рассказывается следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них ссоры да драки, и решили выбрать себе князя , но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени послы и сказали таковы слова:

 Монах. Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите к нам княжить и владеть нами.

.(Слайд 6)

И первым князем на Руси стал  Рюрик..   Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. По одной из версий от имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

- Итак, первым стал княжить Рюрик

Монах. В лето 882 года сел княжить Олег в Киеве, и сказал: «Это будет мать городам русским».

2. Самостоятельная работа по учебнику

Откройте учебник стр. 14. Найдите текст «Князь Олег»

- Что вы узнали о князе Олеге? (слайд 8)

Многие поэты и писатели обращались к прошлому с описанием исторических событий.  Одним из них был А. С. Пушкин.

Я предлагаю вам послушать отрывок из произведения «Песнь о вещем Олеге» и ответить на вопрос:

- Каким вы представляете себе Олега?

Звучит отрывок.

- Сбылись ли слова кудесника, вы узнаете, прочитав это произведение. (Показ книги Пушкина)

- Каким вы представляете себе Олега? (слайд 9)

2. Прочитать рассказ о князе Игоре вслух.

Слайд 10

 Словарная работа: древляне, дань.( слайд 11).  Попробуйте догадаться о значении слова полюдье.

- Как погиб Игорь?

Слайд 12

Монах. В лето 946 года Ольга же устремилась с сыном к городу Искоростеню , так как именно те убили мужа ее. И стояла Ольга все лето и не могла взять города…

- Кто из вас знает, как отомстила Ольга за смерть своего мужа? Как вы думаете, почему княгиня Ольга так жестоко отомстила?

Слайд 13

- Далее летопись рассказывает о неустанных заботах княгини по «устроению земли русской» и называет Ольгу «мудрейши всех человек».

- Сына княгини Ольги и Игоря – Святослава – называли «князь-воин». Как вы думаете, почему? Предположите.

Слайд 14

- Опишите, какой Святослав. (честный, преданный, мужественный, могучий богатырь, благородный, доблестный, храбрый) Подтвердите словами из текста.

Слайд 15 Битва с половцами

  - Какие черты князя Святослава вы хотели воспитать в себе? (слайд16. Поражение Святослава)

V. Физминутка-игра

Монах. Хочу испытать вас, ребята, запомнили ли вы деяния великих своих предков.

VI. Первичное закрепление с комментированием.

Кроссворд. Слайд 17

1.                 «Кому принадлежат слова»Да не посрамим земли русской, но костьми ляжем, дабы мертвые не знают позора»?(Святослав)

 

2.                 Первый русский князь, пригашенный новгородцами (Рюрик)

          3.Князь, который отправился за данью в землю древлян, и там погиб.(Игорь)

 

4.Князь, захвативший власть в Новгороде после смерти Рюрика и отправившийся в Киев. Этот поход положил начало Древнерусского государства

 

5.Кто принял крещение в Византии и жестоко отомстил древлянам?

Монах. Я вижу, ребята, что писал летопись не зря. (Монах задувает свечу и уходит)

 

 

VII. Обобщение и закрепление.

Работа по тетради с.6 №6. Соедини имя князя и событие, связанное с ним.

Самопроверка. Слайд 18.

 

Князь Олег

Погиб в бою с печенегами

Князь Игорь

Прибил щит на врата Царьграда

Князь Святослав

Собирал дань с древлян

 Проверка выполненного задания.

 

VIII. Итог урока

Давайте вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока. Что означают эти имена?

Давайте представим ленту времени и отметим, где место князей на ленте? До Рюрика было государство? А история? Значит в каком месте поместим Рюрика?

- Кто был следующий?

Заполнение ленты времени именами князей.

- На Святославе история закончилась?

- Представляете, сколько всего интересного нам предстоит узнать.

- Что вам было интересно на уроке? Где можно применить эти знания в жизни?

 

IX. Оценивание.

Давайте посчитаем, сколько вы заработали на уроке полосок?

 

IX. Домашнее задание. Слайд 19.

Прочитать в учебнике стр. 16,выполнить №10 в тетради. Отметить правильные утверждения

XI.Итог.  Слайд 20.

Закончить урок я хотела бы словами А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно. Желаю вам быть любознательными в изучении истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока окружающего мира «Первые русские князья»

Конспект урока окружающего мира «Первые русские князья»

Монах. Еще одно последнее сказанье

Монах. Еще одно последнее сказанье

И первым князем на Руси стал

И первым князем на Руси стал

VI . Первичное закрепление с комментированием

VI . Первичное закрепление с комментированием

IX . Домашнее задание. Слайд 19

IX . Домашнее задание. Слайд 19
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020