Конспект урока "Нарушение экологического равновесия"
Оценка 4.8

Конспект урока "Нарушение экологического равновесия"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география +2
5 кл—11 кл
16.05.2022
Конспект урока "Нарушение экологического равновесия"
Внеклассное занятие "Нарушение экологического равновесия"
Конспект внеклассного занятия Нарушение экологического равновесия.docx

Конспект классного часа «Нарушение экологического равновесия»

    Форма урока: урок-исследование.

Ключевые понятия: «экологическая катастрофа», «экологическая культура», «экологическая грамотность».

Цели:

образовательная:

§  изучить факторы, вызывающие нарушение экологического равновесия через загрязнение природных вод;

§  формировать умения работать с различными источниками информации;

воспитательная:

§  формирование чувства ответственности за окружающую среду;

развивающая:

§  формирование критического мышления;

§  развитие опыта творческой деятельности;

§  развитие навыков исследовательской деятельности.

Оборудование:

- компьютер или диапроектор для демонстрации слайдов;

- фотографии, картинки, слайды с изображением природы (должен подготовить ведущий фоторепортажа).

Ход классного часа

I.                   Вступительное слово учителя.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

Современное значение слова экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. Чаще всего под экологическими вопросами понимаются прежде всего вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду. Экологическая безопасность – это способность противостоять угрозам по отношению к жизни, здоровью, благополучию, основным правам человека, источникам жизнеобеспечения, ресурсам, социальному порядку и предотвращение чрезвычайных ситуаций. Предотвращение ЧС, спасение жизни людей и является задачей нашего курса.

Звучит запись звуков природы (пение птиц, журчание ручейка), переходящих в детский смех.
Работа учащихся проходит в группах.
2. На доске записаны слова: Я ЖИЗНЬ ПРИРОДА
- Попробуйте выбрать главное, на ваш взгляд, из этих слов. Запишите это слово.
Почему вы считаете его важным?

 

3.Просмотр видео фрагмента « Как прекрасна наша Земля» и «     

Экологические катастрофы»
Земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у Земли есть. И эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой Землей!

    Природа взывает о помощи

Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. Именно хозяйственная деятельность людей является причиной глобальных экологических проблем, среди которых:

- загрязнение атмосферы;

- загрязнение вод мирового океана;

- загрязнение почв;

- парниковый эффект;

- радиоактивное загрязнение;

- истребление флоры и фауны.

Промышленность, котельные, транспорт - три основных источника загрязнения атмосферы. Во многих городах уже сейчас остро стоит проблема очистки воздуха. Миллионы горожан во всем мире уже сейчас вынуждены покупать чистую воду. Мировой океан загрязнен нефтью, тяжелыми металлами, бытовыми отходами. Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, бытовой мусор. Радиоактивное загрязнение - это заражение такими элементами, распад которых сопровождается излучением. Это излучение может продолжаться несколько лет, проникая в живые организмы и вызывая в них различные мутации. И наконец, истребление флоры и фауны. Ученые считают, что к середине следующего века может исчезнуть четверть, а то и половина из ныне живущих видов. Это массовое вымирание также является результатом деятельности человека.

Но наибольшую угрозу существованию Земли несет современное ядерное оружие. Оно может уничтожить все живое на планете.

В чем же выход? Как мы можем помочь нашей планете? Наш ответ - повышение экологической культуры каждого человека. Человек, обладающий экологической культурой, осознает себя не отдельной особью, а частичкой природной среды. Он понимает, что, помогая природе, он помогает самому себе.

     Законы экологии.

Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

          Ребята, а какие пути решения этих проблем вы видите? Сформулируйте эти советы на ватманах?

1. Ужесточить наказание за незаконную вырубку леса и браконьерство.

2. Поставить больше контейнеров для мусора.

3. Разведение цветников, парков, охрана берёзовой рощи.

4. Увеличить штрафы за загрязнение водоёмов и загрязнение территорий.

5. Запретить курить в общественных местах.

   - Подумайте, а чем мы с вами можем помочь природе?

1. Мы сами выращиваем рассаду цветов для пришкольного палисадника.

2. Следим за порядком в берёзовой роще, на пришкольной территории.

3. Сделали и повесили кормушки.

4. Подведение итогов (рефлексия)

Экологическая катастрофа, экологическая культура, экологическая грамотность - вот содержание нашего сегодняшнего разговора. Тревога? Ощущение опасности? Вера в разум и совесть человека? Надежда на то, что люди прозреют и остановят катастрофу?

Экология как наука направлена на понимание функционирования экосистем, взаимоотношений видов живых существ с их окружающей средой, условий развития и равновесия таких систем. Инструментами этого познания являются наблюдение, проведение опытов, выдвижение теорий, объясняющих явления. Отношения между человеком и природой также могут быть предметом изучения экологии.


 

Конспект классного часа « Нарушение экологического равновесия »

Конспект классного часа « Нарушение экологического равновесия »

Экологические катастрофы» Земля живая

Экологические катастрофы» Земля живая

Третий закон: «Ничто не даётся даром»

Третий закон: «Ничто не даётся даром»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2022